О результатах рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок в отношении соблюдения заказчиками требований Закона о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В период с 27 года по 31 июля 2015 года Комиссией Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрено 7 жалоб участников закупок на действия заказчиков, комиссий по осуществлению закупок при проведении процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Три жалобы признаны необоснованными, четыре жалобы признаны обоснованными, в результате рассмотрения двух жалоб, поданных в отношении действий аукционной комиссии в рамках одной закупки, выдано предписание об устранении выявленных нарушений. 

В действиях заказчиков, членов закупочных комиссий выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

Включение в объект одной закупки товаров – объектов разных товарных рынков. Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе. В рамках данного аукциона заказчик включил в описание объекта закупки: шовный материал, нити хирургические и медицинские изделия, содержащие в составе медицинские инструменты. При рассмотрении материалов дела, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о том, что медицинские изделия, содержащие в составе медицинские инструменты, являются объектом самостоятельного товарного рынка и не является товаром идентичным шовному материалу, нитям хирургическим, также не может быть взаимозаменяемым по отношению к указанному товару. С учетом наличия на каждом самостоятельном рынке производителей, специализирующихся на изготовлении соответствующего товара, и не осуществляющих производство какого-либо смежного товара, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях заказчика, объединившего в одну закупку шовный материал, нити хирургические и медицинские изделия, содержащие в составе медицинские инструменты, нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившегося в установлении в описании объекта закупки требований к товару, влекущих ограничение количества участников. В связи с тем, что определение поставщика отменено заказчиком до рассмотрения жалобы предписание об устранении выявленных нарушений не выдано.    

Установление заказчиком требований к участникам закупок, не предусмотренных Законом о контрактной системе. Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе. Согласно документации о закупке предметом аукциона является разработка схем теплоснабжения муниципальных образований Селтинского района Удмуртской Республики. Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ по подготовке проектной документации. При рассмотрении материалов дела Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что согласно Федеральному закону от 27.07.2010г. 190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения – документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требования к проектным материалам, содержатся в Градостроительном кодексе РФ, при этом, в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации,  по строительству,  реконструкции,  капитальному ремонту объектов капитального строительства,  которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства отсутствует такой вид работ как разработка схемы теплоснабжения или организация подготовки схемы теплоснабжения, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. С учетом положений перечисленных нормативно-правовых актов, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости наличия у участников закупки свидетельства о допуске СРО к видам работ по подготовке проектной документации при разработке схемы теплоснабжения и наличии в действиях заказчика нарушения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. В связи с тем, что заказчиком внесены соответствующие изменения в документацию о закупке до рассмотрения жалобы предписание об устранении выявленных нарушений не выдано.

Отказ аукционной комиссии в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки в связи с предоставлением участниками недостоверных сведений. Организатором совместной закупки размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку моющих средств, документация об аукционе. При рассмотрении первых частей заявок участников закупки аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске участникам, предложившим стиральный порошок «BL», так как, по мнению членов аукционной комиссии, в заявках данных участников содержались недостоверные сведения о наличии в составе данного порошка цеолитов. В ходе рассмотрения жалоб двух участников данной закупки заявители представили письмо от производителя указанного стирального порошка, согласно которому данный производитель осуществляет изготовление стирального порошка «BL» с использованием цеолитов вместо фосфатов. На официальном сайте производителя стирального порошка «BL» содержится информация о наличии порошка, выпускаемого под указанной торговой маркой, без содержания фосфатов. С учетом изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о том, что заявки участников закупки, которым отказано в допуске к участию в электронном аукционе, не содержали недостоверных сведений относительно состава, предлагаемого к поставке стирального порошка, в связи с чем, действия аукционной комиссии признаны нарушающими часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выдано предписание об устранении выявленных нарушений.