Горизонты «третьего антимонопольного пакета»

Сфера деятельности: Контроль органов власти

29 февраля 2012 года в медиагруппе «Центр» состоялась пресс-конференция заместителя руководителя – начальника отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России Татьяны Васильевны Герасимовой на тему: «Новелла ФЗ «О защите конкуренции» - рассмотрение антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров».

Открывая мероприятие, Татьяна Васильевна Герасимова напомнила о вступлении 06 января 2012 года в силу «третьего антимонопольного пакета» и какие горизонты он открывает для представителей бизнеса.
«Поправки в новом законодательстве касаются определения хозяйствующего субъекта, на которого распространяется действие антимонопольного законодательства. Теперь под хозяйствующим субъектом понимаются и физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Это позволяет расширить круг субъектов, в отношении которых могут быть применены акты антимонопольных органов», - пояснила заместитель руководителя Удмуртского УФАС России. «Вводятся дополнительные полномочия антимонопольного органа в части рассмотрения жалоб при проведении торгов. При этом действует следующая процедура: любое заинтересованное лицо, которое считает, что его права нарушены при проведении торгов, обращается с жалобой в антимонопольный орган. В течение трех рабочих дней с момента поступления жалобы выносится решение о ее принятии. Не принять жалобу мы имеем право только тогда, когда эта жалоба не соответствует требованиям или направлена с нарушением срока её оформления. Далее, в течение 7 рабочих дней выносится предписание, которым могут быть аннулированы торги, права участника которых были нарушены. Это право применяется при реализации любого имущества РФ».
В Федеральный закон «О защите конкуренции» введена статья 18.1., которая устанавливает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Обжалование допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов.
«Со вступлением «третьего антимонопольного пакета» у предпринимателей появилась возможность быстрого обжалования процедуры торгов на реализацию имущества – 7 дней», - прокомментировала Татьяна Герасимова.

Нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов власти и органов местного самоуправления остается распространенным видом нарушения – в 2011 году было возбуждено и рассмотрено 120 дел. Структура нарушений по статье 15 Закона «О защите конкуренции»:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам;
- предоставление государственных или муниципальных преференций в нарушение установленного порядка;
- неприведение ненормативного правового акта в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.
В 2011 году рассмотрено 126 заявлений о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций на цели охраны здоровья граждан, поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства, социальной защиты населения. Решения о даче согласия были приняты в 49 случаях, с введением ограничения – в 55.

В завершении пресс-конференции Татьяна Герасимова ответила на интересующие журналистов вопросы и пригласила представителей СМИ не региональный семинар-совещание, который состоится в г. Ижевске 18-19 апреля 2012 года с участием заместителя руководителя ФАС России Андрея Кашеварова, представителей территориальных органов ФАС России по Приволжскому-федеральному округу, судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции. На данном семинаре планируется обсудить следующие вопросы:
1.«Третий антимонопольный пакет». Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
2.Практика применения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Применение мер административной ответственности за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (ст.14.9 КоАП РФ)
3.Взаимодействие кредитных и страховых организаций при осуществлении подключения физических лиц к программам коллективного добровольного страхования. Создание конкурентных условий деятельности на рынке платежей. Реализация полномочий антимонопольных органов по выдаче предписаний о реализации продукции на товарной бирже и согласование формирования стартовой цены.