Отсутствие в рекламе займов информации обо всех условиях выдачи займов, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся данными услугами лица, является нарушением Закона о рекламе

27 августа 2012 года Арбитражный суд Удмурткой Республики признал законным постановление Удмуртского УФАС России о наложении на КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск» штрафа в размере 100 000 рублей за размещение в газете «Лидер Почта» ненадлежащей рекламы финансовых услуг.

В нарушение требований ч.7 ст.5, п.2) ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе» КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск» разместило в газете «Лидер Почта» № 7 (464) от 24.02.2012г. рекламу займов с отсутствием информации обо всех условиях выдачи займов, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся данными услугами лица, что искажает смысл информации и может ввести потребителей рекламы в заблуждение.

Не согласившись с постановлением о наложении штрафа, КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск» обратилось в Арбитражный суд Удмурткой Республики, в качестве доводов указав, что информация, размещенная в газете «Лидер Почта», не является рекламой, поскольку отсутствует такой признак рекламы, как адресованность неопределенному кругу лиц, а также, что правонарушение, совершенное кооперативом, является малозначительным.

Исследовав и изучив материалы дела, суд признал постановление антимонопольного органа законным в полном объеме, указав, что рассматриваемое сообщение содержит все признаки рекламы, закрепленные в п.1 ст.3 ФЗ «О рекламе», а именно:
- направленность на привлечение внимания к объектам рекламирования - КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск» и оказываемым им услугам по предоставлению займов;
- направленность на формирование и поддержание интереса к вышеуказанным объектам рекламирования не только среди членов кооператива, но и лиц, желающих воспользоваться предлагаемыми услугами, и соответственно, вступить в кооператив;
- адресованность неопределённому кругу лиц – потенциальным читателям газеты «Лидер Почта».
При этом суд отметил, что данное сообщение было адресовано не только лицам, которые на момент выхода рекламы являлись членами кооператива, но и лицам, желающим вступить в кооператив, в связи с чем, круг потребителей сообщения являлся неопределенным. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком конкретном лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Также, суд отметил, что совершенное КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск» правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям не наступлением каких-либо материальных последствий нарушения, а пренебрежительным отношением КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск» к исполнению своих обязанностей, к формальным требованиям, предусмотренным ч.7 ст.5, п.2) ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе», что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы. КПКГ «Кредитный Центр-Ижевск» нарушило запрет на распространение рекламы финансовых услуг без указания всех условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, безразлично отнесясь к принятой на себя публично-правовой обязанности в сфере рекламы, что свидетельствует о существенной угрозе правоохраняемым интересам, что, к примеру, могло ввести потенциальных потребителей рекламы (читателей газеты «Лидер Почта») в заблуждение относительно характера информации, размещённой в данном СМИ.