Аналитический отчет по анализу состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики за период с 01.04.2013г. по 01.04.2014г.

26.05.2014г.                                                                                       г. Ижевск

І. Общие сведения

 

Анализ состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива проведен во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы, утвержденного приказом ФАС России от 19.12.2012г. №773/12, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Настоящий анализ проведен в целях установления доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках, а также унификации методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.

Для оценки состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива проведена расчетно - аналитическая работа по определению:

– временного интервала;

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– субъектов товарного рынка (количественный состав продавцов и покупателей);

– объема товарного ресурса рынка;

– долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– количественных показателей структуры товарного рынка;

– качественных показателей товарного рынка (барьеры входа);

– рыночного потенциала.

При исследовании данного рынка были использованы сведения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, информация от хозяйствующих субъектов – участников рынка, данные собственных исследований антимонопольного органа, а также иные источники информации.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.    Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

2.    Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок проведения анализа).

3.    Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (далее – Технический регламент), утвержденный Постановлением Правительства от 27.02.2008 № 118.

4. ГОСТ Р 51866-2002. Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия (далее – ГОСТ Р 51866-2002), введен и принят Постановлением Госстандарта России от 31.01.2002г. №42-ст.

5.    ГОСТ 26098-84. Нефтепродукты. Термины и определения (далее – ГОСТ 26098-84), введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1984 № 591.

6.    ГОСТ 1510-84. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение (далее – ГОСТ 1510-84), утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 07.08.1984 № 2776.

7.    ОК 029-2001. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее – ОК 029-2001), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст.

8.    ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (далее – ОК 034-2007), принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст.

9.    Методические рекомендации по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива.

 

ІІ. Временной интервал исследования

 

Согласно части 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Пунктом 2.2 Порядка проведения анализа предусмотрено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведении исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Цель исследования рынка – оценка состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива, определение положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, установление наличия (отсутствия) доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынках дизельного топлива в географических границах товарного рынка, выявление барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива, утвержденными Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков, временной период исследования определен как 01.04.2013г. -01.04.2014г. Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

 

ІІІ. Продуктовые границы рынка

 

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Порядком проведения анализа  представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя: предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность хозяйствующих субъектов  на розничных рынках дизельного топлива. При этом продуктовые границы определены на основе действующих нормативных актов, общероссийских классификаторов продукции, работ и услуг, видов экономической деятельности, опроса потребителей.

Данное исследование проведено в целях определения состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рассматриваемом рынке.

Мнение покупателей может отличаться в зависимости от способа участия в обороте товара.

В качестве источников исходной информации при анализе состояния конкуренции на данном товарном рынке использовались сведения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, информация от хозяйствующих субъектов – участников рынка, данные собственных исследований антимонопольного органа, а также иные источники информации.

Предварительное определение товара, согласно Порядку проведения анализа, проводится на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

В статье 4 Закона о защите конкуренции содержатся определения основных понятий, в нем используемых:

товар – объект гражданского права (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в т.ч. географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

Определение продуктовых границ на основании общероссийских классификаторов

 

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК034-2007 (КПЕС 2002), принятому и введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 №329-ст, дизельное топливо классифицированы в подгруппе 23.20.15 «Газойли, включая топливо дизельное».

На основании изложенного, продуктовые границы определены как дизельное топливо.

 

Определение продуктовых границ на основании нормативных актов, регулирующих деятельность

 

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…››).

В соответствии с Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 №118, дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия.

Жидкое топливо - жидкости нефтяного или синтетического происхождения, используемые для удовлетворения энергетической потребности путем превращения химической энергии углеводородов в тепловую энергию;

Марка продукции - наименование, номерное или буквенное обозначение продукции;

Таким образом, на этапе предварительного определения товара выявлены продуктовые границы – дизельное топливо.

 

Определение продуктовых границ по критерию взаимозаменяемости

 

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Согласно пункта 14 Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 №118, Изготовитель (продавец) обязан указывать в сопроводительных документах к дизельному топливу, в паспорте на него и его рекламе марку этого топлива и экологический класс автомобильной техники, для которой оно предназначено.

Исходя из пункта 15 Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 №118, производитель или продавец в паспорте на дизельное топливо, поступающее на реализацию, должны указывать сведения о наличии (наименование, свойства и содержание) присадок или об их отсутствии в топливе.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) следует рассматривать как одну товарную группу.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива на территории Удмуртской Республики, Удмуртским УФАС России проведено анкетирование физических и юридических лиц  - потребителей розничного рынка дизельного топлива.

По мнению 91,3% потребителей, дизельное топливо невозможно заменить на иные товары, 4,35% считают, что можно заменить на керосин, 4,35% опрошенных – можно заменить на газ.

Также, в целях исключения взаимозаменяемости дизельного и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из специфики розничного потребления дизельного топлива, а также результатов опроса потребителей продуктовые границы товарного рынка были определены, как дизельное топливо.

 

ІV. Географические границы рынка

 

При определении географических границ розничного рынка дизельного топлива в качестве предварительных границ приняты географические границы Удмуртской Республики.

В соответствии с процедурой определения границ рынка и некоторых данных, представленных для анализа, можно сделать следующие выводы о географических границах розничных рынков дизельного топлива.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Границы розничного потребления дизельного топлива определяются с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры, т.е. территория, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта  предприятий и организаций.

Удмуртская Республика характеризуется разветвленной сетью автомобильных дорог. По данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, протяженность автомобильных дорог общего пользования Удмуртской Республики на 1 января 2014 года составляет более 18 тыс. км, в том числе:

- участок федеральной трассы – подъезд к городам Ижевск и Пермь от М7 «Волга»;

- региональные и межмуниципальные дороги;

- дороги муниципальных образований и поселений;

- частные и ведомственные дороги.

Для определения географических границ товарного рынка необходимо оценить экономическую возможность приобретения дизельного топлива потребителем.

Исходя из территориальной фиксированности автозаправочных станций (далее - АЗС), основными ограничениями экономической возможности приобретения дизельного топлива потребителем являются расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением дизельного топлива. Также, исходя из низкой эластичности спроса, рекомендуется включать в географические границы розничного рынка дизельного топлива территорию в пределах одного региона и находящуюся в пределах 100 километров от АЗС, при условии равных или несущественно отличающихся цен (менее 10%).

АЗС Удмуртской Республики располагаются преимущественно в крупных населенных пунктах (районных центрах и городах) и на трассах федерального и регионального значения. По данным хозяйствующих субъектов, на территории Удмуртской Республики действует 266 АЗС.

В 18 районах Удмуртской Республики количество АЗС варьирует от 1-ой до 3-х. В муниципальных образованиях «город Можга», «город Глазов», «Малопургинский район», «Воткинский район», «Увинский район» количество АЗС варьируется от 4-х до 10-ти. В муниципальных образованиях «город Ижевск», «город Воткинск», «город Сарапул», «Завьяловский район» количество АЗС превышает 10.

Учитывая площадь каждого муниципального образования, для розничного покупателя нецелесообразно, с экономической точки зрения, приобретать дизельное топливо за пределами района, в котором он проживает.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива на территории Удмуртской Республики, Удмуртским УФАС России проведено анкетирование физических и юридических лиц  - потребителей розничного рынка дизельного топлива.

Главным фактором выбора потребителями места заправки автотранспортного средства является качество дизельного топлива, удобство расположения автозаправочной станции, и как следствие, незначительные транспортные расходы, стоимость топлива, предоставление скидок.

50 % опрошенных потребителей указали, что чаще всего приобретали дизельное топливо на АЗС, расположенных в населенных пунктах по месту жительства, 40,91% опрошенных – на территории Удмуртской Республики, 9,09% опрошенных – за пределами Удмуртской Республики.

Кроме того, 68,18% потребителей считают, что экономически не целесообразно приобретать дизельное топливо на АЗС за пределами Удмуртской Республики при условиях равных или не существенно отличающихся цен – менее 10%, учитывая расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС, транспортные и иные расходы, 31,82% потребителей указали на целесообразность приобретать топлива за пределами Удмуртской Республики при данных обстоятельствах.

86,36% опрошенных указали, что у них отсутствует возможность приобретать дизельное топливо в розницу в иных торговых организациях, кроме как на АЗС, 13,64% опрошенных указали, что закупают дизельное топливо мелким оптом и на нефтебазе ООО «Медведь».

Согласно данным, представленным ООО «Медведь», общество не осуществляет розничную реализацию дизельного топлива.

43,48% опрошенных считают, что конкуренция на розничном рынке дизельного топлива на территории Удмуртской Республики слабо развита, 43,48% опрошенных считают, что конкуренция развита, 13,04% опрошенных считают, что конкуренция отсутствует.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива на территории Удмуртской Республики, Удмуртским УФАС России проведен опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке.

70% опрошенных считают, что конкуренция на розничном рынке дизельного топлива развитая.

30% опрошенных считают, что конкуренция на розничном рынке дизельного топлива слабо развита.

Учитывая такую специфику, географические границы розничных рынков дизельного топлива следует считать региональными.

На основании изложенного, географическими границами розничного рынка дизельного топлива является Удмуртская Республика.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов

 

При   выявлении   хозяйствующих   субъектов,   действующих   на   розничных рынках дизельного топлива Удмуртское УФАС России руководствовалось пунктом 5.2 Порядка проведения анализа.

Продавцами на розничных рынках дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле дизельного топлива на АЗС единичным количеством товара (дизельного топлива) преимущественно для личного использования.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено понятие хозяйствующего субъекта: хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Покупателями на розничных рынках дизельного топлива являются физические и юридические лица, приобретающие дизельное  топливо единичного количества преимущественно для личного использования.

Согласно сведениям, представленных Удмуртстатом и хозяйствующими субъектами, потребителями дизельного топлива на розничном рынке услуг, а также согласно собственных исследований Удмуртского УФАС России, на территории Удмуртской Республики выявлен перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничных рынках дизельного топлива, который представлен в таблице №1.

 

Таблица №1

 

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничных рынках дизельного топлива на территории Удмуртской Республики

 

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес места нахождения хозяйствующего субъекта, ИНН

Принадлежность к группе лиц

1

ООО «БРАВЕРС»

426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Революционная, 217,

ИНН 1841015230

независимый

2

ООО "Топливная Компания Ресурс"

426028, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пойма, 7, офис 404,

ИНН 1832085142

независимый

3

ООО «Башнефть-Удмуртия»

426011, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Холмогорова, 3,

ИНН 1831090630

ООО "АНК "Башнефть"

4

ООО «ТД «Альфа-Трейд»

344011, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский, 70,

ИНН 6164296862

независимый

5

ООО «Нефтебаза Центройл»

426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 298,

ИНН 1840005493

независимый

6

ООО «Химпродукт-АЗС»

614109, Пермский край, г. Пермь, ул. Калинина, 89,

ИНН 1828016234

ООО "Химпродукт"

7

ООО «УВА АЗС»

427264, Удмуртская Республика, пгт. Ува, ул. Станционная, 2,

ИНН 0276129844

независимый

8

ООО «Татнефть-АЗС Центр» Удмуртский участок

423450, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Р. Фахретдина, 37,

ИНН 1644040195

ОАО «Татнефть»

9

Филиал «Агрызнефтепро-дукт» ОАО ХК «Татнефтепродукт»

422230, Республики Татарстан, г. Агрыз, ул. Лесопильная, 27,

ИНН 1653016921

ОАО ХК "Татнефтепродукт"

10

ООО «Удмуртнефтепро-дукт-Л»

426028, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пойма, 5,

ИНН1832077078

независимый

11

ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт»

614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, 77,

ИНН 5902182943

ОАО «ЛУКОЙЛ»

 

VІ. Расчет объема товарного рынка

и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема реализации дизельного топлива.

В качестве показателя объема товарной массы используется показатель объема продаж дизельного топлива (Vm) в натуральном выражении (литр).

Коэффициент пересчета дизельного топлива из тонн в литры равен 0,843.

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке дизельного топлива (Di) рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка Di= Vi / Vm).

Общий объем розничного рынка дизельного топлива у выявленных хозяйствующих субъектов представлен в Приложении №1.

Основную долю в период с 01.04.2013г. по 01.04.2014г. на розничном рынке дизельного топлива занимали три хозяйствующих субъекта: ООО «Башнефть-Удмуртия» – менее 35%, ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» – более 50%, ООО «ТД «Альфа-Трейд» – менее 35%.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации  (CRn) сумма долей на товарном рынке  (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

Как правило, для расчета коэффициента рыночной концентрации рассчитывают коэффициент концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-3.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) – сумма  квадратов долей  на товарном рынке  (выраженном в процентах)  всех хозяйствующих субъектов,  действующих на данном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации на розничном рынке дизельного топлива в период с 01.04.2013г. по 01.04.2014г. составляет:

- CR3 = 90,45%; HHI = 3657,20;

По результатам оценки рыночной концентрации, можно указать, что розничный рынок дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики относится к высококонцентрированному, и являются монопольным рынком.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

В ходе проведения исследования проводился опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на розничном рынке дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики.

Проведенный опрос хозяйствующих субъектов определил наличие следующих барьеров входа на розничном рынке дизельного топлива:

- стратегия поведения действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов агрессивная, не всегда экономически обоснованная политика установления цен на рынке, зачастую ниже цен товарного рынка;

- искусственное завышение оптовых цен и занижение розничных цен (через сети АЗС) вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК);

- повышенные риски из-за нестабильности оптовых цен на топливо;

- наличие на рынке крупных продавцов топлива и диктование ими условий работы;

- высокий уровень конкуренции на территории Удмуртской Республики;

- развитие рекламной деятельности.

Из административных барьеров хозяйствующие субъекты выделают:

- сложная процедура получения земельных участков под строительство АЗС;

- частые (дублирующие) проверки контролирующих органов.

Из экономических барьеров хозяйствующие субъекты выделают:

- крупные финансовые вложения;

- высокие закупочные цена на оптовом рынке нефтепродуктов в Приволжском федеральном округе.

Необходимость в получении лицензии на эксплуатацию АЗС нормативными и законодательными актами не установлена. Таким образом, деятельность, связанная с розничной реализацией дизельного топлива через АЗС не лицензируется.

В силу перечисленных барьеров вход на розничный рынок дизельного топлива для новых конкурентов затруднен, барьеры входа на рассматриваемый рынок являются частично преодолимыми.

 

ІХ. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, позволил определить рыночную структуру изучаемого рынка и степень развития конкуренции на данном рынке.

Розничный рынок дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики являются рынком с высоким уровнем концентрации и характеризуется высокой степенью монополизации.

Необходимо отметить, что на территории Удмуртской Рсепублики, отсутствуют нефтеперерабатывающие заводы. Согласно сведениям, представленных ООО «Ижевский нефтеперерабатывающий завод», дизельного топлива не производит. ООО Ижевский нефтеперерабатывающий завод» осуществляет деятельность по производству топлива печного бытового светлого, мазута прямой гонки, растворителя нефтяного для промышленно-технических целей. Ближайшие нефтеперерабатывающие мощности расположены в Пермской крае, Республике Татарстан, Республике Башкортостан.

Отсутствие в республике собственных нефтеперерабатывающих мощностей обуславливает ценовую политику на розничном рынке нефтепродуктов Удмуртской Республики. Розничные цены на территории Удмуртской Республики зависят от цен, устанавливаемых нефтеперерабатывающими заводами и оптовыми продавцами.

Несмотря на многочисленность АЗС, функционирующих на территории Удмуртской Республики, основные условия обращения товара определяют ВИНК. Рыночная власть ВИНК обусловлена более выгодным положением на рынке по отношению к другим его участникам и отсутствием предприятий, которые могли бы составить ВИНК конкуренцию.

На территории Удмуртской Республики действуют ВИНК: ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Татнефть», ОО «АНК «Башнефть», а также такие крупные операторы, как ОАО ХК «Татнефтепродукт» Филиал «Агрызнефтепродукт», ООО «ТД «Альфа-Трейд».

Основную долю в период с 01.04.2013г. по 01.04.2014г. на розничном рынке дизельного топлива занимали три хозяйствующих субъекта: ООО «Башнефть-Удмуртия» – менее 35%, ООО «ЛУКОЙЛ -Пермнефтепродукт» – более 50%, ООО «ТД «Альфа-Трейд» – менее 35%.

 

Мероприятия Удмуртского УФАС России:

 

 1. Провести мероприятия по актуализации реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

26.05.2014г. в адрес Удмуртского УФАС России поступило письмо ООО «Башнефть-Розница» от 26.05.2014г. №17-01/04-0671, которым общество уведомило антимонопольный орган о том, что с 23.05.2014г. произошло переименование ООО «Башнефть-Удмуртия» в ООО «Башнефть-Розница» и смена юридического адреса.

Исходя из этого, все сведения, представленные ООО «Башнефть-Удмуртия», а также доля хозяйствующего субъекта, рассчитанная на розничном рынке дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики за период с 01.04.2013г. по 01.04.2014г.,  следует относить к переименованному с 23.05.2014г. хозяйствующему субъекту - ООО «Башнефть-Розница».

Таким образом, по результатам анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики за  период с 01.04.2013г. по 01.04.2014г., на основании письма ООО «Башнефть-Розница» от 26.05.2014г. №17-01-04-0671, провести мероприятия по актуализации реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов в следующем порядке:

- исключить из Реестра  ООО «Башнефть-Удмуртия» (426011, г. Ижевск, ул. Холмогорова, 3, ИНН 1831090630) в связи с уменьшением доли на розничном рынке дизельного топлива  в географических границах Удмуртской Республики менее 35%;

- включить в Реестр  ООО «ЛУКОЙЛ -Пермнефтепродукт»» (614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, 77, ИНН 5902182943) с долей на розничном рынке дизельного топлива в географических границах Удмуртской более 50%.

2. Установить контроль за поведением хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги на розничном рынке дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики, с целью предупреждения и пресечения антиконкурентных действий и злоупотреблении доминирующим положением.