Отчет о деятельности Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе за 2009 год

В соответствии с Планом работы Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Удмуртском УФАС России было запланировано проведение следующих мероприятий:
1. Экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение Экспертного совета.
2. Оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации.
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства.
4. Подготовка информационных материалов для субъектов рекламной деятельности.
5. Подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам регулирования и государственного контроля рекламной деятельности.
Пункты 1-5 Плана работы Экспертного совета по применению законодательства о рекламе выполнены в полном объёме.

В 2009 году состоялось 4 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе, на которых были рассмотрены следующие вопросы.

18.03.2009г. состоялось заседание Экспертного совета со следующей повесткой дня:
1. Подведение итогов работы Удмуртского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о рекламе за 2008 год.
2. Об оптимизации состава Экспертного совета.
3. Заключение Экспертного совета по следующему вопросу: является ли рекламой алкогольной продукции информация о способе приготовления напитка (коктейля), в состав которого входит алкогольная продукция: текила, ликёр, виски и т.п.
4. Является ли информация «ПивКо», «ПИВО», размещённая на торговых павильонах (магазинах), рекламой пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также является ли информация «СИГАРЕТЫ» рекламой табака и табачных изделий.
5. Является ли рекламой медицинских услуг информация об оказании ветеринарных услуг.

По итогам заседания были приняты следующие решения:
1. По вопросу № 3 повестки дня членами Совета было решено, что информация, содержащая сведения о способах приготовления определённого напитка (коктейля), в состав которого входит алкогольная продукция, является рекламой алкогольной продукции, так как адресована неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (как к самому алкогольному напитку, так и к хозяйствующему субъекту, в котором потребитель может попробовать данный напиток), формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

2. Информация «ПивКо», «ПИВО», «СИГАРЕТЫ», размещённая на торговых павильонах (магазинах), по мнению членов Совета, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» подпадает под понятие «реклама», так как адресована неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимания к персонифицированным объектам в целом: «ПИВО», «ПивКо» (к пиву и напиткам, изготавливаемым на его основе), «СИГАРЕТЫ» (к табачным изделиям), формирование, поддержание интереса к данным объектам.
Следовательно, информация «ПИВО», «ПивКо» является рекламой пива и напитков, изготавливаемых на его основе, информация «СИГАРЕТЫ» - рекламой табачных изделий.

3. Относительно рекламы ветеринарной клиники «БИМ», размещённой в печатном СМИ, следующего содержания: «КРУГЛОСУТОЧНО Диагностика (УЗИ, ЭКГ, клинические анализы, биохимические исследования), Терапия, Хирургия, Вакцинация, Офтальмология, Стоматология, Кардиология. Онкология, Травматология, Ортопедия, Стрижка Требуется рентгенлаборант ВЫЗОВ НА ДОМ», с указанием места расположения клиники и режима работы, было принято решение о том, что информация об оказании ветеринарных услуг не является рекламой медицинских услуг.
Также было отмечено, что на рекламу ветеринарных услуг не распространяются требования статьи 24 («Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения) ФЗ «О рекламе».

4. Рассматривалась информация, размещённая в журнале «Деловая репутация» № 25, под названием «Гранёныч» завоёвывает Европу» и «Гранёныч» завоёвывает европейский рынок», размещённая в газете «Удмуртская правда», № 79 (24318) от 18.07.2008г.
Было принято решение о том, что статьи «Гранёныч» завоёвывает Европу» и «Гранёныч» завоёвывает европейский рынок», опубликованные в печатных СМИ, носят рекламный характер, так как адресованы неопределённому кругу лиц, направлены на привлечение внимания как к водке «Гранёныч», так и ОАО «Сарапульский ЛВЗ», выпускающему данную продукцию, поддержание интереса к данным объектам.

08.07.2009г. на повестку дня Экспертного совета были вынесены следующие вопросы:
1. Является ли рекламой информация, размещённая в периодическом печатном издании – журнале «Леонардо».
2. Подведение итогов работы Удмуртского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о рекламе за 1 полугодие 2009 года.

1. По итогам заседания было принято решение о том, что информация, размещённая на страницах журнала «ЛЕОНАРДО da Vinci», следующего содержания:
- фотосессия под названием «L’or» - изображение модели в одежде и аксессуарах итальянской моды, соответствующих конкретному сезону и стилю, с причёской от салона имиджа «Цвет’ОК», на фоне интерьера (мебели), представленного салоном «Крокус» (г. Ижевск, ул. Буммашевская, 7, 7 3412 40 55 55;
- фотосессия «Fraulein Fruhling» - изображение модели в одежде от известных мировых модельеров с причёской от лаборатории красоты «Color LAB», на фоне интерьера и цветочных композиций, представленных бутиком цветов «Крона» (г. Ижевск, ул. Пушкинская, 270, тел. (3412) 936-640);
- фотосессия «MORNING» - изображение мужчины в одежде от известных дизайнеров, причёска представлена лабораторией красоты «Color LAB» (переулок Северный, 61 – офисный центр «Сайгас», офис 106, тел. (3412) 720-383, (8905) 875-12-97;
- стиль от Айдара Сахапова под названием «B&W» с изображением моделей в одежде черно-белых тонов, причёска представлена лабораторией красоты «Color LAB»,
- фотосессия под названием «AMBULANCE*» - изображение модели в стоматологическом кабинете центра стоматологии и имплантации «Лада-Эстет». На модели причёска от лаборатории красоты «Color LAB», одежда и обувь от известных дизайнеров,
является рекламой, так как адресована неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (как к одежде, аксессуарам, обуви, так и к салонам мебели, красоты и интерьеров, в которых потребитель может приобрести рекламируемый товар), формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Также, на Экспертном совета рассматривалась реклама гостиничного комплекса «HOLIDAY ПАРК».
Было отмечено, что в рекламе гостиничного комплекса «HOLIDAY ПАРК», в которой использовалось изображение сидящих за столом в бане обнажённых девушек, отсутствуют непристойные, оскорбительные образы.

На заседании Экспертного совета, состоявшемся 30.09.2009г., были рассмотрены следующие рекламные сообщения:
1. Наружная реклама стриптиз клуба «Шамбала» с использованием выражения «Город сокровенных желаний».
2. Реклама сети офисов продаж «Горячие туры г. Ижевск» с использованием плаката «Work@Travel USA».
3. Реклама ООО «Центр студенческих инициатив» студенческой программы «Work@Travel USA» с изображением ряда товаров, комментирующих их надписей и указанием цен с призывом «Хочешь…Приходи:…».
4. Реклама ООО «Центр студенческих инициатив» студенческой программы «Work@Travel USA» с использованием выражения «Хочешь с ними»?
5. Реклама стоматологической клиники «Белый клык».

По результатам рассмотрения вышеуказанных вопросов были приняты следующие решения:
1. Отметить, что в рекламе стриптиз клуба «Шамбала», с изображением девушки, обмотанной лентой с надписью «Шамбала Нot dances», и выражением «Город сокровенных желаний», отсутствуют оскорбительные или непристойные образы.

2. Отметить, что использование в рекламе студенческой программы «Work@Travel USA» иностранных слов и выражений, а также использование выражений в превосходной степени - «только у нас лучшая цена» (имеется в виду в сети офисов продаж «Горячие туры г. Ижевск») может привести к искажению смысла информации и, тем самым, ввести потребителей в заблуждение.

3. Отметить, что использование в рекламе студенческой программы «Work@Travel USA» фотографий ряда товаров с указанием их стоимости и с призывом «Хочешь…Приходи:…», может ввести в заблуждение потребителя рекламы, поскольку создаёт недостоверное представление, что данные товары доступны в офисе по указанному адресу. Членами Экспертного Совета рекомендовано Удмуртскому УФАС России возбудить дело по признакам нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении данной рекламы.

4. Отметить, что использование в рекламе студенческой программы «Work@Travel USA» фотографий трёх девушек с призывом «Хочешь с ними?», может ввести в заблуждение потребителя рекламы, поскольку создаёт ложное впечатление, что предоставляется возможность поехать заграницу вместе с девушками, размещёнными на фотографиях. Членами Экспертного Совета рекомендовано Удмуртскому УФАС России возбудить дело по признакам нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении данной рекламы.

5. Указать, что буквальное толкование фраз «запись на консультацию по телефону», «тёплый приём и бесплатную консультацию гарантируем», содержащихся в рекламных модулях медицинских услуг, оказываемых ООО «Стоматологическая клинка «Белый клык», на странице 28 журнала «Тележурнал в Ижевске» № 19 (19), 2009, и на 1-ой странице газеты «Из первых рук» за август 2009 года, не соответствует требованиям ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе». Также было принято решение рекомендовать Удмуртскому УФАС России при рассмотрении данных дел признать факт нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» и выдать предписания об устранении нарушений законодательства о рекламе. Однако материалы дел уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения производства по делам об административных правонарушений по ст.14.3 КоАП РФ не передавать, так как, несмотря на то, что упоминания о консультации со специалистом и выполнены в ненадлежащей форме, но в рекламных модулях присутствуют.

В связи с участившимися случаями нарушения Федерального закона «О рекламе», в частности, нарушения статьи 24 «Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения» Удмуртским УФАС России, в целях повышения информированности населения и потенциальных участником рекламного рынка, местным СМИ был направлен пресс-релиз о требованиях частей 7, 11 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

25.11.2009г. членами Экспертного совета была рассмотрена следующая реклама на соответствие требованиям законодательства РФ о рекламе:
1. Реклама электронных сигарет, в которой содержатся сведения о том, что электронные сигареты – это 100 % имитация курения, технология, которая поможет людям, зависимым от курения, прийти к образу жизни без зависимости от курения, с содержанием натуральных ароматических компонентов без смолы и канцерогенов, и с использованием слогана «Технологии. Инновации. Здоровье».
По итогам рассмотрения было отмечено, что данная реклама содержит утверждение о том, что употребление электронных сигарет способствует улучшению физического или эмоционального состояния. Данная реклама является недостоверной, так как отсутствует часть существенной информации о наличии противопоказаний к употреблению и использованию данной продукции. Также было признано, что в рекламе усматриваются признаки нарушения п.2) ч.3 ст.5, п.1) ч.1 ст.23 Федерального закона «О рекламе» и рекомендовано Удмуртскому УФАС России возбудить дело по признакам нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении данной рекламы.

2. Реклама студенческой программы «Work@Travel USA 2008», распространяемая Центром Студенческих Инициатив в журнале «Выбирай соблазны большого города», выполненная в виде диалога:
СТУДЕНТ! Задумайся…декабрь 2007 (изображены двое радостных молодых людей):
– «Привет, я в Америку еду следующим летом! Через Центр Студенческих Инициатив!»
- «Тоже мне, свежая новость! И я еду только через другую компанию!»
сентябрь 2008 (один молодой человек изображен радостным, другой печальным):
- «Ну и каким ВЕТРОМ тебя туда занесло?»
- «************!!!».
Экспертами отмечено, что в данной рекламе отсутствуют некорректные сравнения рекламируемого товара (студенческой программы «Work@Travel USA 2008») с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами (компаниями), а также данная реклама не порочит честь и деловую репутацию лица, в том числе, конкурента.

3. Реклама студенческой программы «Work@Travel USA 2010», содержащая фотографии молодых людей и слоган «Найди 6 отличий».
По мнению специалистов, указанная реклама не содержит скрытой иллюзии на преимущество рекламируемого товара (студенческой программы «Work@Travel USA 2010»), а также не формирует негативного отношения к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром (программой), не осуждает таких лиц, которые в силу каких-либо обстоятельств примут решение не участвовать в данной программе.

4. Реклама студенческой программы «Work@Travel USA 2010» с использованием выражения «Если ты студент любого курса и отделения вуза и не тормоз, то ты можешь участвовать в программе Work@Travel USA 2010!»
Относительно данной рекламы было принято решение о том, что использование в рекламе студенческой программы «Work@Travel USA 2010» слова «тормоз», даже при отрицательной частице «не», не является фактом использования бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, а также скрытым осуждением и насмехательством над потребителем рекламы, кто чрезмерно медлителен, или, может быть, имеет ограниченные интеллектуальные способности.

5. Реклама стоматологического салона «Дэнтекс» следующего содержания: «ТЕМА: Будьте здоровы! Циркониевая керамика LAVA Мировой лидер от компании 3М ESPE (США – Германия). Инновационная компьютеризированная технология изготовления зубных протезов. По данным независимой экспертизы – лучшие показатели (плотность прилегания, цветопередача и прочность) из всех аналогичных систем. Пациент при протезировании данной конструкции получает именной фирменный сертификат Lava от 3М ESPE». По мнению членов Экспертного совета, реклама стоматологического салона «Дэнтекс» является рекламой медицинских стоматологических услуг. Отсутствие в данной рекламе информации о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, имеет признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». Управлению было рекомендовано возбудить дело по признакам нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении данной рекламы.

6. Реклама эротического бара «Zажигалка», размещённая на флаере, следующего содержания: «Пригласительный на 2 персоны. Эротический бар Zажигалка».
Отмечено, что информация, содержащаяся на флаере, буквально означает, что данный флаер предоставляет право бесплатного входа в бар двум лицам независимо от пола. В данной рекламе отсутствует часть существенной информации относительно того, что срок действия флаера ограничен – до 01 сентября 2009 года, а также, что после 01.09.2009г. по данному флаеру в бар бесплатно могли пройти лишь лица мужского пола, что имеет признаки нарушения ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

7. Реклама эротического бара «Zажигалка», размещённая в журнале «Выбирай соблазны большого города» № 78 от 01.09.2009г., следующего содержания: «Этот модуль является приглашением в эротический бар «Zажигалка» на две персоны (срок действия – сентябрь; вход до 22-00)»
На заседании Экспертного совета было принято решение о том, что информация, содержащаяся в рекламном модуле, означает, что данный модуль предоставляет право бесплатного входа в бар в сентябре двум персонам независимо от пола по пригласительному до 22-00 часов. Также было отмечено, что в данной рекламе отсутствует часть существенной информации относительно того, что по данному модулю в эротический бар «Zажигалка» могут пройти лишь лица мужского пола, что имеет признаки нарушения ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

8. Реклама магазина бытовой техники и электроники Корпорации «Центр», содержащая слоган «Грабь буржуев!». Экспертным советом отмечено, что данная реклама не вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно того, кого грабить или кто такие буржуи, так как данная реклама акцентирует внимание потенциальных потребителей на имеющихся в магазинах Корпорации «Центр» скидках, большом ассортименте товаров, призывая, тем самым, совершить покупку именно в магазинах Корпорации «Центр».

9. Реклама студенческой программы «Work@Travel 2010», в которой использован дизайн сайта социальной сети «ВКонтакте.ру».
Отмечено, что в данной рекламе не содержатся признаки незаконного использования исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг, а именно названного популярного сайта.

Председатель
Экспертного совета по применению законодательства о рекламе

Ответственный секретарь
Экспертного совета по применению законодательства о рекламе

Дата проведения Совета: 
27 января 2010, 12:29