Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в г. Ижевске за период с 01.01.2014г. – 01.10.2015г.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды (далее - Анализ) на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах города Ижевск за период с 01.01.2014г. – 01.10.2015г. проведены в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок).

Цель Анализа – установление наличия (отсутствия) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах города Ижевска за период с 01.01.2014г. по 01.10.2015г.

Предметом рассмотрения данного исследования является рынок услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок, его продуктовые и географические границы, состав хозяйствующих субъектов, доли хозяйствующих субъектов на рынке.

Настоящее исследование проведено в связи с рассмотрением заявления гражданина <…> вх. №8981 от 05.11.2015г. на действия ОАО «ИПОПАТ», МУП «Ижевский городской электрический транспорт» (далее - МУП «ИжГЭТ»), выразившиеся во взимании платы отдельно за транспортную карту при оплате услуги по перевозке пассажиров и багажа по тарифу, установленному Министерством энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики. В соответствии с материалами заявления, при намерении потребителя приобрести месячный проездной билет, ему необходимо заплатить отдельно за транспортную карту (45 рублей) и за стоимость месячного проездного билета, установленного приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 16.10.2015г. №19/2 (далее - Приказ).

Для оценки состояния конкурентной среды на исследуемом рынке проведена аналитическая работа по определению:

  • временного периода исследования товарного рынка;
  • продуктовых границ товарного рынка;
  • географических границ товарного рынка;
  • состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
  • объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов;
  • уровня концентрации товарного рынка;
  • определение барьеров входа на товарный рынок;
  • состояния конкурентной среды на товарном рынке.

При исследовании данного рынка были использованы сведения органов местного самоуправления, информация и опрос потребителей услуг, информация от хозяйствующих субъектов – участников рынка, данные собственных исследований, информация из общедоступных источников.

 

1.Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Согласно п. 2.1 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Временной период исследования был выбран в связи с поступлением заявления гражданина <…> вх. №8981 от 05.11.2015г. на действия ОАО «ИПОПАТ», МУП «ИжГЭТ».

Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Также при определении временного интервала учитывалась цель проведения анализа рынка, достаточность и наличие информации на момент исследования рынка.

При определении временного периода учтено, что рынок услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок не подвержен сезонным изменениям спроса и предложения, т.е. является по указанным параметрам стабильным в течение года.

Исследование проводилось за период более 1 года в связи с необходимостью определения состояния долей хозяйствующих субъектов и их изменения в долгосрочном периоде.

Учитывая, что информация за период 01.10.2015г. – 31.12.2015г. является оперативной и объективно не отражает объем оказанных услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок на территории г.Ижевска, временной интервал исследования товарного рынка определен с 01.01.2014г. по 01.10.2015г.

 

2. Определение продуктовых границ рынка

 

В соответствии с п. 3.1 Порядка, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа является деятельность хозяйствующих субъектов по оказанию услуг пассажирских маршрутных внутригородских перевозок. При этом продуктовые границы определены на основе общероссийских классификаторов продукции, работ и услуг, видов экономической деятельности; нормативных актов, регулирующих данную деятельность, опроса потребителей (пассажиров).

 

Определение продуктовых границ рынка на основе анализа нормативных актов, регулирующих деятельность

Транспортный комплекс России – это обширный сектор народного хозяйства, обеспечивающий потребности экономики страны и населения в перевозках различными видами транспорта, влияющих на эффективность производства и качество жизни народа.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

В соответствии с частью 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Согласно части 1 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав), перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.

Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Для выполнения городских, пригородных, междугородных и межреспубликанских перевозок пассажиров организуются соответственно городские, пригородные, междугородные и межреспубликанские автобусные маршруты.

Маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения.

Исходя из системного толкования статьи 4 Устава, городские перевозки не могут быть заменены потребителями на пригородные, междугородные и международные перевозки, поскольку с помощью последних не осуществляются перевозки внутри города.

На основании анализа действующего законодательства продуктовые границы определены как услуга пассажирских маршрутных внутригородских перевозок.

 

Определение продуктовых границ рынка на основе общероссийских классификаторов

Транспортное обслуживание пригородного населения относится к сфере услуг. Согласно общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) услугам пассажирского транспорта соответствует код 021000 контрольное число 7.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) деятельности сухопутного и трубопроводного транспорта соответствует код 49; группе «деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам» соответствует код 49.31.2, при этом деятельности автобусного, троллейбусного и трамвайного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам присвоены коды 49.31.21, 49.31.22, 49.31.23 соответственно.

Таким образом, не смотря на разделение кода 49.31.2. по видам транспорта, общероссийский классификатор видов экономической деятельности предусматривает самостоятельный вид деятельности – деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам.

 

Определение продуктовых границ рынка на основе взаимозаменяемых товаров

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка, определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнение покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

При опросе покупателей (пассажиров) Удмуртским УФАС России задавался вопрос «Возможно ли, по Вашему мнению, заменить услуги по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в г.Ижевске Удмуртской Республики на иные услуги)» 78,13% опрошенных ответили «нет», 18,75% опрошенных ответили «да».

Руководствуясь опросом пассажиров (потребителей), антимонопольный орган пришел к выводу, что подавляющее большинства граждан (пассажиров) г.Ижевска не могут заменить услуги по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в г.Ижевске другим видом перевозки.

Вместе с тем, в соответствии с опросом потребителей, по отношению к услугам по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок, взаимозаменяемыми могут являться услуги такси (так ответило 17,19% опрошенных).

Удмуртское УФАС России считает, что услуги такси не являются взаимозаменяемыми с внутригородскими маршрутными перевозками, по следующим причинам:

1) Такси осуществляют перевозку не по-маршрутно, а произвольно.

2) Стоимость услуг такси в несколько раз превышает стоимость поездки в общественном транспорте на городском маршруте;

Согласно Постановлению РЭК УР от 07.02.2014г. №2/1 «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Удмуртской Республики», предельные максимальные тарифы за проезд пассажиров независимо от расстояния в населенных пунктах Удмуртской Республики с 01.03.2014г. установлены в следующих размерах:

- в транспортных средствах категории М3 - 17,00 рублей за одну поездку;

- в транспортных средствах категории М2 - 18,00 рублей за одну поездку.

Предельная максимальная плата за провоз каждого места багажа независимо от расстояния в населенных пунктах Удмуртской Республики в транспортных средствах категорий М2 и М3 установлена в размере 17,00 рублей за одну поездку.

До 01.03.2014г., в соответствии с Постановлением РЭК УР от 31.05.2013г. №6/1, стоимость проезда составляла:

- в транспортных средствах категории М3 - 16,00 рублей за одну поездку;

- в транспортных средствах категории М2 - 17,00 рублей за одну поездку.

Стоимость одной поездки на такси по городу Ижевску напрямую зависит от расстояния, на которое необходимо осуществить перевозку, и составляла за рассматриваемый период в среднем 11-13руб./км. Кроме того, в стоимость проезда на такси, зачастую включается «стоимость посадки» или «стоимость вызова» такси (установленная перевозчиком, независящая от расстояния дополнительная стоимость, включаемая в цену поездки).

3) Отсутствует расписание и график движения такси.

4) По вместительности, такси максимально могут перевезти 4 человека за рейс, тогда как вместительность пассажирского маршрутного транспорта в среднем составляет от 15 человек (маршрутное такси) до 100 человек и зависит от вида и модели транспортного средства.

5) в такси отсутствуют льготы по оплате для различных социальных групп населения (школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды и др.).

6) по скорости передвижения и остановкам: такси осуществляет посадку и высадку пассажиров вне остановок по желанию пассажира, скорость передвижения такси выше, чем общественного транспорта. Общественный транспорт осуществляет свое движение строго по установленным маршрутам по определенным остановкам.

Исходя из перечисленных факторов, для большей части населения, пользующихся услугами городского общественного транспорта, услуги такси не являются равнодоступными услугами по сравнению с маршрутными внутригородскими пассажирскими перевозками.

Позиция Удмуртского УФАС России подтверждается проведенным опросом потребителей, так 79,69% опрошенных, считают, что услуги по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в г.Ижевске не могут быть заменены на услуги такси.

Таким образом, в товарные границы нецелесообразно включать пассажирские перевозки осуществляемые с помощью такси.

Перевозки по заказу осуществляют перевозку только определенных групп населения, а именно своих работников, как правило, это связано с доставкой работников к месту работы при размещении предприятий на окраине города. Ведомственные (заказные) автомобильные перевозки также не являются взаимозаменяемыми, так как при ведомственной перевозке не оказываются услуги населению, перевозки осуществляются только в целях обеспечения производственных нужд отдельных предприятий, кроме того, специальные лицензии не позволяют нетранспортным предприятиям подрабатывать на коммерческих перевозках, и потому в товарных границах рынка целесообразно не учитывать поездки на автобусах нетранспортных предприятий.

Согласно п.3.9. Порядка, Удмуртским УФАС России был проведен опрос потребителей, на вопрос «Перестанете ли Вы пользоваться услугами пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в г.Ижевске Удмуртской Республики, если цена на них долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10%, а цены на остальные услуги останутся неизменными?» 78,13% опрошенных ответили, что продолжат пользоваться услугами пассажирских маршрутных внутригородских перевозок, и лишь 12,50% ответили, что пользоваться услугами перестанут.

Таким образом, в настоящем исследовании проводится оценка конкурентной среды на рынке услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в городе Ижевске, в которые не включаются услуги такси и перевозки по заказу.

Учитывая отсутствие взаимозаменяемых товаров, и то, что регулярные пассажирские внутригородские перевозки являются самостоятельным видом экономической деятельности, продуктовые границы определены как услуги по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок.

 

3. Определение географических границ рынка

 

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно определенные географические границы рассматриваемого товарного рынка определены территорией пролегания маршрутов в г.Ижевске Удмуртской Республики. Услуги по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок являются регулируемым видом деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.

Исходя из специфики городских перевозок – перевозка в пределах города, географические границы определяются территорией определенного города, в котором проводится исследование. Следовательно, географическими границами исследуемого рынка являются границы города Ижевска, в пределах которых действуют маршрутные перевозки.

В соответствии с п.1.1. Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Ижевска (далее - Положение), Положение регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории города Ижевска.

В соответствии с п.2.1 Положения, формирование сети маршрутов регулярных перевозок осуществляется организатором пассажирских перевозок в соответствии с Положением. Открытие, изменение, закрытие маршрутов регулярных перевозок осуществляется Администрацией города.

В соответствии с п.1.3 Положения, организатор пассажирских перевозок - структурное подразделение Администрации города Ижевска, наделенное в установленном порядке статусом юридического лица и уполномоченное на реализацию функций в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории города.

Таким образом, Положением четко установлено, что географическими границами рынка маршрутных пассажирских перевозок, является г.Ижевск.

Кроме того, следует учитывать, что расширение географических границ за пределами города возможно, лишь при рассмотрении рынка услуг по осуществлению перевозок автобусным и иным автомобильным транспортом. Такие виды транспорта как троллейбусы и трамваи зависят от наличия контактной сети (рельсов) при следовании по своему маршруту. Таким образом, учитывая, что инженерные сооружения для перемещения отдельных видов транспорта, находятся лишь в пределах г.Ижевска, географические границы не могут быть расширены.

Обобщая изложенное, Удмуртское УФАС России приходит к выводу, что географическими границами исследуемого рынка является г.Ижевск Удмуртской Республики.

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

 

Потребителями на рынке услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в г.Ижевске являются физические лица – пассажиры, которым необходимо осуществлять передвижение в пределах города Ижевска.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Устава автомобильного транспорта, пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира.

Потребителями услуг пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в г.Ижевске могут быть как лица, проживающие в г. Ижевске, так и лица, приехавшие в данное муниципальное образование.

В ходе анализа проводилось анкетирование потребителей услуг маршрутных внутригородских пассажирских перевозок (население города). О том, что за рассматриваемый период исследования, опрашиваемые пользовались услугами пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в г.Ижевске, положительно ответило 95,31% человек.

При выборе транспорта потребители услуг руководствуются:

- стоимостью услуги (16,14% опрошенных);

- качеством услуги (5,98% опрошенных);

- близостью расположения маршрута (70,84% опрошенных);

- иным (3,91% опрошенных, в т.ч. 1,95% опрошенных руководствуются временем ожидания).

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров в г.Ижевске, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира в пункт назначения.

Перевозчики должны обеспечивать потребность населения, в пассажирских перевозках, безопасность пассажиров при пользовании общественным транспортом, создание им удобств, культурное обслуживание.

Маршрутные внутригородские пассажирские перевозки осуществляются юридическими лицами независимо от организационно – правовых форм, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

По данным, представленным Управлением благоустройства и транспорта Администрации города Ижевска, а также в ходе исследования информации полученной от хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров в г.Ижевске, Удмуртским УФАС России установлен следующий состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

1) ОАО «ИПОПАТ» (Буммашевская ул., 5, г.Ижевск, 426039, Удмуртская Республика, ИНН 1833046700)

2) МУП г.Ижевска «ИжГЭТ» (К.Маркса ул., 13а, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426003, ИНН 1826000133)

3) ООО «Оранжевый автобус» (Телегина ул., 30/853, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426006, ИНН 1832094362)

4) ООО «Автосила» (Ключевой поселок ул., 11а, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426063, ИНН 1841032010)

5) ООО «АвтоТранс» (Репина ул., 35/1-98, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426000, ИНН 1833058487)

6) ООО «АТП-С» (д.Позимь, 1В, Удмуртская Республика, 427007, ИНН 1835055330)

7) ООО «АвтоЭкспресс» (Гольянская ул., 57, с.Завьялово, Удмуртская Республика, 427000, ИНН 1808206220)

8) ИП <…> (<…>)

9) ИП <…> (<…>)

 

Удмуртское УФАС России при анкетировании, установило, что в городе Ижевске за рассматриваемый период, 47,14% опрошенных пользовались услугами МУП г.Ижевска «ИжГЭТ», 42,45% - ОАО «ИПОПАТ», 7,28% опрошенных пользовались услугами иных организаций, в том числе 7,10% из них пользовались услугами маршрутных такси.

Для получения полной информации о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынке технического осмотра транспортных средств, была получена и проанализирована информация о принадлежности к группе лиц, данных хозяйствующих субъектов в соответствии с приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц».

В результате проведения анализа, групп лиц, действующих на рынке маршрутных внутригородских пассажирских перевозок в г.Ижевске, не установлено.

В целях установления регулярности пользования услугами пассажирских маршрутных внутригородских перевозок потребителями, Удмуртским УФАС России в ходе анкетирования было установлено, что «несколько раз в день» услугами перевозок пользуются 56,25% потребителей; «1-2 раза в неделю» – 17,19%; «несколько раз в месяц при необходимости» - 14,06; и 9,38% потребителей ответили, что пользуются услугами реже 1 раза в месяц.

 

5. Определение объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Оценка объема товарных рынков осуществляется на основании объема продаж (поставок) на рассматриваемых товарных рынках в натуральном выражении.

Количественной характеристикой объема рынка оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах города Ижевска является общий объем перевезенных пассажиров всеми перевозчиками, действующими на маршрутах г.Ижевска.

Общий объем перевезенных пассажиров (Vm) определяется как сумма объемов перевезенных пассажиров всеми перевозчиками (Vi).

Доля хозяйствующего субъекта – перевозчика (Di) определяется как отношение объема перевезенных им пассажиров к общему объему перевезенных пассажиров всеми перевозчиками (Di=Vi/Vm).

 

Таблица 1

Количество перевезенных пассажиров в 2014 году.

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество перевезенных пассажиров, тыс. чел

Доля рынка

1кв.

2кв.

3кв.

4кв.

всего

ОАО «ИПОПАТ»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

53,57

МУП «ИжГЭТ»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

45,26

ООО "Оранжевый автобус"

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,72

ООО «Автосила»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,05

ООО «АТП-С»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,41

Всего:

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

100

 

Таблица 2

Количество перевезенных пассажиров в 2015 году

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество перевезенных пассажиров, тыс.чел.

Доля рынка

1кв.

2кв.

3кв.

всего

ОАО «ИПОПАТ»

<…>

<…>

<…>

<…>

48,99

МУП «ИжГЭТ»

<…>

<…>

<…>

<…>

47,58

ООО "Оранжевый автобус"

<…>

<…>

<…>

<…>

2,66

ООО «Автосила»

<…>

<…>

<…>

<…>

0,07

ООО «АТП-С»

<…>

<…>

<…>

<…>

0,70

ИП <…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,01

Всего:

<…>

<…>

<…>

<…>

100

 

В соответствии с информацией, указанной в таблицах 1, 2, следует, что в 2014 году и в первые три квартала 2015 года количество перевезенных пассажиров всеми хозяйствующими субъектами не подвергалось значительным изменениям. Большая доля рынка, занимаемая ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» свидетельствует о значительном ограничении конкуренции со стороны двух наиболее крупных предприятий, действующих на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска.

Вместе с тем, пусть и незначительное увеличение доли ООО «АТП-С» и ООО «Оранжевый автобус», свидетельствует о наличии перспектив для развития конкуренции на рассматриваемом рынке. О положительной динамике в части развития конкуренции на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска также свидетельствует появление нового участника – ИП <…>.

Сведения о размере перевезенных пассажиров ИП <…>, ООО «АвтоЭкспресс» и ООО «Автотранс» не были представлены. Однако, учитывая, что совокупная доля данных хозяйствующих субъектов на рынке незначительна и будет составлять менее 5% от общего объема перевезенных пассажиров, отсутствие данных сведений не повлечет значительное изменение долей, определенных в таблицах 1,2.

В соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Совокупная доля рынка ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» в 2014г. составляла 98,82%, за 3 квартала 2015 года, доля рынка указанных хозяйствующих субъектов составила 96,57%.

Таким образом, выполняются все три условия, указанные в п.3 ст.5 Закона о защите конкуренции, а именно:

1) Совокупная доля ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» составляет более 50% товарного рынка;

2) В течение периода с 01.01.2014г. по 01.10.2015г. совокупная доля ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» не подвергалась значительным изменениям (менее 10%, в соответствии с п.6.6 Порядка), при этом доступ на товарный рынок затруднен ввиду наличия труднопреодолимых барьеров, таких как значительные капиталовложения;

3) Услуги по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска не могут быть заменены на иные услуги (в соответствии с разделом 2 настоящего исследования)

Учитывая изложенное, положение ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» на товарном рынке оказания услуги по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска является доминирующим.

В соответствии с опросом потребителей, лишь 32,03% опрошенных ответили, что имеют возможность выбирать организацию, осуществляющую услуги по перевозке пассажиров городским общественным пассажирским транспортом. 35,94% опрошенных ответили, что выбор организации осуществить невозможно, и 28,91% опрошенных ответили, что имеют возможность выбирать только между ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ».

 

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

1) Коэффициент рыночной концентрации (СR) – определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Как правило, для расчета коэффициента рыночной концентрации рассчитывают коэффициент концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-3, однако в связи с целью проведения анализа и рассмотрением заявления на действия ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ», будет взят коэффициент концентрации 2-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-2.

2) Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

При исследовании рынка оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска определены коэффициенты рыночной концентрации трех крупнейших субъектов.

 

Таблица 3

Уровень концентрации рынка оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах города Ижевска

 

2014 год

3 квартала 2015 года

CR2

98,82

96,57

HHI

4918,29

4671,14

 

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <= CR3  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при CR3  < 45% или HHI < 1000.

Полученные показатели свидетельствуют о том, что рассматриваемый товарный рынок за период с 01.01.2014 по 01.10.2015г. является высококонцентрированным, при этом изменение уровня коэффициента рыночной концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана за рассматриваемый период подверглось незначительному снижению, что свидетельствует о перспективах для дальнейшего развитии конкуренции, однако значительная доля ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» создает дополнительный барьер для развития рынка оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска.

 

 

7. Определение барьеров входа на рынок

 

Барьерами входа на рынок являются факторы, затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало осуществления деятельности на товарном рынке.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска указали на следующие барьеры для входа на рынок.

 

Таблица 4

Барьеры входа на рынок услуг пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска

Наименование барьера

Процент опрошенных

1. экономические барьеры

1.1

Значительные капиталовложения

75%

1.2

Сроки окупаемости капитальных вложений

25%

2. административные барьеры

2.1

Ограничения в виде законодательных актов, определяющих экономическую политику

50%

2.2

Ограничения в предоставлении долгосрочных кредитов

25%

2.3

Решения органов власти в сфере перевозок

50%

2.4

Технические стандарты и стандарты качества

25%

3. организационные барьеры

3.1

Неразвитость рыночной инфраструктуры, служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т.п.

25%

3.2

Емкость товарного рынка.

50%

    

 

По мнению большинства хозяйствующих субъектов указанные барьеры являются труднопреодолимыми (75%).

К дополнительным барьерам стоит отнести отсутствие необходимости в дублировании маршрутов, поскольку это затрудняет вход новых хозяйствующих субъектов на рынок и усиление конкуренции между уже действующими на рынке хозяйствующими субъектами.

Согласно исследованию, рынок услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в г.Ижевске является насыщенным, что дополнительно создает препятствия для развития конкуренции.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на рынке

 

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей рынка оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска, позволило определить рыночную структуру изучаемого товарного рынка и степень развитости конкуренции на товарном рынке.

Проведенный анализ показателей, характеризующий рынок оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска, показал, что данный рынок является высококонцентрированным. Оценка состояния конкурентной среды – неразвитая конкуренция, что связано как с влиянием труднопреодолимых барьеров, так и со значительной долей рынка, принадлежащей двух крупнейшим хозяйствующим субъектам. В исследуемый период Удмуртским УФАС России установлено, что в 2015 году существуют предпосылки и тенденции к развитию конкуренции на рынке, как в связи с небольшим увеличением доли мелких хозяйствующих субъектов, так и с приходом на рынок новых перевозчиков.

Доминирующее положение на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска с 01.01.2014г. по 01.10.2015г. занимают ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ», их совокупная доля на рынке является стабильной.

Согласно опросу потребителей, конкуренция на рынке услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в г.Ижевске Удмуртской Республики является слабо развитой – так ответили 51,56%. То, что конкуренция на данном рынке развита считают 23,44% потребителей. На отсутствие конкуренции на рынке услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в г.Ижевске указало 21,88% опрошенных.

 

Начальник отдела контроля

товарных и финансовых рынков                                                        <…>