Акт внеплановой документарной проверки Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики

Акт составлен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Удмуртское УФАС России) по адресу: 426009, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24.

Проверка проведена на основании приказа Удмуртского УФАС России от 25.12.2023 № 126/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики», приказа Удмуртского УФАС России «О внесении изменений в приказ Удмуртского УФАС России № 126/23 от 25.12.2023 «О проведении внеплановой документарной проверки Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики» от 31.01.2024 № 11/24.

Продолжительность проверки: с 15 января 2024 года по 9 февраля 2024 года – общая продолжительность проверки 20 рабочих дней.

Контролируемое лицо: Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – Минстрой УР, Орган регулирования).

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен(а): и.о. министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики 11.01.2024.

Лица, проводившие проверку:

Руководитель Инспекции Удмуртского УФАС России:

*** – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Удмуртского УФАС России, служебное удостоверение №***.

Члены инспекции Удмуртского УФАС России:

*** – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Удмуртского УФАС России, служебное удостоверение №***.

При проведении внеплановой документарной проверки совершены следующие контрольные (надзорные) действия: получение письменных объяснений, истребование документов.

В ходе проведения проверки Инспекцией Удмуртским УФАС России выявлено следующее.

 

 

 

  1. .  ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

 

ООО «Районная теплоснабжающая компания»

 

Дата регистрации: 28.05.2014

ИНН: 1832118849

ОГРН: 1141832003114

Юридический адрес: 426006, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Новоажимова, 13.

В соответствии с приказом Удмуртского УФАС России от 25.12.2023 № 126/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для ООО «Районная теплоснабжающая компания» (далее – ООО «РТК») утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 19.12.2023 № 31/30 «О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» на 2024 - 2028 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» потребителям, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии»:

для потребителей, подключенных к магистральным тепловым сетям: с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 1448,12 руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 - 1587,14 руб./Гкал;

- для населения: с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 1737,74 руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 - 1904,57 руб./Гкал;

для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям: с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 2029,99 руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 - 2224,99 руб./Гкал;

- для населения: с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 2435,99 руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 - 2669,99 руб./Гкал;

тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии: с 01.01.2024 по 30.06.2024 – 1252,44 руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 – 1377,45 руб./Гкал.

Необходимая валовая выручка (НВВ), относимая на производство тепловой энергии, учтенная Минстроем УР, на 2024 год составила 769008,38 тыс. руб.

Инспекцией Удмуртского УФАС России проанализированы материалы тарифного дела ООО «РТК» 2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение от 19.12.2023 по делу № 06-01/06/1.130-2023 об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период 2024-2028 годы для ООО «Районная теплоснабжающая компания» (далее – Экспертное заключение ООО «РТК»).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

  1. Требование к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

Инспекция Удмуртского УФАС России отмечает, что Экспертное заключение ООО «РТК» в нарушение положений п. 29 Правил № 1075 не содержит анализа экономической обоснованности расходов на топливо и обоснованности расчета объема полезного отпуска тепловой энергии, а именно отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, анализ данных документов, отсутствует правовая аргументация учета (неучета) расходов, а также расчет принятых расходов.

 

  1. Раздельный учет

В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования № 1075 регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 1075 раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Как отражено в пункте 12 Основ ценообразования № 1075, необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования № 1075.

Необходимая валовая выручка (НВВ), относимая на производство тепловой энергии, учтенная Минстроем УР на 2024 год составила 769008,38 тыс. руб.

 

  1. Расходы на топливо

Расходы на топливо на 2024 год учтены Органом регулирования в размере 510371,19 тыс. руб.

Расходы на топливо на 2024 год заявлены ООО «РТК» в размере 499831,32 тыс. руб.

Фактические расходы на топливо за 2022 год составили 417490,39 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

 (тыс. руб.), (2)

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

 - плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

 

  1. Удельный расход топлива

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

В силу пункта 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – Минстрой УР) № 01-09/520 от 08.10.2021 «Об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью «Районная теплоснабжающая компания» на 2022 год» утверждены следующие нормативы удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию ООО «РТК» на 2022 год:

ООО «РТК» - 167,75 кг.у.т./Гкал, в том числе:

котельная 13 улицы по адресу: г. Ижевск, ул. Новоажимова, 13 – 171,29 кг.у.т./Гкал;

котельная Лесозавода по адресу: г. Ижевск, ул. Лесозаводская, 23 – 158,02 кг.у.т./Гкал.

С учетом переводного коэффициента, учитывающего теплоту сгорания натурального топлива (8000 ккал низшая теплота сгорания натурального топлива), составил 146,78 куб.м./Гкал (кг/Гкал).

Таким образом, утвержденный для ООО «РТК» на 2024 год норматив удельного расхода условного топлива отсутствует, Органом регулирования применен норматив за 2022 год. Обоснование применения указанного норматива Экспертное заключение ООО «РТК» не содержит. Кроме того, в Экспертном заключении ООО «РТК» отсутствует информация о примененном переводном коэффициенте условного топлива в натуральное.

При этом, удельный расход газа, учтенный органом регулирования (146,78 куб.м/Гкал.), превышает заявленный ООО «РТК» (142,38 куб.м/Гкал.).

В целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

 

3.2. Плановая (расчетная) цена на топливо

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Согласно Экспертному заключению ООО «РТК» в расчете расходов на приобретение топлива применена цена на природный газ, установленная для Удмуртской Республики на 1 полугодие 2024 г. приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23 «Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый организациям, осуществляющим по состоянию на 1 декабря 2023 г. в качестве основного вида экономической деятельности производство электроэнергии тепловыми электростанциями, производство, передачу и распределение пара и горячей воды тепловыми электростанциями и (или) котельными с кодами ОКВЭД 35.11.1, 35.30.11, 35.30.14, 35.30.2, 35.30.3, организациям, осуществляющим деятельность с указанными кодами ОКВЭД в качестве дополнительного вида экономической деятельности при условии осуществления ими в качестве основного вида экономической деятельности с кодами ОКВЭД 35.11, 35.3, 35.30, 35.30.1, 68.32.1, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет не менее 75 процентов общей выручки, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет менее 75 процентов общей выручки, приобретающим газ в объемах, необходимых для производства и реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), либо организациям-недропользователям (коды ОКВЭД 06.10.1, 06.20) и (или) их аффилированным лицам, не входящим с такими недропользователями в одну группу компаний, или организациям, осуществляющим в качестве основного вида экономической деятельности распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям и торговлю твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами с кодами ОКВЭД 35.22, 46.71, приобретающим газ для перепродажи потребителям, относящимся к организациям, осуществляющим по состоянию на 1 декабря 2023 г. в качестве основного вида экономической деятельности производство электроэнергии тепловыми электростанциями, производство, передачу и распределение пара и горячей воды тепловыми электростанциями и (или) котельными с кодами ОКВЭД 35.11.1, 35.30.11, 35.30.14, 35.30.2, 35.30.3, организациям, осуществляющим деятельность с указанными кодами ОКВЭД в качестве дополнительного вида экономической деятельности при условии осуществления ими в качестве основного вида экономической деятельности с кодами ОКВЭД 35.11, 35.3, 35.30, 35.30.1, 68.32.1, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет не менее 75 процентов общей выручки, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет менее 75 процентов общей выручки, приобретающим газ в объемах, необходимых для производства и реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), кроме потребителей Российской Федерации, указанных в пунктах 15.1 и 15.1.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021» (далее – Приказ ФАС России от 28.11.2023 № 910/23): 4856 руб. за тыс. куб.м., скорректированная с учетом калорийности топлива (8000 ккал/куб.м.).

При этом Экспертное заключение ООО «РТК» не содержит информации о примененном Органом регулирования переводном коэффициенте при расчете оптовой цены на газ, учитывая отклонение фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/куб.м.

Размер платы за снабженческие услуги определен в соответствии с приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям поставщиками газа» для потребителей с объемом потребления газа от 10 до 100 млн куб.м. в год - 130,75 руб./тыс. куб.м.

Тариф на транспортировку газа применен в размере 453,25 руб./тыс. для потребителей с объемом потребления газа от 10 до 100 млн куб.м. в год в соответствии с тарифом, утвержденным приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям» на период с 01.12.2022 по 1 полугодие 2024 года включительно.

В тариф также включена специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Ижевск», предназначенная для финансирования программы газификации Удмуртской Республики, утвержденная приказом Минстроя УР от 20.12.2022 № 31/12, в размере 167,70 руб./тыс. куб.м.

Приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23 утверждена цена на природный газ для Удмуртской Республики на 2 полугодие 2024 г. в размере 5400 руб./тыс. куб.м.

Приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям» также утвержден тариф для потребителей с объемом потребления газа от 10 до 100 млн куб.м. в год в размере 484,98 руб./тыс.куб.м.

Вместе с тем в Экспертном заключении ООО «РТК» указано, что стоимость газа за 2 полугодие 2024 года принята с ростом 111% в размере 6296,73 руб./куб.м., что не соответствует установленному ФАС России тарифу и нарушает пункт 28 Основ ценообразования № 1075, а также дополнительно представленному Органом регулирования расчету расходов на газ.

 

3.3. Расчетный объем отпуска тепловой энергии

Заявленный ООО «РТК» объем полезного отпуска составил: 532797,15 Гкал.

Объем полезного отпуска тепловой энергии, учтенный Органом регулирования, составил: 554102,05 Гкал.

Фактический объем полезного отпуска тепловой энергии ООО «РТК» за 2022 год составил: 562006,24 Гкал.

Плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии с учетом технологических потерь тепловой энергии, учтенный Органом регулирования при расчете расходов на топливо на 2024 год составил 588483,92 Гкал.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Объем полезного отпуска тепловой энергии схемой теплоснабжения г. Ижевска и программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Ижевска не утвержден.

Для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии (далее также - объем отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии), используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.

Объем полезного отпуска тепловой энергии включает собственное потребление в размере 188,46 Гкал, представляющее собой, как следует из Экспертного заключения ООО «РТК», расходы на хозяйственные нужды организации, которые в нарушение пункта 8 Методических указаний № 760-э не исключены.

Расход тепловой энергии на хозяйственные нужды, отпуск тепловой энергии прочим потребителям в размере 161748,63 Гкал приняты на уровне среднегодового за 2021-2022 годы объема потребления, что не соответствует требованиям п. 22 Основ ценообразования № 1075.

Исходя из Экспертного заключения ООО «РТК» объем реализации тепловой энергии определен исходя из количественной оценки объемов отпуска теплоэнергии на нужды отопления в многоквартирные и жилые дома, оборудованные приборами учета тепловой энергии и необорудованные приборами учета тепловой энергии. Объем отпуска тепловой энергии в многоквартирные дома, необорудованные приборами учета, рассчитан исходя из представленных организацией данных о площади отапливаемых помещений и нормативов на коммунальную услугу по отоплению, установленных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 554 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике». Объем отпуска тепловой энергии на нужды отопления многоквартирных и жилых домов, оборудованных приборами учета тепловой энергии, определялся исходя из фактических данных об объемах потребления за предыдущие годы регулирования.

Обоснование объема полезного отпуска населению Экспертное заключение ООО «РТК» не содержит.

Также к объему полезного отпуска ООО «РТК» при расчете потерь тепловой энергии в сети теплоснабжающей организации добавлены потери в размере 34381,88 Гкал, соответствующий утвержденным приказом Минстроя УР от 16.11.2022 № 25/254 технологическим потерям ООО «ИжевскЭнергоСервис».

Обоснование принятия объема полезного отпуска бюджетных потребителей на уровне предложения ООО «РТК» Экспертное заключение ООО «РТК» не содержит.

Обоснование включения Органом регулирования в объем полезного отпуска ООО «РТК» объема полезного отпуска организациям-перепродавцам и организациям-транспортировщикам тепловой энергии в размере 367460,08 Гкал в Экспертном заключении ООО «РТК» отсутствует. При этом учтенный Органом регулирования объем полезного отпуска организациям-перепродавцам и организациям-транспортировщикам тепловой энергии превышает заявленный ООО «РТК» на 15828,16 Гкал.

С учетом изложенного, обоснования объема полезного отпуска тепловой энергии Органом регулирования Экспертное заключение ООО «РТК» в нарушение п. 29 Правил № 1075 не содержит. При этом объем полезного отпуска тепловой энергии, принятый Органом регулирования, превышает заявленный ООО «РТК» на 21304,90 Гкал.

 

3.4. Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива

В соответствии с подпунктом «б» пункта 47 Основ ценообразования                 № 1075 к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.

Нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

ООО «РТК» на 2024 год не заявлялись расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, в связи с чем в составе НВВ на 2024 год отсутствуют.

 

На основании изложенного Инспекцией Удмуртского УФАС России установлено, что расходы на топливо для ООО «РТК» на 2024 год приняты Органом регулирования в размере 510371,19 тыс. руб., что на 10539,87 тыс. руб. выше заявленного ООО «РТК», и выше фактических расходов на топливо на 92880,8 тыс. руб.

В целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. Обоснование величины расходов выше заявленной регулируемой организацией и выше фактических расходов в Экспертном заключении ООО «РТК» также не отражено.

Фактически, как следует из пояснительной записки Минстроя УР, представленной сопроводительным письмом исх. № 06-01/08/939 от 02.02.2024, плановый объем полезного отпуска тепловой энергии, рассчитан таким образом, чтобы были соблюдены утвержденные индексы изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2024 год, что не соответствует требованиям пункта 22 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье не могут быть признаны экономически обоснованными и подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия обоснования Инспекция Удмуртского УФАС России считает необходимым рассмотреть вопрос об исключении экономически необоснованных расходов по данной статье из состава НВВ регулируемой организации.

 

 

Филиал «Удмуртский» ПАО «Т Плюс»

 

Дата регистрации: 01.08.2005

ИНН: 6315376946

ОГРН: 1056315070350

Юридический адрес: 143421, Московская область, г.о. Красногорск, тер. Автодорога Балтия, 26й км, д.3, стр. 3, оф. 506.

В соответствии с приказом Удмуртского УФАС России по от 25.12.2023 № 126/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2022 № 4282-р МО «Город Ижевск» Удмуртской Республики отнесено к ценовой зоне теплоснабжения.

01.09.2023 окончен переходный период в ценовую зону теплоснабжения муниципального образования «Город Ижевск» в отношении систем теплоснабжения в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации ПАО «Т Плюс».

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс» утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 19.12.2023 № 31/27 «О долгосрочных параметрах регулирования для публичного акционерного общества «Т Плюс» (филиал «Удмуртский) на 2024 - 2028 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую публичным акционерным обществом «Т Плюс» (филиал «Удмуртский») потребителям, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые публичным акционерным обществом «Т Плюс» (филиал «Удмуртский»)»:

1. тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (с. Первомайский, с. Октябрьский):

- для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения: с 01.01.2024 по 30.06.2024 – 2026,16 руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 – 2220,67 руб./Гкал;

- для населения: с 01.01.2024 по 30.06.2024 – 2431,39 руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 – 2664,80 руб./Гкал;

2. тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (д. Хохряки):

- для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения: с 01.01.2024 по 30.06.2024 – 1207,90 руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 – 1364,93 руб./Гкал;

- для населения: с 01.01.2024 по 30.06.2024 – 1449,48 руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 – 1637,92 руб./Гкал;

4. тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (с. Первомайский, с. Октябрьский): с 01.01.2024 по 30.06.2024 – 1008,84 руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 – 1095,25 руб./Гкал;

5. тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (д. Хохряки): с 01.01.2024 по 30.06.2024 – 960,41 руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 – 1066,06 руб./Гкал;

6. тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей в случае дифференциации тарифов по схеме подключения:

- услуги по передаче тепловой энергии в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации ООО «РТК»: с 01.01.2024 по 30.06.2024 – 649,24 руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 – 711,57 руб./Гкал;

- услуги по передаче тепловой энергии в зоне деятельности единых теплоснабжающих организаций МУП «СпДУ», ООО «Котельная двадцатого энергорайона», БПОУ УР «Ижевский Агростроительный техникум»: с 01.01.2024 по 30.06.2024 – 121,80 руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 – 133,49 руб./Гкал.

Инспекцией Удмуртского УФАС России проанализированы материалы тарифного дела филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс» 2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе:

- Экспертное заключение от 19.12.2023 по делу № 06-02/06/1.019-2023 об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период 2024-2028 годы для филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс» (системы теплоснабжения, расположенные в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики», с. Первомайский, с. Октябрьский) (далее – Экспертное заключение ПАО «Т Плюс» (с. Первомайский, с. Октябрьский)).

- Экспертное заключение от 19.12.2023 по делу № 06-02/06/1.019-2023 об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период 2024-2028 годы для филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс» (системы теплоснабжения, расположенные в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики», д. Хохряки) (далее – Экспертное заключение ПАО «Т Плюс» (д. Хохряки).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требование к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности).

Инспекция Удмуртского УФАС России отмечает, что Экспертное заключение ПАО «Т Плюс» (д. Хохряки) и Экспертное заключение ПАО «Т Плюс» (с. Первомайский, с. Октябрьский) (далее – Экспертные заключения ПАО «Т Плюс») в нарушение положений п. 29 Правил № 1075 не содержат анализа экономической обоснованности расходов на топливо и обоснованности расчета объема полезного отпуска тепловой энергии, а именно отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, анализ данных документов, отсутствует правовая аргументация учета (неучета) расходов, а также расчет принятых расходов.

 

2. Раздельный учет

В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования № 1075 регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 1075 раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Как отражено в пункте 12 Основ ценообразования № 1075, необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования № 1075.

Необходимая валовая выручка (НВВ), относимая на производство тепловой энергии, учтенная Минстроем УР при расчете тарифов на тепловую энергию в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (с. Первомайский, с. Октябрьский) на 2024 год составила 32130,40 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка (НВВ), относимая на производство тепловой энергии, учтенная Минстроем УР при расчете тарифов на тепловую энергию в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (с. д. Хохряки) на 2024 год составила 89171,74 тыс. руб.

 

3. Расходы на топливо

Расходы на топливо в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (с. Первомайский, с. Октябрьский), на 2024 год учтены Органом регулирования в размере 24048,83 тыс. руб.

Расходы на топливо в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (с. Первомайский, с. Октябрьский), на 2024 год заявлены ПАО «Т Плюс» в размере 17906,93 тыс. руб.

Расходы на топливо в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (д. Хохряки), на 2024 год учтены Органом регулирования в размере 63175,51 тыс. руб.

Расходы на топливо в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (д. Хохряки), на 2024 год заявлены ПАО «Т Плюс» в размере 68602,49 тыс. руб.

Фактические расходы на топливо ПАО «Т Плюс» за 2022 из представленных материалов Минстроя УР в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (с. Первомайский, с. Октябрьский) и д. Хохряки, не представляется возможным установить, информация об их объеме в Экспертных заключениях отсутствует.

 

3.1. Удельный расход топлива

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

В силу пункта 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относится, в числе иных, утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2022 № 4282-р муниципальное образование «Город Ижевск» Удмуртской Республики отнесено к ценовой зоне теплоснабжения.

В соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере теплоснабжения приказом Минстроя УР от 04.08.2023 № 15/1 и приказом Минстроя УР от 08.08.2023 № 16/2 впервые утверждены индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения - муниципальном образовании «Город Ижевск» Удмуртской Республики и предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения - муниципальном образовании «Город Ижевск» Удмуртской Республики на 2023 год.

Таким образом, в соответствии с пунктом 34 статьи 2 Закона о теплоснабжении с 1 сентября 2023 года завершился переходный период в ценовой зоне теплоснабжения – муниципальном образовании «Город Ижевск» Удмуртской Республики в системах теплоснабжения №№ 1, 3 – 5, 8 – 18, 20 – 27, 29 – 31, 33 – 36 в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации ПАО «Т Плюс» (филиал «Удмуртский»).

Учитывая положения Закона о теплоснабжении, приказом Минэнерго России от 12.09.2023 № 765 в отношении источника теплоснабжения Ижевской ТЭЦ-2, расположенной в муниципальном образовании «Город Ижевск», от которого осуществляется поставка тепловой энергии потребителям в МО «Город Ижевск» и МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (с. Первомайский, д. Хохряки), утвержден на 2024 год только норматив удельного расхода условного топлива на производство единицы электрической энергии.

ПАО «Т Плюс» (филиал «Удмуртский») в адрес Минстроя УР представлено уведомление о смене метода распределения расхода условного топлива по Ижевской ТЭЦ-2, в соответствии с которым при тепловом методе распределения расхода топлива норматив удельного расхода условного топлива на производство единицы электрической энергии соответствует утвержденному Минэнерго России на 2024 год (260,53 г у.т./кВт*ч), а норматив удельного расхода условного топлива на производство единицы тепловой энергии составляет на 2024 год 160,00 кг у.т./Гкал.

С учетом предложения ПАО «Т Плюс» расчет расходов на топливо от источника тепловой энергии Ижевская ТЭЦ-2 на 2024 год органом регулирования произведен исходя из норматива удельного расхода условного топлива на производство единицы тепловой энергии в размере 160,00 кг у.т./Гкал с учетом удельного расхода условного топлива на производство единицы электрической энергии на 2024 год, утвержденного Минэнерго России, и теплового метода распределения расхода топлива.

Обоснование применения указанного норматива Экспертные заключения ПАО «Т Плюс» не содержат.

Норматив удельного расхода условного топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источника тепловой энергии котельной в п. Октябрьский МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики», применен с учетом норматива удельного расхода условного топлива на производство единицы тепловой энергии в размере 162,09 кг у.т./Гкал, являющегося долгосрочным параметром регулирования, определенным Концессионным соглашением № АБ-434/253 от 28.12.2019, на основании которого ПАО «Т Плюс» (филиал «Удмуртский») владеет объектом теплоснабжения - котельной в п. Октябрьский МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики».

Экспертные заключения не содержат информации о примененных Органом регулирования переводных коэффициентах условного топлива в натуральное.

 

3.2. Плановая (расчетная) цена на топливо

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Согласно Экспертным заключениям ПАО «Т Плюс», в расчете применены цены на природный газ, установленные для Удмуртской Республики Приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23: 4856 руб. за тыс. куб.м. для 1 полугодия 2024 г. и 5400 руб. за тыс. куб.м. для 2 полугодия 2024 г., скорректированные с учетом калорийности топлива в разрезе котельной в п. Октябрьский (8213 ккал/куб.м.) и Ижевской ТЭЦ-2 (8183 ккал/куб.м.).

Вместе с тем Экспертные заключения не содержат информации о примененных Органом регулирования переводных коэффициентах при расчете оптовой цены на газ, учитывая отклонение фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/куб.м.

Размер платы за снабженческие услуги определен в соответствии с приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям поставщиками газа»:

по Ижевской ТЭЦ-2 для потребителей с объемом потребления газа свыше 500 млн куб.м. в год – 118,62 руб./тыс. куб.м.

При расчете Органом регулирования цены за газ, приобретенный для котельной п. Октябрьский по нерегулируемым ценам, плата за снабженческо-сбытовые услуги не применялась.

Тариф на транспортировку газа применен в соответствии с приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям»:

для Ижевской ТЭЦ-2 на 1 полугодие 2024 для потребителей с объемом потребления газа свыше 500 млн куб.м. в год – 270,46 руб./тыс.куб.м.;

для Ижевской ТЭЦ-2 на 2 полугодие для потребителей с объемом потребления газа свыше 500 млн куб.м. в год – 289,39 руб./тыс. куб.м.;

для котельной в п. Октябрьский - на 1 полугодие 2024 для потребителей с объемом потребления газа от 10 до 100 тыс. куб.м. в год – 636,30 руб./тыс.куб.м.;

для котельной в п. Октябрьский - на 2 полугодие 2024 для потребителей с объемом потребления газа от 10 до 100 тыс. куб.м. в год – 680,84 руб./тыс.куб.м.

В тариф также включена специальная надбавка к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Ижевск», предназначенная для финансирования программы газификации Удмуртской Республики, утвержденная приказом Минстроя УР от 20.12.2022 № 31/22:

для Ижевской ТЭЦ-2 для потребителей с объемом потребления газа свыше 500 млн куб.м. в год – 125,12 руб./тыс. куб.м.

для котельной в п. Октябрьский для потребителей с объемом потребления газа от 10 до 100 тыс. куб.м. в год – 222,71 руб./тыс. куб.м.

ПАО «Т Плюс» также приобретался газ по нерегулируемым ценам у ООО «НОВАТЭК-Пермь». Стоимость газа по нерегулируемым ценам учтена Органом регулирования на уровне регулируемых тарифов.

 

3.3. Расчетный объем отпуска тепловой энергии

Заявленный ПАО «Т Плюс» объем полезного отпуска в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (с. Первомайский, с. Октябрьский), составил: 22817,35 Гкал.

Объем полезного отпуска тепловой энергии, учтенный Органом регулирования, составил: 22672,66 Гкал.

Плановый объем полезного отпуска тепловой энергии с учетом технологических потерь, учтенный Органом регулирования, составил 30537,84 Гкал.

Фактический объем полезного отпуска тепловой энергии ПАО «Т Плюс» за 2022 год составил: 22775,16 Гкал.

Исходя из Экспертного заключения ПАО «Т Плюс» (с. Первомайский, с. Октябрьский) объем реализации тепловой энергии определен исходя из количественной оценки объемов отпуска теплоэнергии на нужды отопления в многоквартирные и жилые дома, оборудованные приборами учета тепловой энергии и необорудованные приборами учета тепловой энергии. Объем отпуска тепловой энергии в многоквартирные дома, необорудованные приборами учета, рассчитан исходя из представленных организацией данных о площади отапливаемых помещений и нормативов на коммунальную услугу по отоплению, установленных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 554 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике». Объем отпуска тепловой энергии на нужды отопления многоквартирных и жилых домов, оборудованных приборами учета тепловой энергии, определялся исходя из фактических данных об объемах потребления за предыдущие годы регулирования.

Обоснование объема полезного отпуска населению Экспертное заключение ПАО «Т Плюс» (с. Первомайский, с. Октябрьский) не содержит.

Также к объему полезного отпуска ПАО «Т Плюс» при расчете потерь тепловой энергии в сети теплоснабжающей организации добавлены технологические потери в размере 7865,18 Гкал, утвержденные в приказе Минстроя УР от 06.09.2023 № 01-09/538.

Согласно Экспертному заключению объем отпуска тепловой энергии прочим потребителям учтен на уровне предложения ПАО «Т Плюс» в размере 5389,04 Гкал с учетом фактических данных за 2022 и увеличения плановых объемов реализации тепловой энергии на 2024 год в связи с комплексной застройкой жилого микрорайона в п. Первомайский. Обоснование объема полезного отпуска прочим потребителям Экспертное заключение ПАО «Т Плюс» (с. Первомайский, с. Октябрьский) не содержит.

Заявленный ПАО «Т Плюс» объем полезного отпуска в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (д. Хохряки), составил: 87684,25 Гкал.

Объем полезного отпуска тепловой энергии, учтенный Органом регулирования, составил: 82085,85 Гкал.

Фактический объем полезного отпуска тепловой энергии ПАО «Т Плюс» за 2022 год составил: 81887,59 Гкал.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Объем полезного отпуска тепловой энергии схемой теплоснабжения Завьяловского района Удмуртской Республики и программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Заявьловского района не утвержден.

Исходя из Экспертного заключения ПАО «Т Плюс» (д. Хохряки) объем реализации тепловой энергии определен исходя из количественной оценки объемов отпуска теплоэнергии на нужды отопления в многоквартирные и жилые дома, оборудованные приборами учета тепловой энергии и необорудованные приборами учета тепловой энергии. Объем отпуска тепловой энергии в многоквартирные дома, необорудованные приборами учета, рассчитан исходя из представленных организацией данных о площади отапливаемых помещений и нормативов на коммунальную услугу по отоплению, установленных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 554 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике». Объем отпуска тепловой энергии на нужды отопления многоквартирных и жилых домов, оборудованных приборами учета тепловой энергии, определялся исходя из фактических данных об объемах потребления за предыдущие годы регулирования.

Обоснование объема полезного отпуска населению Экспертное заключение ПАО «Т Плюс» (д. Хохряки) не содержит.

Объемы полезного отпуска тепловой энергии населению, бюджетным потребителям и прочим потребителям учтены Органом регулирования на уровне среднегодовых за 2020-2022 годы.

Согласно Экспертном заключению, объем отпуска тепловой энергии организациям-перепродавцам и организациям-транспортировщикам тепловой энергии учтена Органом регулирования на уровне объемов, учтенных в тарифах на 2024 год соответствующих организаций в размере 12398,12 Гкал.

Обоснование объема отпуска тепловой энергии организациям-перепродавцам и организациям-транспортировщикам тепловой энергии» Экспертное заключение ПАО «Т Плюс» (д. Хохряки) не содержит.

 

3.4. Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива

В соответствии с подпунктом «б» пункта 47 Основ ценообразования                 № 1075 к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.

ПАО «Т Плюс» на 2024 год не заявлялись расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, в связи с чем в составе НВВ на 2024 год отсутствуют.

 

На основании изложенного Инспекцией Удмуртского УФАС России установлено, что расходы на топливо для ПАО «Т Плюс» в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (с. Первомайский, с. Октябрьский), на 2024 год приняты Органом регулирования в размере 24048,83 тыс. руб., что на 6141,9 тыс. руб. выше заявленного ПАО «Т Плюс».

В целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. Обоснование величины расходов выше заявленной регулируемой организацией и выше фактических расходов в Экспертном заключении ПАО «Т Плюс» (с. Первомайский, с. Октябрьский) также не отражено.

Таким образом, расходы на топливо для ПАО «Т Плюс» в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (с. Первомайский, с. Октябрьский), подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

Расходы на топливо для ПАО «Т Плюс» в отношении систем теплоснабжения, расположенных в МО «Муниципальный округ Завьяловский район Удмуртской Республики» (д. Хохряки), на основании вышеизложенного также подлежат дополнительному обоснованию.

В случае отсутствия обоснования Инспекция Удмуртского УФАС России считает необходимым рассмотреть вопрос об исключении экономически необоснованных расходов по данной статье из состава НВВ регулируемой организации.

ООО «Автокотельная»

 

Дата регистрации: 31.05.2010

ИНН: 7718808870

ОГРН: 1107746443232

Юридический адрес: 426068, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Автозаводская, 5.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2022 № 4282-р МО «Город Ижевск» Удмуртской Республики отнесено к ценовой зоне теплоснабжения.

1 сентября 2023 года окончен переходный период в ценовую зону теплоснабжения муниципального образования «Город Ижевск» в отношении систем теплоснабжения в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации ПАО «Т Плюс».

В соответствии с пунктом 6 статьи 28.4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» после окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения осуществляется государственное регулирование следующих видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

1) предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) (далее - ПУЦ);

2) тарифы на теплоноситель в виде воды, поставляемый едиными теплоснабжающими организациями потребителям и теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 части 1 настоящей статьи;

3) тарифы на горячую воду, поставляемую едиными теплоснабжающими организациями потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), установленные в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию;

4) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.

Исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, на территории которых находятся поселения, городские округа, отнесенные к ценовым зонам теплоснабжения, устанавливает ПУЦ в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 года № 1562 «Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)».

Приказом Минстроя УР от 7 ноября 2023 года № 24/4 утвержден предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения – муниципальном образовании «Город Ижевск» Удмуртской Республики на 2024 для следующих систем теплоснабжения 1, 3-5, 8-18, 20-27, 29-31, 33-36, в том числе для потребителей, имеющих договорные отношения с ООО «Автокотельная» на дату, предшествующую дате окончания переходного периода.

Учитывая вышеизложенное, государственное регулирование в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Автокотельная» с 2024 года Минстроем УР не осуществляется.

 

Результаты проверки:

 

По результатам проведения проверки Инспекцией Удмуртского УФАС России установлено, что в действиях Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики при установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения были выявлены признаки нарушения следующих норм законодательства:

- пунктов 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075;

- пунктов 22, 28, 34, 35 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075;

- пункта 8 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

На основании вышеуказанных выводов Инспекции Удмуртского УФАС России, изложенных в данном акте, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики необходимо принять меры по устранению выявленных признаков нарушений и их последствий в области регулирования цен (тарифов) при осуществлении регулирования на 2024 год и последующие периоды регулирования.

Также Инспекция Удмуртского УФАС России считает возможным рекомендовать вынести рассмотрение выявленных признаков нарушений, допущенных Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, на комиссию Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) для принятия соответствующего решения.

 

Прилагаемые документы в электронном виде:

 

Комплект документов и материалов (экспертные заключения, протоколы заседания коллегиального органа, решения об установлении цен (тарифов), и т.д.) по установлению цен (тарифов), а также материалы тарифных дел (представленные Минстроем УР в электронном виде) в отношении: филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс» и ООО «РТК».