Протокол № 1 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе от 27.01.2010г.

г. Ижевск 27.01.2010г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:
Председатель Экспертного совета, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике <...>.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Члены Экспертного совета по применению законодательства о рекламе: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.

I. О предварительных итогах работы Удмуртского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за 2009 год.

Заместитель руководителя Удмуртского УФАС России <...> осветил предварительные итоги работы Управления за 2009 год.
За данный период Управлением:
- рассмотрено 152 (в 2007 – 135, в 2008 - 827) фактов нарушения законодательства РФ о рекламе, указывающих на событие правонарушения;
- выявлено нарушений по 137 фактам;
- возбуждено дел 91, из них:
- принято решений о нарушении законодательства о рекламе – всего 78, по 13 делам производство по делу прекращено;
- выдано предписаний 72;
- исполнено предписаний, выданных в отчётном периоде 60;
- исполнено в отчётном периоде предписаний, выданных в прошлом отчётном периоде - 9.

Наибольшее количество нарушений установлено:
- при размещении рекламы с отсутствием части существенных условий, которые искажают смысл и вводят потребителей рекламы в заблуждение (часть 7 статьи 5) - 11 фактов;
- размещение рекламы алкогольной продукции с нарушениями требований статьи 21 - 14 фактов;
- размещение рекламы пива с нарушениями требований статьи 22 - 30 фактов;
- отсутствие предупреждения в рекламе о наличии противопоказаний к применению, использованию лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники (статья 24) – 13 факта;
- размещение рекламы табака с нарушением требований статьи 23 - 19 фактов;
- размещение рекламы потребительского кредитования с нарушением требований статьи 28 - 9 фактов;
- размещение недостоверной рекламы -9 фактов;
- реклама оружия с нарушением статьи 26 – 6 фактов.
В 2009 году было обжаловано 10 решений (в 2008 году – 8), из которых 2 решения отменены, и 40 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности по ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (18 постановлений отменено).

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 2008 году Удмуртским УФАС России возбуждено и рассмотрено 142 административных дела (в 2007 году – 122, в 2008 - 71) с последующим наложением штрафов на сумму более 2 млн. руб. (в 2007 году - более 2 млн. руб., в 2008 году – более 3 млн. руб.).

В 2009 году специалистами Удмуртского УФАС России проведена инспекционная проверка наружной рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также рекламы сигарет и табака, размещённой на торгово-остановочных комплексах, расположенных на территории г. Ижевска. В ходе данного мероприятия было проверено более 30 торговых павильонов, по результатам проверки было возбуждено 27 дел в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность в данных точках.
Основными нарушениями явились:
- распространение рекламы пива без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ч.3 ст.22 Закона «О рекламе»);
- распространение рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (в данном случае на торговых павильонах), что является нарушением п.4) ч.2 ст.23 ФЗ «О рекламе»;
- распространение наружной рекламы пива и сигарет ближе 100 метров от детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, планетариях – п.6) ч.2 ст.22, п.6) ч.2 ст.23 Закона «О рекламе».

В 2009 году значительно возросло количество нарушений в сфере рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения. Если в 2008 году было выявлено 6 фактов нарушений, то в 2009 году количество выявленных нарушений увеличилось в 2 раза – 13 фактов.

II. Оптимизация состава Экспертного совета по применению законодательства о рекламе.
В соответствии с приказом Удмуртского УФАС России от 21.01.2010г. № 18 утвердить Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Удмуртском УФАС России в следующем составе:
<...> – Председатель Экспертного совета, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;
<...> – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Удмуртского УФАС России;
<...> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Удмуртского УФАС России;
<...> – руководитель службы по правовым и кадровым вопросам ЗАО «Видео Интернешнл-Ижевск»;
<...> – преподаватель НОУ ИФ АПУ;
<...> – первый заместитель директора института педагогики, психологии и социальных технологий ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»;
<...> – руководитель Объединённого пресс-центра при ГФИ по УР;
<...> – заведующая отделом рекламы газеты «Удмуртская правда»;
<...> – заместитель директора по коммерческим вопросам ГУП УР «ТРК «Удмуртия»;
<...> – коммерческий директор филиала ВГТРК «ГТРК «Удмуртия»;
<...> – директор НП «Республиканская Ассоциация Риэлторов УР», руководитель Комитета УРО «ОПОРА РОССИИ» по административной реформе и саморегулированию организаций;
<...> – начальник отдела рекламы газеты «Лидер Почта»;
<...> – заместитель Председателя Молодёжного парламента при Государственном Совете Удмуртской Республики.

III. Рассмотрение плана работы Экспертного совета по применению законодательства о рекламе на 2010 год. Решили: план работы утвердить.

IV. Содержание маркетинговой акции «Сдай SIM!», проводимой оператором сотовой связи «Билайн», на предмет соответствия её условий антимонопольному законодательству, а также ФЗ «О рекламе».
1. Отметить, что маркетинговая акция «Сдай SIM!», проводимая оператором сотовой связи «Билайн», предполагает возможность обмена неработающего оборудования (SIM-карт) других операторов связи. При этом содержание данной акции предполагает, что не будут прямо или косвенно упоминаться названия других операторов мобильной связи и некорректное сравнение с ними.
2. Указать, что информация, содержащаяся в акции, не нарушает требований антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе.

V. Статья, размещённая на странице 37 газеты «Центр» № 46 (0547) от 12 ноября 2009 года, под названием: «Где в Ижевске «полакомиться клубничкой?».
1. Отметить, что указанная статья является рекламной, так как информация, содержащаяся в статье (о стриптиз-клубах города Ижевска), адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к средствам индивидуализации юридических лиц (наименование стриптиз-клубов и их место нахождение) и услугам, оказываемым этими заведениями (указывается режим работы и описание самой услуги, её стоимость), что формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования с последующим их продвижением на рынке.
2. Указать, что отсутствие в данной рекламной статье пометки «реклама» либо «на правах рекламы», имеет признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

VI. Информация, размещённая на страницах 38-39 газеты «Центр» № 46 (0547) от 12 ноября 2009 года, в рубрике под названием «АФИША».
1. Отметить, что в случае, если в афише указан только анонс художественного фильма (мероприятия) и название кинотеатра (иного заведения), то данная информация не содержит признаки рекламы. Если появляется дополнительная информация, подчёркивающая преимущества и особенности того или иного центра досуга, либо услуги, оказываемой данным заведением (с указанием его места нахождения и контактных телефонов), то информация является рекламной.
2. Указать, что отсутствие в данном рекламном модуле пометки «реклама» либо «на правах рекламы», имеет признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».
3. Рекомендовать Удмуртскому УФАС России возбудить дело по признакам нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении данной рекламы.

Председатель Экспертного совета по применению законодательства о рекламе

Ответственный секретарь Экспертного совета по применению законодательства о рекламе

Дата проведения Совета: 
27 января 2010, 12:30