Навязывание АО «Почта России» услуг страхования при оплате коммунальных платежей незаконно

В Удмуртское УФАС России поступают заявления граждан в отношении действий операторов отделений почтовой связи АО «Почта России», выразившихся в навязывании услуг страхования при оплате коммунальных платежей.

Так, граждане г.Ижевска, Завьяловского района и п. Кез жаловались, что при оплате  коммунальных услуг в отделениях почты им навязывалась страховка стоимостью 45 рублей, без приобретения которой им отказывалось в оказании услуги. Кто-то из граждан даже не подозревал, что оплатил еще и страховку, так как их не предупреждали об этом, но платеж за страховку провели.

Удмуртским УФАС России установлено, что между АО «Почта России» и ООО Страховой компанией «ВТБ Страхование» заключен договор и утвержден порядок оказания услуги «Страхование имущества физических лиц» при приеме коммунальных платежей в отделениях почтовой связи (приказ от 05.12.2018 №388-п).

Договор, заключенный между АО «Почта России» и ООО Страховая компания «ВСК Страхование», не содержит каких-либо условий, носящих антиконкурентный характер, а также условий, исполнение которых приводит к навязыванию страховой услуги.

Таким образом, операторы АО «Почта России» самостоятельно осуществляют навязывание услуг страхования.

АО «Почта России» не занимает доминирующего положения на рынке услуг по приему коммунальных платежей на территории Удмуртской Республики, оплату коммунальных платежей можно произвести в ПАО «Сбербанк», иных кредитных организациях, через мобильные приложения и непосредственно в организациях, предоставляющих коммунальные услуги.

Ввиду того, что, АО «Почта России» не занимает доминирующее положение на рынке услуг по приему коммунальных платежей на территории Удмуртской Республики, в его действиях не могут быть установлены признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции - злоупотребление доминирующим положением путем навязывания невыгодных условий договора.

В ходе рассмотрения заявлений от АО «Почта России» получены пояснения по вопросу навязывания страховок, а также информация о принятых мерах по исключению случаев навязывания.

 

В целях соблюдения АО «Почта России» требований законодательства в части недопущения возможного навязывания потребителям услуги страхования приказом от 05.12.2018 №388-п утвержден порядок оказания услуги «Страхование имущества физических лиц» при приеме коммунальных платежей в отделениях почтовой связи.

 

Данный локальный акт, являющийся обязательным для соблюдения всеми сотрудниками АО «Почта России», предполагает необходимость получения согласия клиентов на приобретение услуги страхования. Такое согласие подтверждается подписанием клиентами двух предварительных чеков, содержащих информацию об оказываемой услуге страхования. В отсутствие такого согласия услуга страхования клиенту оказана быть не может. Согласие или отказ клиента от приобретения страхового продукта не влияет на предоставление иных услуг.

 

Как следует из ответа АО «Почта России» в целях исключения случаев оформления услуг страхования без согласия клиента с работниками отделений почтовой связи проведено повторное обучение по порядку оформления услуги страхованию физических лиц и работе с клиентами в целом.

 

К сотрудникам отделений почтовой связи, допустившим оказание услуги страхования без получения согласий клиентов, подтвержденных подписанными предварительными чеками в соответствии с требованиями приказа от 05.12.2018 №388-п, Обществом применены меры дисциплинарного взыскания.

 

Антимонопольный орган обращает внимание граждан на то, что сотрудники отделения почтовой связи вправе только знакомить клиента с условиями страхового продукта, но решение о приобретении либо об отказе в приобретении страховки принимает сам клиент. Согласие или отказ клиента от приобретения страхового продукта не влияет на предоставление остальных услуг. Навязывание услуг страхования не допускается.

 

В случае, если Вы были вынуждены оплатить услуги страхования, то Вы вправе вернуть в течение 14 календарных дней уплаченные денежные средства, непосредственно обратившись к страховщику.