Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке ОСАГО в Удмуртской Республике за 2014 год, период с 01 января по 31 марта 2015 года

1. Общие положения

 

Анализ состояния конкурентной среды на данном рынке проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 г. № 220, Правилами установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 359 от 09.06.2007 г. (далее – Постановление Правительства № 359).

Настоящий анализ рынка проведен Удмуртским УФАС России в связи с поступившими обращениями граждан Удмуртской Республики, согласно которым ООО «Росгосстрах» отказывает в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор ОСАГО) без заключения договора о проведении технического осмотра, а также договора на проведение контрольной диагностики аккумуляторной батареи транспортного средства с оператором технического осмотра ИП <...>. Вышеуказанные действия ООО «Росгосстрах» и ИП «...» указывают на признаки нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

Предметом рассмотрения данного исследования является рынок услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), его продуктовые и географические границы, состав хозяйствующих субъектов, доли хозяйствующих субъектов на рынке.

Для оценки состояния конкурентной среды на рынке проведена аналитическая работа по определению:

- продуктовых границ товарного рынка;

- географических границ товарного рынка;

- состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов;

- уровня концентрации товарного рынка;

- барьеров входа на товарный рынок;

- состояния конкуренции на товарном рынке.

При исследовании данного рынка были использованы положения Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», сведения, полученные от Федеральной службы по финансовым рынкам, официальные сведения, опубликованные на сайте Службы Банка Росси по финансовым рынкам, данные собственных исследований антимонопольного органа, опроса потребителей, а также иные источники информации.

Определения, используемые в настоящем аналитическом отчете, определены Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности и владельцев транспортных средств», в том числе:

транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

использование транспортного средства - эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

потерпевший - лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства - участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»);

место жительства (место нахождения) потерпевшего - определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими;

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;

страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату;

страховые тарифы - ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов;

компенсационные выплаты - платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена;

представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее - представитель страховщика) - обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия за счет заключившего договор обязательного страхования страховщика на основании договора со страховщиком;

прямое возмещение убытков - возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего - владельца транспортного средства.

 

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Временной интервал исследования определен как 2014 год, период с 01 января по 31 марта 2015 года.

Временной интервал был определен в зависимости от цели исследования – изучения сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, оценки поведения действующих хозяйствующих субъектов, а также в зависимости от доступности информации. В связи с этим проводился ретроспективный анализ состояния конкурентной среды.

При определении временного интервала учтено, что рынок услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) не подвержен сезонным изменениям спроса, предложения и сложившихся цен, т.е. является по указанным параметрам стабильным в течение года.

Целью проведенного анализа является установление положения ООО «Росгосстрах» на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на момент совершения правонарушения. Согласно поступившим обращениям граждан, договоры о проведении технического осмотра, а также договоры на проведение контрольной диагностики аккумуляторной батареи транспортного средства с оператором технического осмотра ИП <...> были навязаны им ООО «Росгосстрах» в период с марта 2015 года по май 2015 года. При этом жалобы граждан в отношении общества и индивидуального предпринимателя поступали также в период с марта 2015 года по май 2015 года.

Вместе с тем, на официальном сайте Службы банка России по финансовым рынкам http://www.cbr.ru/sbrfr на момент проведения настоящего исследования опубликована официальная отчетность страховых организаций по состоянию на 31.03.2015 года.

На основании изложенного, временной интервал анализа рынка определен как 2014 год, период с 01 января по 31 марта 2015 года.

В соответствии с Постановлением Правительства № 359, установление доминирующего положения финансовой организации осуществляется путем определения ее доли в границах товарного рынка независимо от ее места нахождения, указанного в учредительных документах.

Установление доминирующего положения финансовой организации включает в себя следующие этапы:

а) установление сферы обращения финансовой услуги путем определения границ соответствующего товарного рынка на основе исследования спроса и предложения финансовой услуги;

б) определение объема финансовых услуг и долей финансовых организаций на соответствующем товарном рынке;

в) установление наличия условий признания доминирующим положения финансовой организации.

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства № 359, определение границ товарного рынка осуществляется путем определения вида финансовой услуги, не имеющей замены, либо совокупности взаимозаменяемых финансовых услуг, сравнимых по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить одну финансовую услугу другой при потреблении, а также определения территории, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретателя обращается услуга.

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Предметом анализа явилась деятельность по оказанию услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). При этом продуктовые границы определены на основе общероссийских классификаторов продукции, работ и услуг, видов экономической деятельности; условий договоров, заключаемых хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги; нормативных актов, регулирующих данную деятельность, результатов опроса потребителей.

 

Определение продуктовых границ рынка на основе общероссийских классификаторов:

 

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, услугам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) присвоен код 65.12.3 – страхование гражданской ответственности. Эта группировка включает в себя в том числе: страхование гражданской  ответственности: владельцев автотранспортных  средств.

Таким образом, ОКВЭД предусматривает отдельный код для услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

 

Определение продуктовых границ рынка на основе анализа нормативных актов, регулирующих деятельность:

 

В соответствии со статьей 4 Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности и владельцев транспортных средств» (далее – Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности и владельцев транспортных средств») владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом и в соответствии с ним, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - международные системы страхования).

Таким образом, объектом страхования являются следующие транспортные средства (не подпадающие под характеристику вышеуказанных исключительных случаев): мотоциклы и мотороллеры (транспортные средства категории «А»), легковые автомобили (транспортные средства категории «В»), прицепы к легковым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам, грузовые автомобили (транспортные средства категории «С»), прицепы к грузовым автомобилям, полуприцепы, прицепы-роспуски, автобусы (транспортные средства категории «D»), троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам.

 

Государственное регулирование страховых тарифов на рынке по предоставлению услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств применяется в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Страхование ответственности осуществляется в силу обязанности владельца транспортного средства застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств; обязанность заключить договор страхования ОСАГО условия и порядок, минимальный размер страховой суммы, объекты, подлежащие страхованию, перечень страховых случаев, страховые тарифы, порядок уплаты страховой премии и иные положения определены федеральным законом и не зависят от волеизъявления владельца транспортного средства; правила страхования ОСАГО утверждены Банком России 19.09.2014 N 431-II.

Порядок осуществления обязательного страхования, в соответствии со статьей 1 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности и владельцев транспортных средств», включает в себя процедуру оформления договора страхования. В соответствии с Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности и владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом, и является публичным.

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования.

 

Определение продуктовых границ товарного рынка на основании разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности

 

Согласно ст.32 Федерального закона от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Для получения лицензии на осуществление обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

9) сведения о страховом актуарии;

10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования;

14) документы (согласно перечню, установленному нормативными правовыми актами органа страхового надзора), подтверждающие источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал.

В лицензии, выдаваемой страховщику в соответствии со статьей 32.9 Федерального закона от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», указываются предусмотренные классификацией виды страхования: по предоставлению услуг ОСАГО - страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (п.п.14 статьи 32.9 Федерального закона от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

 

Таким образом, согласно нормам действующего законодательства, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств  является самостоятельным товарным рынком и не имеет заменителей.

 

Определение продуктовых границ рынка исходя из условий договоров:

 

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности и владельцев транспортных средств» под объектами обязательного страхования понимаются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:

а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;

б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;

в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;

г) загрязнения окружающей среды;

д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;

е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;

ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;

з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;

и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;

к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;

л) обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором);

м) причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Согласно статье 5 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» порядок реализации прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 г. № 263 «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Правила обязательного страхования наряду с другими положениями включают в себя следующие положения:

а) порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования;

б) порядок уплаты страховой премии;

в) перечень действий лиц при осуществлении обязательного страхования, в том числе при наступлении страхового случая;

г) порядок определения размера подлежащих возмещению убытков и осуществления страховой выплаты;

д) порядок разрешения споров по обязательному страхованию.

Учитывая, что ОСАГО является обязательным страхованием ответственности в силу закона, от заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств никто не может быть освобожден, и не может быть заменен договором другого вида страхования, то услуга ОСАГО не имеет заменителей и представляет собой самостоятельный рынок услуг ОСАГО.

 

Определение продуктовых границ на основании

опроса потребителей услуги:

 

По результатам опроса потребителей услуги ОСАГО - владельцев транспортных средств, проведенным Удмуртским УФАС России в январе-феврале 2014 года установлено следующее.

98% опрошенных заключали договор ОСАГО на территории Удмуртской Республики в 2013 году, из них:

50% пользовались услугами ООО «Росгосстрах», 24% - ООО СК «Согласие»; 10% - СОАО «ВСК»; 2% - ОАО «НАСКО»; 4% - ОАО «АльфаСтрахование»; 4% - ОСАО «РЕСО-Гарантия»; 2% - ЗАО «МАКС»; 2% - ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ»; 2% - ОАО «МСК».

49% опрошенных удовлетворены качеством оказываемых им услуг, 51% опрошенных не удовлетворены.

100% опрошенных считают, что услугу (полис) ОСАГО невозможно заменить на иные услуги (полисы), так как ОСАГО установлено законом.

Таким образом, по результатам опроса потребителей услуги ОСАГО Удмуртским УФАС России установлено, что услуга (полис) ОСАГО не может быть заменена на иную услугу (полис).

 

На основании изложенного, продуктовые границы товарного рынка определены как услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

 

4. Определение географических границ рынка

 

Процедура определения географических границ рынка представляет собой определение границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами), включает:

- предварительное определение границ;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого рынка.

При предварительном определении географических границ товарного рынка учитывается следующее: информация о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; информация о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации; информация о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Поступившие обращения граждан, указывают на признаки нарушения ООО «Росгосстрах» антимонопольного законодательства на территории Удмуртской Республики. Филиал ООО «Росгосстрах» в Удмуртской Республике располагается по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 294. Кроме того, ООО «Росгосстрах» на территории Удмуртской Республики имеет страховые отделы в г. Воткинск, г. Глазов, г. Можга, г. Сарапул, г. Камбарка, с. Алнаши, п. Балезино, с. Вавож, с. Грахово, с. Дебесы, с. Завьялово, п. Игра, с. Каракулино, п. Кез, п. Кизнер, с. Киясово, с. Красногорское, с. Малая Пурга, с. Селты, С. Сюмси, п. Ува, с. Шаркан, с. Юкаменское, с. Як.-Бодья (письменные пояснения ООО «Росгосстрах» №01-01/08/54 от 21.11.2013 г., анализ официального сайта ООО «Росгосстрах» в сети «Интернет» www.rgs.ru).

Страховые тарифы на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) определяются страховщиками в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где зарегистрировано транспортное средство.

По результатам опроса потребителей при выборе страховой компании большинство опрошенных ориентируются на близость расположения страховой организации (36%); 25% опрошенных ориентируются на стоимость полиса ОСАГО, 23% на качество оказываемых услуг, 2% опрошенных указали долговременное сотрудничество, 2% ориентируются на продолжительное пользование услугами страховой компании; 2% на быстроту оформления полиса, 2% опрошенных выбирают ту страховую компанию, в которой работает знакомый страховой агент, 3% опрошенных выбирают ту страховую компанию, в которой не навязываются дополнительные услуги, 2% опрошенных не видят разницы между страховыми компаниями.

98% опрошенных считают экономически нецелесообразным, приобретать полис ОСАГО у страховых компаний, расположенных за пределами Удмуртской Республики, учитывая транспортные расходы, затраты времени и иные расходы, связанные с получением полиса ОСАГО страховой компании, расположенной за пределами Удмуртской Республики. При этом в качестве факторов препятствующих приобретению полиса ОСАГО у страховых компаний, расположенных за пределами Удмуртской Республики, большинство опрошенных (46%) указали большие затраты времени на получение полиса ОСАГО в связи с дальностью месторасположения страховой компании, 33% опрошенных ответили, что стоимость полиса ОСАГО страховых компаний одинаковая, поэтому нецелесообразно ехать в другой регион, 17% опрошенных указали, что полис можно получить по месту проживания гражданина, 2% опрошенных указали на наличие иных факторов, 2% опрошенных ответили, что такие факторы отсутствуют.

На основании изложенного, учитывая мнение потребителей, географические границы рынка услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) определены территорией Удмуртской Республики.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

 

К хозяйствующим субъектам, действующим на рынке ОСАГО, относятся страховые организации, имеющие лицензию на предоставление данной услуги.

Потребителями услуг ОСАГО являются страхователи – владельцы транспортных средств, заключившие со страховщиком договор обязательного страхования.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» страховая деятельность осуществляется на основании лицензии, в связи с чем услуги ОСАГО предоставляются страховыми организациями, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление данного вида страховой деятельности.

Согласно сведениям, представленным Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 29.08.2013 г. № 11-13-СВ-07/6667, а также отчетности, размещенной на официальном сайте Банка России (http://www.cbr.ru/sbrfr) услуги ОСАГО на территории Удмуртской Республики оказывали следующие организации:

 

№ п/п

Наименование страховой организации

Адрес организации

Адрес филиала в Удмуртской Республике

  1.  

ООО «Страховая группа «АСКО»

423815, РТ, г. Набережные Челны, пр. Вахитова, 24

426008, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 245А

  1.  

ОАО «Национальная страховая компания ТАТАРСТАН»

420094, г. Казань, ул. Чуйкова, 2, блок «Б»

426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М. Горького, 68

  1.  

ОАО Страховая компания «Альянс»

115184, г.Москва, Озерковская наб., 30

426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304

  1.  

ОАО «Страховое общество «ЖАСО»

105066, г. Москва, ул. Доброслободская, 19

427077, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 126а

  1.  

ЗАО «ГУТА-Страхование»

107078, г. Москва, Орликов переулок, 5, стр. 3

426057, г.Ижевск, ул. М. Горького, 154

  1.  

ОАО «Государственная страховая компания «Югория» Ханты-Мансийский АО-Югра

628012, г. Ханты Мансийск, ул.Комсомольская, 61

426076, Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. Коммунаров, 197

  1.  

ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕГРОГАРАНТ»

115035, г. Москва, ул. Садовническая наб., 23

426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М.Горького, 68

  1.  

ОАО «АльфаСтрахование»

115162, г.Москва, ул.Шаболовка, 31, стр.Б

426057, Удмуртская Республика,  г. Ижевск, ул. Пушкинская, 365, корп. А, кв. 5

  1.  

ОАО СК «БАСК»

127083, г. Москва, ул. Мишина, д. 35

426000, Удмуртская Республика г.Ижевск, ул. Пушкинская, 365А, оф. 7

  1.  

ОАО «Российская Государственная Страховая Компания»

119991, г.Москва-17, ГСП-1,ул.Большая Ордынка, д.40,стр.3

426011, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 294

  1.  

ООО «Росгосстрах»

140002, Московская обл., г.Люберцы, ул. Парковая, д. 3

426011, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 294

  1.  

ЗАО «Московская акционерная страховая компания» (ЗАО «МАКС»)

115184, г.Москва, ул.Малая Ордынка, 50

 

426011, Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. Пушкинская, 280, 1 этаж.

  1.  

ООО «Страховая Компания «Согласие»

129110, г.Москва, ул. Гиляровского, 42

426008, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 268

  1.  

ОАО «Страховая группа МСК»

123000, г.Москва, ул.Долгоруковская, 40

426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304, оф.203

  1.  

ЗАО «Страховая группа «УралСиб»

117393, г.Москва, ул.Профсоюзная, 56

426057, г. Ижевск, ул. Красная, 122

  1.  

ОСАО "Ингосстрах"

115998, г. Москва, ул. Пятницкая, 12, стр.2

426034, г. Ижевск, ул. Удмуртская Республика, 249 в

  1.  

СОАО "ВСК"

123000, г.Москва, ул.Островная, 4

426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Бородина, 21

  1.  

ОСАО «РЕСО-Гарантия»

125047, г. Москва, ул. Гашека, 12, стр.

426077, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 157

  1.  

ООО «Страховая компания «ВТБ Страхование»

г.Москва,Тургеневская площадь,д.2/4, стр.1

426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 224

  1.  

ООО «БИН Страхование»

115088,г.Москва,ул.Шарикоподшипниковская, д. 13, стр. 62

426008, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 245А

  1.  

ООО «Группа Ренессанс Страхование»

115114,г.Москва,Дербеневская наб.,д.7, стр.22

426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М. Горького, 156

  1.  

ЗАО «Страховая компания «ДАР»

129090, г. Москва, Протопоповский пер., д.19, стр. 13

426008, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 270, лит.А,  офис. 116

  1.  

ООО «Страховая Группа «Компаньон»

443096, г.Самара, ул.Мичурина, д.58, офис 21

426008, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 268

  1.  

ОАО «Межотраслевой страховой центр»

125040, г.Москва, ул. Скаковая, д.17, стр. 2

-

  1.  

СОАО «Национальная Страховая Группа»

141700, Московская обл., г.Долгопрудный, Лихачевский пр-д, д.12

426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Бородина, 21

  1.  

ОАО «Русская страховая транспортная компания»

141400, Московская область, г. Химки, ул. Энгельса, д. 7/15

426006, Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. Пушкинская, 270

  1.  

СОАО «Русский Страховой Центр»

125315, г.Москва, Ленинградский пр-т,д.68, стр. 24

-

  1.  

ОАО «Страховое общество газовой промышленности» (ОАО «СОГАЗ»)

107078, г. Москва, пр-кт Академика  Сахарова, 10

426034, Удмуртская Республика. г. Ижевск. ул. Удмуртская, 304

  1.  

ООО «Страхования компания «Оранта»

115093, г.Москва, ул.Люсиновская, д.36, стр. 2

-

  1.  

ОАО «Страховая компания «Пари»

127015, г. Москва, ул. Расковой, д. 34, стр. 14

-

 

Таким образом, учитывая, что большинство страховщиков (26 из 30) имеют филиалы на территории Удмуртской Республики, у потребителей услуги, зарегистрированных на территории Удмуртской Республики, отсутствует необходимость заключения договора ОСАГО за пределами Удмуртской Республики.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2007 года № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» доминирующее положение на товарном рынке нескольких финансовых организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц.

С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

В целях расчета объема услуг, оказываемых страховщиком, основным показателем является объем собранной страховой премии за отчетный период.

Таким образом, в отношении услуг ОСАГО объем рынка будет представлять собой общую сумму собранной страховой премии по договорам ОСАГО всех страховщиков, действующих на территории Удмуртской Республики за исследуемый временной период (Vm).

Доля страховщика  (Di) на рынке услуг ОСАГО определяется как процентное отношение оказанных им услуг ОСАГО (Vi) к общему объему рынка услуг ОСАГО (Di=Vi/Vm).

Для расчета долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке использовались данные Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 29.08.2013 г. № 11-13-СВ-07/6667, а также отчетности, размещенной на официальном сайте Банка России  (http://www.cbr.ru/sbrfr).

Расчёт долей страховых организаций на рынке услуг ОСАГО в границах Удмуртской Республики приведен в приложении № 1.

На основании расчета долей страховых организаций, установлено что, доминирующее положение (более 20%) на рынке услуг ОСАГО на территории Удмуртской Республики занимает:

в 2014 году – ООО «Росгосстрах» (40,33%);

в период с 01 января по 31 марта 2015 года – ООО «Росгосстрах» (49,82%).

Учитывая долю ООО «Росгосстрах» на рынке услуг ОСАГО в географических границах Удмуртской Республики, а также крупную филиальную сеть общества, расположенную на территории всей республики, Удмуртское УФАС России приходит к выводу, что ООО «Росгосстрах» имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления услуги.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации  (CRn) сумма долей на товарном рынке  (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

Как правило, для расчета коэффициента рыночной концентрации рассчитывают коэффициент концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-3.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) – сумма  квадратов долей  на товарном рынке  (выраженном в процентах)  всех хозяйствующих субъектов,  действующих на данном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации на рынке услуг ОСАГО в географических границах Удмуртской Республики в 2014 году, в период с 01 января по 31 марта 2015 года составляет:

CR3 (2014 г.) – 66,8%;

HHI (2014 г.) – 2118,19.

CR3 (01 января – 31 марта 2015 года) – 66,75%;

HHI (01 января – 31 марта 2015 года) – 2749,42.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка.

- высокий – при 70% ≤ CR3 ≤ 100% или 2000 ≤ HHI ≤ 10000;

- умеренный при 45% ≤ CR3 < 70% или 1000 ≤ HHI < 2000;

- низкий – при CR3 < 45% или HHI < 1000.

Если коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана указывают на различные уровни концентрации товарного рынка, то окончательное решение о типе рынка принимается с учетом характеризующих рассматриваемый рынок признаков.

На основании вышеизложенного, можно указать, что рынок услуг ОСАГО в географических границах Удмуртской Республики относится к умеренно концентрированному, что обусловлено наличием двух относительно крупных хозяйствующих субъектов и большого количества организаций, доля которых не превышает 1-2%.

Согласно мнению большинства потребителей услуги ОСАГО в границах Удмуртской Республики конкуренция на рынке ОСАГО слабо развита (49% опрошенных), 37% опрошенных считают, что конкуренция развития, 12% опрошенных считают, что конкуренция отсутствует, 2% опрошенных затруднились ответить на вопрос.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок (сведения о наличии ограничений доступа на товарный рынок)

 

Барьерами входа на рынок являются обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке.

В соответствии с Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат. Страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Также, необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев. Страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях.

Страховщик имеет право осуществлять операции по страхованию в рамках международных систем страхования при условии включения этого страховщика в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования. Ведение указанного перечня осуществляется профессиональным объединением страховщиков. Для включения в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, страховщик должен:

а) являться членом профессионального объединения страховщиков;

б) соответствовать требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков в правилах профессиональной деятельности в соответствии с правилами международных систем страхования;

в) внести в фонд текущих обязательств, формируемый профессиональным объединением страховщиков, взнос в размере, эквивалентном 500 тысячам евро по курсу Банка России, установленному на день платежа.

К барьерам входа на рынок ОСАГО можно также отнести экономические факторы. Так, в соответствии с частью 3 статьи 22 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», при осуществлении обязательного страхования страховщики образуют:

− резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 1 и пунктом 2 статьи 18 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (резерв гарантий);

− резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат, производимых в соответствии с подпунктами «в» и «г» пункта 1 статьи 18 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (резерв текущих компенсационных выплат).

Размеры отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат устанавливаются в соответствии со структурой страховых тарифов.

Эти административные и экономические барьеры входа на рынок, связанные с необходимостью получения лицензии, членства в профессиональном объединении страховщиков можно отнести к основным причинам медленного развития конкуренции на рынке ОСАГО.

Наличие большого количества хозяйствующих субъектов на рынке предоставления услуг ОСАГО является барьером, так как свидетельствует о распределении объёма рынка и насыщенности количества хозяйствующих субъектов. Учитывая крупную филиальную сеть ООО «Росгосстрах», включающую в себя страховые отделы на территории всей республики, а также долю, занимаемую обществом на рынке ОСАГО, ООО «Росгосстрах» потенциально ограничивает доступ на рынок иных страховых организаций.

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Рынок услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Удмуртской Республике является умеренно концентрированным, что обусловлено наличием двух относительно крупных хозяйствующих субъектов и большого количества организаций, доля которых не превышает 1-2%, а также барьерами входа на рынок.

ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на товарном рынке – рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в географических границах Удмуртской Республики. Его доля превышает 40% и является стабильной. В течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

 

Приложение: 1. Результаты опроса потребителей – на 2 л. в 1 экз.

2. Расчет долей страховых организаций – на 1 л. в 1 экз.

 

 

Старший государственный инспектор отдела

контроля товарных и финансовых рынков                                           <...>

 

 

 

Результаты опроса владельцев транспортных средств - потребителей услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

 

Опрос потребителей проводился на основании анкеты, разработанной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в целях исследования состояния конкуренции на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Срок проведения опроса – январь-февраль 2014 г.

Анкета размещена на официальном сайте Удмуртского УФАС России в сети Интернет udmurtia.fas.gov.ru.

Всего в Удмуртское УФАС России поступило 49 анкет.

Потребители услуги ОСАГО дали следующие ответы на вопросы, поставленные в анкете.

 

1. Заключали ли Вы договор ОСАГО на территории Удмуртской Республики в 2013 году?

а) да – 98%;

б) нет – 2%.

 

2. Укажите, услугами какой страховой компании Вы пользовались в 2013 году при заключении договора ОСАГО?

а) ООО «Росгосстрах» - 50%;

б) ООО «Согласие» - 24%;

в) СОАО «ВСК» - 10%;

г) иной организации (16%):

ОАО «НАСКО» - 2%;

ОАО «АльфаСтрахование» - 4%;

ОСАО «РЕСО-Гарантия» - 4%;

ЗАО «МАКС» - 2%;

ОАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» - 2%;

ОАО «МСК» - 2%.

 

3. Удовлетворены ли Вы качеством оказываемых услуг?

а) да – 49%;

б) нет – 51%.

 

4. На какие факторы Вы ориентируетесь при выборе страховой компании при заключении договора ОСАГО?

а) стоимость полиса ОСАГО – 25%;

б) качество услуг, оказываемых страховой организацией – 23%;

в) близость расположения страховой организации – 36%;

г) выбор отсутствует, так как полисы ОСАГО выдает только одна организация – 3% (при этом один потребитель указал, что в ООО «Росгосстрах» и СОАО «Ингосстрах» ему отказали в выдаче полиса ОСАГО без дополнительной страховки, в связи с чем он обратился в ОАО «МСК»);

д)  иное (13%):

долговременное сотрудничество -2%;

продолжительное пользование услугами страховой компании – 2%;

быстрота оформления полиса – 2%;

знакомый страховой агент – 2%;

отсутствие навязывания дополнительных услуг – 3%;

нет разницы между страховыми компаниями – 2%.

 

5. Считаете ли Вы экономически целесообразным приобретать полис ОСАГО у страховых компаний, расположенных за пределами Удмуртской Республики (при этом необходимо учитывать транспортные расходы, затраты времени и иные расходы, связанные с получением полиса ОСАГО страховой компании, расположенной за пределами Удмуртской Республики)?

а) да – 2%;

б) нет – 98%.

 

6. Какие факторы препятствуют приобретению полиса ОСАГО у страховых компаний, расположенных за пределами Удмуртской Республики:

а) полис можно получить по месту проживания гражданина – 17%;

б) большие затраты времени на получение полиса в связи с дальностью месторасположения страховой компании – 46%;

в) стоимость полиса ОСАГО страховых компаний одинаковая, поэтому нецелесообразно ехать в другой регион – 33%;

г) иные затраты - 2%;

д) такие факторы отсутствуют – 2%.

 

7. Как Вы считаете, конкуренция на рынке услуг ОСАГО на территории Удмуртской Республики:

а) развита – 37%;

б) слабо развита – 49%;

в) отсутствует – 12%.

Затрудняюсь ответить – 2%.

 

8. Возможно ли, по Вашему мнению, заменить услугу (полис) ОСАГО на иные услуги (полисы)?

а) да – 0%;

б) нет, так как ОСАГО установлено законом – 100%.

Если Вы заключали договор ОСАГО в период с июня 2013 года по январь 2014 года, то ответьте на следующие вопросы:

9. Осуществлялось ли навязывание сотрудниками страховой компании при заключении договора ОСАГО дополнительных услуг страхования (страхования жизни, здоровья, страхования от несчастных случаев, услуг дежурного комиссара, иных услуг) в течение 2013 года?

а) нет, не навязывались, так как заключал договор у знакомого страхового агента – 11%;

б) нет, не навязывались – 4%;

в) да (укажите какие дополнительные услуги навязывались) – 85%:

- страхование жизни, здоровья – 44% (при этом один потребитель указал, что ему навязывалось добровольное страхование жизни при наличии уже имеющегося договора долгосрочного страхования жизни в той же страховой компании);

- «Фортуна-Авто» - 24%;

- услуги дежурного комиссара – 7%;

- страхование от несчастных случаев – 22% (при этом один потребитель указал, что страхование предлагалось оформить бесплатно);

- иные- 3% (услуги аварийного комиссара);

При этом 1 потребитель указал, что заключал договор ОСАГО в мае 2013 года, а 1 потребитель указал, что получал полис в январе 2014 года и им были навязаны дополнительные услуги.

10. Выражали ли Вы свой отказ (несогласие) на дополнительные услуги?

а) да, выражал устно. Укажите, был ли принят отказ – 86%:

- отказ не был принят –17%;

- при отказе агент отвечал, что договор ОСАГО не будет заключен – 78%;

-я отказался и со мной заключили договор ОСАГО без дополнительных услуг – 5%;

б) да, выражал в письменной форме- 12%:

- письменный отказ был принят страховой компанией – 0%;

- письменный отказ страховая компания отказалась принять – 40%;

-письменный отказ страховой агент не принял, указав на то, что я могу его подать только в головной офис – 60%;

- письменный отказ был принят и со мной заключили договор ОСАГО без дополнительных услуг – 0%.

в) нет – 2%.

 

11. Вы заключили договор ОСАГО:

а) без приобретения (оплаты) дополнительных услуг - 30%;

б) с приобретением (оплатой) дополнительных услуг страховой компании, потому что (выберите вариант ответа) – 68%:

- мне выгодно и я желал заключить договор ОСАГО с дополнительными услугами страховой компании - 3%;

- у меня не было выбора, нужно было срочно получить полис ОСАГО, а страховая компания отказалась в заключении договора ОСАГО без дополнительных услуг – 70%;

- я согласился, потому что не знал, что можно заключить ОСАГО без дополнительных услуг – 19% (при этом 1 потребитель указал, что ему было сообщено, что требование заключения дополнительных договоров страхования имеет место во всех страховых компаниях г. Ижевска);

- я подписал документы по дополнительным услугам и оплатил их, потому что думал, что это все только ОСАГО, а страховой агент не разъяснил ситуацию – 8%.

в) договор не был заключен – 2%.