Исследование рынка услуг перевозок пассажиров наземным транспортом в Увинском и Игринском районах Удмуртской Республики

В соответствии с методическими рекомендациями к приказу ФАС России от 23.04.2015г. №290/15 был проведен анализ рынка услуг перевозок пассажиров наземным транспортом в географических границах пролегания маршрутов, расположенных в 2 административных районах субъекта Российской Федерации с наибольшей долей сельского населения.

В соответствии с информацией, размещенной на сайте Федеральной службы государственной статистики о численности населения Российской Федерации по муниципальным образованиям по состоянию на 1 января 2015г., наибольшими по численности сельского населения районами на территории Удмуртской Республики являются Завьяловский район (68851 чел.), Увинский район (38285 чел.), Игринский район (37156 чел.).

Географическая территориальная расположенность Завьяловского района (находится вокруг столицы Удмуртской Республики – г.Ижевска), где большая часть маршрутов проходит через г.Ижевск, не позволит объективно оценить состояние рынка в пределах данного района. В связи с этим, географическими границами были выбраны Увинский и Игринский районы Удмуртской Республики.

 

Таблица 1

Динамика целевых показателей в административных районах Удмуртской Республики

 

Наименование показателя

2 полугодие 2014 года

1 полугодие 2015 года

Увинский район

Наличие дорог с твердым/грунтовым покрытием, связывающих населенные пункты с районным (областным) центром

56 дорог с твердым покрытием;

34 дороги с грунтовым покрытием

56 дорог с твердым покрытием;

34 дороги с грунтовым покрытием

Межмуниципальные маршруты пассажирского наземного транспорта, связывающие населенные пункты между собой (по видам транспорта)

отсутствуют

отсутствуют

Межмуниципальные маршруты пассажирского наземного транспорта, связывающие населенные пункты с районным (областным) центром (по видам транспорта)

Автобусные маршруты: 20 шт.

Автобусные маршруты: 20 шт.

Перевозчики, действующие на маршрутах (по форме собственности)

1) ОАО «Удмуртавтотранс»

2) ООО «УваАвто»

1) ОАО «Удмуртавтотранс»

2) ООО «УваАвто»

3) ИП <…>

Взаимозаменяемость услуг по перевозке пассажиров различными видами пассажирского наземного транспорта (в отношении услуг на межмуниципальных маршрутах)

отсутствует

 

отсутствует

 

Барьеры выхода на рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом

1) Значительные капиталовложения при низкой норме прибыли.

2) Низкий спрос.

1) Значительные капиталовложения при низкой норме прибыли.

2) Низкий спрос.

Игринский район

Наличие дорог с твердым/грунтовым покрытием, связывающих населенные пункты с районным (областным) центром

13 дорог с твердым покрытием;

46 дорог с грунтовым покрытием

14 дорог с твердым покрытием;

45 дорог с грунтовым покрытием

Межмуниципальные маршруты пассажирского наземного транспорта, связывающие населенные пункты между собой (по видам транспорта)

отсутствуют

отсутствуют

Межмуниципальные маршруты пассажирского наземного транспорта, связывающие населенные пункты с районным (областным) центром (по видам транспорта)

Автобусные маршруты: 20 шт.

Автобусные маршруты: 17 шт.

(отменили маршруты:

1) №121 п Игра-п.Арлеть 116км)

2) №120 п.Игра-п.Мужбер 62км

3) №108 п.Игра-п.Малягурт 93км

Перевозчики, действующие на маршрутах (по форме собственности)

1) Игринский филиал ОАО «Удмуртавтотранс»

2) ИП <…>

3) ИП <…>

4) ИП <…>

5) ИП <…>

6) ООО «Сарапульская транспортная компания

1) Игринский филиал ОАО «Удмуртавтотранс»

2) ИП <…>

3) ИП <…>

4) ИП <…>

5) ИП <…>

6) ООО «Сарапульская транспортная компания

Взаимозаменяемость услуг по перевозке пассажиров различными видами пассажирского наземного транспорта (в отношении услуг на межмуниципальных маршрутах)

Отсутствует

Отсутствует

Барьеры выхода на рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом

1) Значительные капиталовложения при низкой норме прибыли.

2) Низкий спрос.

1) Значительные капиталовложения при низкой норме прибыли.

2) Низкий спрос.

     

 

Исходя из таблицы 1, стоит сделать вывод о наличии конкуренции на рассматриваемом рынке в географических границах Увинского и Игринского районов, в связи с наличием нескольких перевозчиков, оказывающих услуги перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом. Однако в большинстве случаев перевозчики и маршруты внутри района распределены таким образом, что на каждом маршруте действует один перевозчик, что свидетельствует об отсутствии конкуренции на рынках пролегания конкретных маршрутов.

Количество и соотношение дорог с твердым/грунтовым покрытием свидетельствует о слабом развитии дорожного хозяйства в сельских районах, что создает дополнительные барьеры для входа на рынок новым перевозчикам, ввиду значительных затрат на ремонт и эксплуатацию транспортных средств.

Отсутствие регулярных маршрутов между населенными пунктами, связано в первую очередь с отсутствием спроса на такие маршруты. Вместе с тем, сеть маршрутов в административных районах устроена таким образом, что позволяет добраться из одного населенного пункта в другой через административный центр.

Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод об отсутствии конкуренции на рынках перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом в географических границах административных районов, где проживает сельское население, однако при этом следует учитывать наличие достаточной обеспеченности таких районов услугами перевозок пассажиров (и багажа) по регулярным маршрутам, осуществляемыми наземным транспортом. Предпосылки для развития конкуренции на рассматриваемом рынке отсутствуют.