26 сентября состоялась пресс-конференция с участием руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике

26 сентября 2013 года в Доме Правительства Удмуртской Республики состоялась пресс-конференция с участием руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Михаила Маренникова на тему: «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.». 

Свое выступление Михаил Маренников начал с ознакомления присутствующих представителей средств массовой информации с разработанной ФАС России стратегией. Руководитель обратил внимание, что стратегия определяет  четыре приоритетных направления в деятельности службы и выделил основные положения и задачи каждого  из них.

Руководитель Удмуртского УФАС России отметил, что для создания благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции первоочередными задачами являются:

  • распространение сферы применения новых правовых институтов – предупреждений и предостережений – на антиконкурентные акты и действия публично-правовых образований, а также на недобросовестную конкуренцию;
  • исключение уведомительного контроля за экономической концентрацией;
  • переход от индивидуальной защиты интересов физического лица к защите интересов неопределенного круга физических лиц в случае нарушения их прав (ущемления интересов) хозяйствующим субъектом, злоупотребляющим своим доминирующим положением;
  • внедрение требование о включении хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов на срок не более 3 лет;
  • внесение изменения в законодательство РФ, предусматривающие объединение процедур рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и дел об административных правонарушениях в единую общую процедуру;
  • внедрение процедуры досудебного обжалования решений территориальных органов ФАС России в центральном аппарате ФАС России в целях повышения единообразия применения законодательства  при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства;
  •  создание необходимой инфраструктуры и правовых основ для дистанционного рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Особое внимание Михаил Маренников уделил институтам предупреждений и предостережений. Как пояснил руководитель, теперь в соответствии с Законом «О защите конкуренции» антимонопольные органы должны выдавать доминирующим хозяйствующим субъектам предупреждения о прекращении ими действий (бездействия), содержащих признаки злоупотребления доминирующим положением. Институт предупреждения применяется не ко всем видам злоупотребления, а только к навязыванию неблагоприятных условий договора и необоснованному отказу или уклонению от заключения договора. Дело о нарушении антимонопольного законодательства может быть возбуждено лишь после отказа хозяйствующего субъекта от выполнения предупреждения.

 

Продолжая своё выступление и говоря о снижении административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков, Михаил Маренников остановился на таких положениях как:

  • внедрение механизмов стимулирования федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • содействие формированию системы показателей состояния и развития конкуренции в целях использования при оценке результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также в качестве целевых показателей программ развития конкуренции;
  • ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий во всех конкурентных секторах экономики, за исключением предприятий, действующих в сфере обороны и безопасности страны;
  • введение процедуры согласования с антимонопольным органом решений органов власти о создании унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций, которые планируется наделить правом осуществления предпринимательской деятельности;
  • разработка и внедрение законодательных мер по пресечению «увода» государственного имущества через унитарные предприятия в частные руки.

Важным блоком в выступлении руководителя стал вопрос об обеспечении недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формировании эффективных механизмов тарифообразования, реализация которого, согласно представляемой стратегии возможна при:

  • упразднении ФЗ «О естественных монополиях» и введении в  Закон «О защите конкуренции» положений, предусматривающих особенности государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
  • повышении прозрачности закупок, осуществляемых субъектами естественных монополий, в целях снижения себестоимости и повышения эффективности использования ограниченных ресурсов;
  • введении санкций за нарушения положений ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

В завершении презентации приоритетных направлений  Михаил Маренников обозначил  реализацию создания условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества посредством внедрения информационно-аналитической системы, позволяющей в режиме реального времени осуществлять сбор и анализ данных по государственным закупкам и операциям по реализации государственного имущества.

Отметив основные и наиболее обсуждаемые темы сегодняшних дней, в заключении Михаил Маренников ответил на все вопросы журналистов, которые в свою очередь, активно вступили в диалог с докладчиком. Представителей СМИ интересовали не только вопросы, касающиеся стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования, но и важные для простых ижевчан темы, такие как инфляция, проблемы ЖКХ  и цены на авиабилеты.

 

Остановившись подробнее на вопросе, связанном с ОАО «Ижавиа», руководитель Управления  напомнил, что за период с 01 января 2012 года по 01 февраля 2013 года Удмуртским УФАС России проведен анализ рынка поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» Удмуртской Республики. По результатам проведенного анализа, Удмуртским УФАС России установлен контроль за поведением хозяйствующего субъекта – монополиста – ООО «КОМОС ГРУПП», оказывающего услуги поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту, с целью предупреждения и пресечения антиконкурентных действий и злоупотребления доминирующим положением.

 

В продолжение данной темы Михаил Маренников прокомментировал информацию о создании ОАО «Ижевский аэропорт», отметив, что данное общество приобретает право собственности на основные производственные средства и нематериальные активы ОАО «Ижавиа», вносимые в уставный капитал ОАО «Ижевский аэропорт».

Завершив дискуссию, Михаил Маренников поблагодарил всех за активное участие в пресс-конференции и отметил, что реализация рассмотренных направлений деятельности службы в рамках обозначенных приоритетов позволит существенно повысить качество антимонопольного регулирования в России, а также улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации.