Разъяснение о порядке рассмотрения обращении по включению сведений в РНП

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В рамках оказания методической помощи, а также в связи с поступающими обращениями по вопросу направления принятых территориальными органами решений, соответствующих приказов о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков согласно положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) ФАС России сообщает следующее.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков» (далее - Положение о ведении реестра) и приказом ФАС России      от 27.08.2007 № 267 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках» (далее - Приказ).

Согласно пункту 14 Положения о ведении реестра, ведение реестра осуществляется по установленной форме, а именно при внесении сведений в реестр указываются:

а) номер реестровой записи и дата включения уполномоченным органом сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр;

б) наименование уполномоченного органа, осуществившего включение сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр;

в) наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица;

г) сведения о месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица (за исключением случаев размещения заказов и заключения контрактов, составляющих государственную тайну):

страна, почтовый индекс, наименования единицы административно- территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номера дома (владения), корпуса (строения) и офиса - для юридического лица;

страна, почтовый индекс, наименования единицы административно- территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номера дома (владения), корпуса (строения) и квартиры, где физическое лицо зарегистрировано по месту жительства, - для физического лица;

д) идентификационный номер налогоплательщика, присваиваемый налоговым органом Российской Федерации;

е) сведения о проведенных конкурсах (аукционах), запросе котировок: дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок (в случае, если победитель конкурса (аукциона) или победитель в проведении запроса котировок уклонился от заключения государственного или муниципального контракта), либо дата признания несостоявшимся конкурса (аукциона), в котором единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе (аукционе), либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса (аукциона), либо участник аукциона, единственно участвующий в аукционе, уклонился от заключения государственного или муниципального контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного государственного или муниципального контракта, реквизиты подтверждающего документа;

ж) сведения о государственном или муниципальном контракте: номер реестровой записи в реестрах государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов (если контракт заключен), наименование товаров (работ, услуг), код продукции, валюта контракта, цена контракта, срок исполнения контракта (за исключением случаев размещения заказов и заключения контрактов, составляющих государственную тайну);

з) основание для расторжения государственного или муниципального контракта (в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта), дата и номер (при его наличии) соглашения сторон либо дата вынесения решения суда о расторжении контракта;

и) дата, с которой действие государственного или муниципального контракта прекращается.

Таким образом, вышеперечисленные сведения в обязательном порядке должны быть указаны в принятых решениях и вынесенных приказах о внесении сведений об участнике размещения заказа, недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков (далее -Реестр).

Кроме того, в пункте 10 Приказа установлено, что в решениях о включении сведений в Реестр необходимо указывать период включения в реестр таких сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике).

В связи с тем, что сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий контракта, включаются в Реестр на основании приказа руководителя территориального органа ФАС России ФАС России рекомендует, также, указывать в вынесенных приказах период (2 года) включения в реестр таких сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике), а также дату решения суда и номер дела.

При направлении территориальным органом электронной заявки на внесение сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) в Реестр, в соответствии с приказом руководителя территориального органа ФАС России, необходимо прикреплять основание послужившее вынесению соответствующего приказа, а именно решение суда о расторжении контракта и приказ руководителя территориального органа ФАС России.

Решения и приказы руководителя территориального органа ФАС России о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков должны содержать номера торгов, адреса сторон, которым направляется соответствующее решение уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти.

ФАС России обращает внимание Комиссии по контролю в сфере размещения заказов территориальных органов ФАС России, при проведении внеплановой проверки и вынесении решения о включении сведений об участнике размещения заказа в Реестр осуществлять проверку представленных заказчиком, уполномоченным органом сведений об участнике размещения заказа на сайте Федеральной налоговой службы (наименование организации (физического лица), идентификационный налоговый номер, юридический адрес).

В целях соблюдения требований Положения по ведению реестра и Приказа, ФАС России обращает внимание на необходимость предоставления указанной в данном письме информации и соблюдения заполнения форм электронной заявки при направлении сведений о включении участника размещения заказа, недобросовестного поставщика (исполнителя, подрядчика) в реестр недобросовестных поставщиков.

Дополнительно, ФАС России обращает внимание, что положения статьи 19 Закона о размещении заказов определяют порядок включения сведений об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми в связи с существенным нарушением ими условий контрактов они расторгнуты по решению суда или в порядке, установленном статьей 19.2 Закона о размещении заказов.

Вместе с тем, положениями Закона о размещении заказов не предусмотрен порядок действий федерального органа исполнительной власти уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, в случае если все участники размещения заказа, которые обязаны заключить контракт при уклонении победителя торгов или иного участника размещения заказа, с которым заключается контракт, признаны уклонившимися от заключения контракта.

В данном случае следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков является правовым инструментом, который позволяет обеспечить реализацию таких целей антимонопольной политики, как развитие добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере размещения заказов. Реестр недобросовестных поставщиков является отдельным механизмом, призванным обеспечивать защиту интересов государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.

Таким образом, по мнению ФАС России, вопрос о внесении сведений об участниках размещения заказа, которые обязаны были заключить контракт, должен рассматриваться в соответствии с порядком, предусмотренным положениями статьи 19 Закона о размещении заказов.

В случае изменения правоприменительной практики по вопросу рассмотрения и внесения сведений в Реестр, в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ФАС России сообщит дополнительно.