В действиях Минстроя УР и «не чистого на руку риелтора» установлены признаки сговора при покупке квартир для детей-сирот

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Удмуртским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и риелтора в связи с достижением последними антиконкурентного соглашения при проведении закупок жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поводом для возбуждения дела явились материалы, поступившие из Следственного управления Следственного комитета России по Удмуртской Республике, из которых установлено, что при размещении закупочных процедур на приобретение жилых помещений для детей-сирот должностные лица Минстроя УР в целях лоббирования интересов риелтора формировали под него техническое задание, о чем свидетельствует переписка в  мессенджере.

Одним из изменений в закупочной документации явилось исключение из технических требований к жилому помещению условия о минимальном «количестве этажей в доме - не менее 2» несмотря на то, что ранее при проведении аналогичных закупок Министерством повсеместно устанавливался показатель «количество этажей в доме».

Из указанного следует, что Министерство и участник закупки заключили ограничивающее конкуренцию соглашение с целью реализации квартир, имеющихся в распоряжении риелтора, то есть технические характеристики приобретаемой квартиры заведомо подстраивались под помещения определенного риелтора.

Между должностными лицами Министерства и риелтором возникли нетипичные для государственного заказчика и исполнителя отношения, характеризующиеся преимущественным допуском последнего к информации о закупочных процедурах, их объектах и технических требованиях, что впоследствии обеспечило риелтору победу в закупках и недопустимо в силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Необходимо отметить, что в нескольких закупках риелторы намеренно предоставляли недостоверную информацию о площади реализуемой квартиры, искусственно завышая ее, с целью обеспечения себе возможности участия и дальнейшей победы в аукционах, вместе с тем, впоследствии при приемке завышение площади было выявлено Министерством в отношении 16 объектов, в связи с чем было принято решение о расторжении контрактов в одностороннем порядке. В последующем сведения о данных риелторах были включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.

В связи с расторжением контрактов Минстрой УР должен был в течении двух рабочих дней направить в Управление обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Однако, обращения были направлены с нарушением срока более чем на 20 дней.

По данному факту  управлением  были рассмотрены 16 административных дел, возбужденных в отношении  министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по части 2 статьи 7.32 КоАП РФ с последующим назначением административного наказания в виде предупреждения (на основании статьи 4.1.1. КоАП).