Протокол № 1 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе от 23.01.2013г.

Протокол № 1 заседания Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе

г. Ижевск 23.01.2013г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:
Председатель Экспертного совета, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике <...>

ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Члены Экспертного совета по применению законодательства о рекламе: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.

I. Итоги работы Удмуртского УФАС России по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за 2012 год.
В 2012 году Удмуртским УФАС России:
рассмотрено заявлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе – 114 (в 2011г. – 124, в 2010г. – 111), из них возбуждено 61 дело (в 2011г. – 77, в 2010г. – 45);
по собственной инициативе возбуждено 15 дел (в 2011г. - 43 дел, в 2010г. - 90);
принято 59 решений о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (в 2011г. – 97, в 2010г. - 127);
выдано 16 предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (в 2011г. – 73, в 2010г. - 118), из них исполнено 15 предписаний.

Наибольшее количество нарушений установлено:
- размещение рекламы финансовых услуг с нарушением требований ст.28 - 25 фактов;
- отсутствие части существенной информации в рекламе (ч.7 ст.5) –18 фактов;
- размещение недостоверной рекламы (ч.3 ст.5) - 11 фактов;
- размещение рекламы препаратов, не являющихся лекарственными средствами, с указанием на их лечебные свойства - ч. 5 ст. 5  - 8 фактов.
В 2012 году наблюдается снижение фактов нарушения части 7 статьи 24 и статьи 9 ФЗ «О рекламе» (Размещение рекламы стимулирующего мероприятия с нарушением требований ст.9 2011 год – 10 фактов, 2012 год – 4 факта. Статья 24: 2011 год – 5 фактов, 2012 год – 3 факта).

За 2012 год проведено 79 внеплановых документарных проверок на предмет установления наличия/отсутствия нарушения законодательства о рекламе (в 2011 году - 17). По 25 проверкам выявлены правонарушения.
В 2012 году специалисты отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции приняли участие в 119 судебных заседаниях в арбитражных судах четырех инстанций, судах общей юрисдикции (в 2011 году – 112 заседаний).
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе в 2012 году Удмуртским УФАС России возбуждено и рассмотрено 68 дел об административных правонарушениях (в 2011г. – 165, в 2010г. - 162) ,по которым вынесены постановления о наложении штрафов на общую сумму более 2,6 млн. руб. (в 2011 г. – более 7 млн., в 2010г.– более 4 млн. руб.).

В рамках адвокатирования конкуренции для популяризации законодательства о рекламе с целью снижения количества нарушений в 2012 году состоялись следующие мероприятия:
1. 28 февраля 2012 года в Доме Правительства Удмуртской Республики руководитель Управления М.М. Маренников провел совещание с главными редакторами печатных и электронных средств массовой информации Удмуртской Республики по вопросам применения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. 29 марта 2012 года в Доме Правительства Удмуртской Республики состоялся семинар с участием средств массовой информации на тему: «Применение ФЗ «О рекламе», частые случаи нарушения».
3. 02 мая 2012 года руководитель Управления М.М. Маренников на аппаратном совещании у Президента Удмуртской Республики выступил с докладом на тему: «Контроль за соблюдением законодательства о рекламе».
4. 09 августа 2012 года в Доме Правительства Удмуртской Республики состоялся круглый стол с участием представителей СМИ по вопросам применения законодательства о рекламе. Участие в данном мероприятии приняли заместитель руководителя С.В. Юшкин и ВрИО начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции А.Г. Поздеева.
5. 27 сентября 2012 года Удмуртское УФАС России провело совместный семинар с Управлением Роскомнадзора по Удмуртской Республике для СМИ по вопросам применения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Федерального закона «О рекламе».
6. 19 декабря 2012 года в Медиагруппе «Центр» состоялась встреча специалистов Удмуртского УФАС России и представителей СМИ по вопросам применения Федерального закона «О рекламе».
Решили: итоги работы Удмуртского УФАС России по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за 2012 год утвердить.

II. Отчёт о деятельности Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе за 2012 год.
В 2012 году состоялось 4 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе, на которых были рассмотрены следующие вопросы.
01.02.2012г. состоялось заседание Экспертного совета со следующей повесткой дня:
1. Является ли рекламой информация, распространяемая в рекламно-информационной газете «Успех-каждому», следующего содержания: «Идет набор девушек на высокооплачиваемую работу в г. Уфа  т.8-917-76-99999», «Требуются девушки  привлекательная внешность  з/п высокая  8-919-901-97-65», «VIP. Т. 8-912-021-70-80», «VIP-досуг. Т. 8-912-442-45-49», «ДОСУГ т. 470103, 89512067780», «Девушка желает познакомиться. Т. 553131», «VIP-круглосуточно. Т. 24-37-21», «Скрашу досуг. Светлана. 40 лет. Т. 89043168592», «Досуг. Диана, 26 лет. Т. 89225060220», «Досуг. Т. 240297», «Досуг. Алина, 25л. Т.89641800476», «Досуг для мужчин. Т. 89127597090», «Досуг. Т. 644003, 89511993169», Vip-досуг, 1 час – 2 500 р. Т. 89635499792»?
2. Является ли информация (изображение мужчины и растения, по внешнему виду напоминающего коноплю), размещенная в социальной сети «В контакте» (vkontakte.ru), рекламой растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры?
3. Является ли рекламой информация следующего содержания: «18 ЛЕТ это ПИПЕЦ как круто!», «18 ЛЕТ это когда, чем холоднее – тем короче юбка!», «18 ЛЕТ – это когда мозг догнал грудь и все уровнялось», размещенная с помощью средств наружной рекламы?
4. Является ли информация следующего содержания: «МММ-2011 уже в Удмуртии Мы Можем Многое!  Не надоело РАБотать за гроши? Стань свободным человеком!   Нас уже больше 5 млн.!   56-99-18   serey-mavrodi.com   www.77mmm.net», рекламой финансовых услуг?

По итогам заседания были приняты следующие решения:
1. По вопросу № 1 повестки дня членами Совета было отмечено, что информация следующего содержания: «Идет набор девушек на высокооплачиваемую работу в г. Уфа  т.8-917-76-99999», «Требуются девушки  привлекательная внешность  з/п высокая  8-919-901-97-65», «Девушка желает познакомиться. Т. 553131», «Скрашу досуг. Светлана. 40 лет. Т. 89043168592», «Досуг. Диана, 26 лет. Т. 89225060220», «Досуг. Алина, 25л. Т.89641800476», размещенная на страницах рекламно-информационной газеты «Успех-каждому», не подпадает под определение рекламы, поскольку отсутствует такой признак рекламы как продвижение товара на рынке.
Информация следующего содержания: «VIP. Т. 8-912-021-70-80», «VIP-досуг. Т. 8-912-442-45-49», «ДОСУГ т. 470103, 89512067780», «VIP-круглосуточно. Т. 24-37-21», «Досуг. Т. 240297», «Досуг для мужчин. Т. 89127597090», «Досуг. Т. 644003, 89511993169», Vip-досуг, 1 час – 2 500 р. Т. 89635499792», размещенная на страницах рекламно-информационной газеты «Успех-каждому», является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (интимным услугам), формирование и подержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Однако какие-либо непристойные или оскорбительные образы, сравнения и выражения в данных рекламных сообщениях отсутствуют.
2. Относительно информации (изображение мужчины и растения, по внешнему виду напоминающего коноплю), размещенной в социальной сети «В контакте», отмечено, что изображение мужчины и растения, по внешнему виду напоминающего коноплю, а также изображение двух лиц, вдыхающих пары дыма, размещенные в социальной сети «В контакте» (vk.com), не подпадают под понятие рекламы, определенное в ст.3 ФЗ «О рекламе», поскольку отсутствует объект рекламирования – товар или услуга, на привлечение внимания к которым направлена данная информация.
3. Рассмотрев информацию следующего содержания: «18 ЛЕТ это ПИПЕЦ как круто!», «18 ЛЕТ это когда, чем холоднее – тем короче юбка!», «18 ЛЕТ – это когда мозг догнал грудь и все уровнялось», «18 лет Новый Регион», размещенную в г. Ижевске с помощью средств наружной рекламы, члены Совета признали, что данные сообщения являются взаимосвязанными и содержат в себе признаки рекламы, определенные в ст.3 ФЗ «О рекламе». При этом отмечено, что в рекламе «18 ЛЕТ это ПИПЕЦ как круто!» и «18 ЛЕТ – это когда мозг догнал грудь и все уровнялось» содержатся признаки нарушения ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе», в части наличия непристойных выражений; в рекламе «18 ЛЕТ это когда, чем холоднее – тем короче юбка!» непристойные и оскорбительные выражения и сравнения отсутствуют.
4. Рассмотрев информацию следующего содержания: «МММ-2011 уже в Удмуртии Мы Можем Многое!  Не надоело РАБотать за гроши? Стань свободным человеком! Нас уже больше 5 млн.!  56-99-18  sergey-mavrodi.com  www.77mmm.net», размещенную в г. Ижевске с помощью средств наружной рекламы, члены Экспертного Совета признали, что данная информация является рекламой финансовых услуг, поскольку деятельность, указанная сайте www.sergey-mavrodi.com в сети Интернет, связана с привлечением денежных средств физических лиц. Соответственно услуги, оказываемые в рамках осуществления подобной деятельности, подпадают под понятие финансовой услуги. Таким образом, реклама указанной деятельности должна соответствовать положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе».
Отсутствие в рекламе «МММ-2011 Мы Можем Многое» сведений о лице, рекламирующем услуг, имеет признаки нарушения ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».

16.05.2012г. на повестку дня Экспертного совета были вынесены следующие вопросы:
1. Содержатся ли в рекламе интернет магазина для взрослых www.4banana.ru, с изображением женских фигур в нижнем белье, непристойные и оскорбительные образы?
2. Является ли реклама банка «Русский Стандарт», содержащая информацию «Выиграй квартиру в Москве и другие призы   Оформи кредитную карту СЕЙЧАС!», рекламой стимулирующего мероприятия, если учесть, что участником розыгрыша можно стать при оплате товаров кредитной картой банка «Русский Стандарт» или при снятии наличных денежных средств в банкоматах на сумму от 500 рублей?

По итогам заседания были приняты следующие решения:
1. В рекламе интернет-магазина для взрослых www.4banana.ru, с изображением женских фигур в нижнем белье, распространенной на остановочных комплексах вблизи детских и учебных учреждений, признано наличие непристойных образов.
Удмуртскому УФАС России рекомендовано возбудить дело по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», по факту распространения данной рекламы с использованием непристойных образов.
2. Реклама банка «Русский Стандарт», содержащая информацию «Выиграй квартиру в Москве и другие призы   Оформи кредитную карту СЕЙЧАС!», является рекламой стимулирующего мероприятия, поскольку участником розыгрыша можно стать при оплате товаров кредитной картой банка «Русский Стандарт» или при снятии наличных денежных средств в банкоматах на сумму от 500 рублей. Соответственно, данная реклама должна соответствовать требованиям статьи 9 ФЗ «О рекламе», то есть содержать сроки проведения акции, а также указание на источник, где можно узнать информацию об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Членами Экспертного Совета отмечено, что отсутствие в рекламе вышеуказанных сведений, имеет признаки нарушения статьи 9 ФЗ «О рекламе».

25.07.2012г. на повестку дня Экспертного совета были вынесены следующие вопросы:
1. Содержатся ли в рекламе ООО «Бюро 343» следующего содержания: «Замерзли? censored сигнализация с автозапуском от 2 500 руб.*…», размещенной в журнале «АвтоКаталог» № 06 (57) за июнь 2012 года, признаки нарушения ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе», в части использования в рекламе непристойного и/или оскорбительного образа?
2. Является ли рекламой информация, размещенная в г. Ижевске с помощью средств наружной рекламы, следующего содержания:
- «Сколько полицейские-гастролеры хотят взять с предпринимателей Удмуртии?  5 июля  митинг за отставку министра МВД по УР  Центральная площадь  14.00   Читайте в новом выпуске АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛi»;
- «Почему новый министр МВД атакует предприятия Удмуртии?   5 июля  митинг за отставку министра МВД по УР  Центральная площадь  14.00   Читайте в новом выпуске АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛi»;
- «Предприятиям Ижевска объявлена война полицейскими-гастролерами   Читайте в новом выпуске АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛi»;
- «Почему предпринимателя требуют отставки министра МВД?   5 июля  митинг за отставку министра МВД по УР  Центральная площадь  14.00   Читайте в новом выпуске АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛi»;
- «Для кого устанавливает новые порядки генерал из Екатеринбурга?   Читайте в новом выпуске АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛi»?
Содержатся ли в вышеуказанных сообщениях признаки нарушения п.2) ч.2, ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе», в части использования информации, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, а также использования непристойных и/или оскорбительных выражений в отношении профессии?
3. Содержатся ли в рекламе студии моментального загара «Ян Загаров», размещенной в журнале «Вкусная жизнь», признаки нарушения ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе», в части использования в рекламе непристойного и/или оскорбительного образа?

По результатам рассмотрения вышеуказанных вопросов были приняты следующие решения:
1. Оценив рекламу ООО «Бюро 343», размещенную в журнале «АвтоКаталог» № 06 (57) за июнь 2012 года, с использованием изображения полуобнаженной части женского тела (ягодиц), на которой содержится надпись «censored», признать отсутствие в данной рекламе нарушения законодательства о рекламе, в том числе отсутствие непристойных и оскорбительных образов.
2. По вопросу № 2 было отмечено, что информация следующего содержания:
- «Сколько полицейские-гастролеры хотят взять с предпринимателей Удмуртии?  5 июля  митинг за отставку министра МВД по УР  Центральная площадь  14.00   Читайте в новом выпуске АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛi»;
- «Почему новый министр МВД атакует предприятия Удмуртии?   5 июля  митинг за отставку министра МВД по УР  Центральная площадь  14.00   Читайте в новом выпуске АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛi»;
- «Предприятиям Ижевска объявлена война полицейскими-гастролерами   Читайте в новом выпуске АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛi»;
- «Почему предпринимателя требуют отставки министра МВД?   5 июля  митинг за отставку министра МВД по УР  Центральная площадь  14.00   Читайте в новом выпуске АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛi»;
- «Для кого устанавливает новые порядки генерал из Екатеринбурга?   Читайте в новом выпуске АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛi», - является рекламной, поскольку привлекает внимание и формирует интерес к газете «Аргументы неделi» и статьям о сотрудниках МВД по Удмуртской Республике.
Отмечено, что в указанной рекламе, с учётом общего зрительного восприятия рекламы, имеется наличие признаков нарушения пункта 2) части 2, части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», так как в рекламных сообщениях содержатся оскорбительные выражения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию МВД по Удмуртской Республике. Удмуртскому УФАС России рекомендовано возбудить дело по факту распространения данной рекламы и учесть указанное мнение при рассмотрении дела.
3. Оценив рекламу студии моментального загара «Ян Загаров», размещенную в журнале «Вкусная жизнь» за июнь 2012 года, с использованием изображения полуобнаженной женщины в нижнем белье, признано отсутствие в данной рекламе нарушения законодательства о рекламе, в том числе отсутствие непристойного и оскорбительного образа.

На заседании Экспертного совета, состоявшемся 05.12.2012г., были рассмотрены следующие вопросы:
1. Содержатся ли в рекламе магазина нижнего белья «БОСТОН», размещенной на внешнем вкладыше журнала «Выбирай Ижевск» № 19 (150) за 15-31 октября 2012 года, признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в части использования в рекламе непристойного и/или оскорбительного образа?
2. Содержатся ли в рекламе салона «Джоконда», размещенной на манжете, прикрепленной к журналу «Выбирай Ижевск» № 19 (150) за 15-31 октября 2012 года, признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в части использования в рекламе непристойного и/или оскорбительного образа?
3. Является ли вывеской конструкция, размещенная на фасаде дома № 255 по ул. Удмуртская в г. Ижевске?

По результатам рассмотрения вышеуказанных вопросов были приняты следующие решения:
1. Реклама магазина нижнего белья «БОСТОН» с изображением женщины в нижнем белье, размещенная на внешнем вкладыше журнала «Выбирай Ижевск» № 19 (150) за 15-31 октября 2012 года, не содержит непристойные и/или оскорбительные образы.
2. Реклама релакс-салона «Джоконда» с изображением женских тел в нижнем белье, размещенная на манжете, прикрепленной к журналу «Выбирай Ижевск» № 19 (150) за 15-31 октября 2012 года, не содержит непристойные и/или оскорбительные образы.
3. Конструкции, размещенные по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, д.255, содержащие следующую информацию: «БИЗНЕС-КНИГА   Режим работы: пн-пт 10.00-19.00, сб 11.00-17.00, вс-вых.   ИП Кузнецов И.А.  Адрес: ул. Удмуртская, 255  Тел./факс  64-74-09», «ТУРагентство ДИКИЙ КОТ  310-004   918-036  ул. Удмуртская, 255   ул. Холмогорова, 15 (ТЦ «Сити», 3 этаж)   сот. 8-912-456-05-01», «Свадебный салон Католина   ИП Попова О.В.  Адрес: ул. Удмуртская, 255», являются вывесками и носят информационный характер, поскольку в данных сообщениях отсутствуют объекты рекламирования и их размещение не направлено на формирование интереса к какому-либо определенному товару или услуге и его продвижение на рынке.

III. Утверждение плана работы Экспертного совета по применению законодательства о рекламе на 2013 год.
Решили: план работы Экспертного совета по применению законодательства о рекламе на 2013 год утвердить.

IV. Информация о проведении КРК «Золото V радости», представляющего новый шоу-проект «Кристалл времени», розыгрыша призов.
Решили:
1. Признать, что информация о проведении КРК «Золото V радости», представляющего новый шоу-проект «Кристалл времени», розыгрыша призов, является рекламой стимулирующего мероприятия.
2. Отметить, что в данной рекламе отсутствуют сроки проведения розыгрыша, а также источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
3. Рекомендовать Удмуртскому УФАС России возбудить дело по признакам нарушения статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения данной рекламы.

V. Рекламное СМС-сообщение следующего содержания: «Солнышко, экономь деньги – звони 46-46-46, до меня доедешь за 80 руб. Жду!» (отправитель: «МАМА»).
Решили:
1. Отметить, что информацию «Солнышко, экономь деньги – звони 46-46-46, до меня доедешь за 80 руб. Жду!» и слово «МАМА» необходимо рассматривать в комплексе, как единое рекламное сообщение.
2. Признать, что рекламное СМС-сообщение следующего содержания: «Солнышко, экономь деньги – звони 46-46-46, до меня доедешь за 80 руб. Жду!» (отправитель: «МАМА») содержит оскорбительные образы по отношению к людям, потерявшим своих матерей.
3. Рекомендовать Удмуртскому УФАС России возбудить дело по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения данной рекламы.

VI. Реклама сети стриптиз-баров «Zажигалка».
Решили:
1. Признать, что в рекламе сети стриптиз-баров «Zажигалка», размещенной в рекламно-информационном журнале «Выбирай. Ижевск» № 23 от 15-31 декабря 2012г., содержатся непристойные образы.
2. Рекомендовать Удмуртскому УФАС России возбудить дело по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения данной рекламы.

VII. Реклама магазина «Братский».
Решили:
1. Отметить, что в рекламе магазина «Братский», размещенной с помощью конструкции возле входа в магазин по адресу: г. Ижевск, ул. Автозаводская, д.5а, с изображением девушки, одетой в топик с галстуком и плавки, содержатся непристойные образы.
2. Рекомендовать Удмуртскому УФАС России возбудить дело по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения данной рекламы.

 

 

VIII. Реклама бутика «La Scala».
Решили:
1. Отметить, что в рекламе бутика «La Scala», размещенной на стене здания № 268 по ул. Пушкинская в г. Ижевске (возле входа в НОУ ВПО «Восточно-Европейский институт»), с изображением молодой девушки в нижнем белье, целующейся с пожилым мужчиной, содержатся непристойные образы.
2. Рекомендовать Удмуртскому УФАС России возбудить дело по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения данной рекламы.

IX. Разное.
1. Член Экспертного совета Поздеева А.Г. довела информацию о следующих документах:
- Письмо ФАС России № АК/9/13 от 09.01.2013г. «О Положении о государственном надзоре в сфере рекламы»;
- Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012г. «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».

 

 

Председатель
Экспертного совета по применению
законодательства о рекламе         <...>

Ответственный секретарь
Экспертного совета по применению
законодательства о рекламе         <...>

Дата проведения Совета: 
23 января 2013, 09:20