Аналитический отчет по анализу состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики за 2012 год

І. Общие сведения

Анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок оценки конкурентной среды).

Настоящий анализ проведен в целях установления доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках, а также унификации методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.

Для оценки состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива проведена расчетно - аналитическая работа по определению:

– временного интервала;

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– субъектов товарного рынка (количественный состав продавцов и покупателей);

– объема товарного ресурса рынка;

– долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– количественных показателей структуры товарного рынка;

– качественных показателей товарного рынка (барьеры входа);

– рыночного потенциала.

При исследовании данного рынка были использованы данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, сведения об объемах реализации получены от хозяйствующих субъектов – участников рынка.

 

ІІ. Временной интервал исследования

Согласно части 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива проведен во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014годы, утвержденного приказом ФАС России от 19.12.2012г. № 773/12.

Цель исследования рынка – оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива, определение положения хозяйствующих субъектов на данном рынке, установление наличия (отсутствия) доминирующего положения хозяйствующих субъектов на розничном рынке дизельного топлива в географических границах товарного рынка, выявление барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива, утвержденными Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков, временной период исследования – 2012 год.

 

ІІІ. Продуктовые границы рынка

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя: предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность хозяйствующих субъектов  на розничном рынке дизельного топлива. При этом продуктовые границы определены на основе действующих нормативных актов, общероссийских классификаторов продукции, работ и услуг, видов экономической деятельности, опроса потребителей.

Данное исследование проведено в целях определения состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива, положения хозяйствующих субъектов на данном рынке, определения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рассматриваемом рынке.

В качестве источников исходной информации при анализе состояния конкуренции на данном товарном рынке использовались сведения, представленные Удмуртстатом, информация от хозяйствующих субъектов – участников рынка, данные собственных исследований антимонопольного органа, а также иные источники информации.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей…››).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) следует рассматривать как одну товарную группу.

Также, в целях исключения взаимозаменяемости дизельного и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

По результатам опроса хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничном рынке дизельного топлива, большинство опрошенных (57,14%) считают, что конкуренция на розничных рынках автомобильных бензинов в географических границах Удмуртской Республики развитая, 35,72% опрошенных считают, конкуренция – слабо развитая, 7,14% опрошенных считают, что конкуренция недостаточно развитая, отмечая отсутствие заправочных станций в отдаленных районах.

Таким образом, продуктовые границы товара – дизельное топливо.

 

ІV. Географические границы рынка

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Для определения географических границ товарного рынка необходимо оценить экономическую возможность приобретения дизельного топлива потребителем.

Исходя из территориальной фиксированности автозаправочных станций (далее - АЗС), основными ограничениями экономической возможности приобретения дизельного топлива потребителем являются расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов. Также, исходя из низкой эластичности спроса, рекомендуется включать в географические границы розничного рынка дизельного топлива территорию в пределах одного региона и находящуюся в пределах 100 километров от АЗС, при условии равных или несущественно отличающихся цен (менее 10%).

Учитывая такую специфику, географические границы розничного рынка дизельного топлива следует считать местными (локальными).

На основании изложенного, географическими границами розничного рынка дизельного топлива является Удмуртская Республика.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов

Продавцами на розничном рынке дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле дизельным топливом на АЗС единичным количеством товара (дизельным топливом) преимущественно для личного использования.

Пунктом 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» установлено понятие хозяйствующего субъекта: хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно данным, представленным Удмуртстатом и информации у хозяйствующих субъектов  и собственных исследований на территории Удмуртской Республики деятельность по розничной реализации дизельного топлива оказывали 12 хозяйствующих субъектов.

Покупателями на розничном рынке дизельного топлива являются физические и юридические лица, приобретающие дизельное топливо единичного количества преимущественно для личного использования.

По результатам опроса хозяйствующих субъектов, опрошенные  лица указали наиболее известные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на розничном рынке дизельного топлива: ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт», ООО «Башнефть-Удмуртия», ООО ТД «Альфа-Трейд», ООО «Браверс», ООО «Татнефть-АЗС-Центр», ООО «Химпродукт – АЗС», ООО «Удмуртнефтепродукт-Л», ООО «УВА АЗС», ООО «Нефтебаза «ЦентрОйл».

 

VІ. Расчет объема товарного рынка

и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема реализации дизельного топлива.

В качестве показателя объема товарной массы используется показатель объема продаж автомобильных бензинов (Vm) в натуральном выражении (литр).

Коэффициент пересчета дизельного топлива из тонн в литры равен 0,843.

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке дизельного топлива (Di) рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка Di= Vi / Vm).

Общий объем розничного рынка дизельного топлива у выявленных хозяйствующих субъектов представлен в Приложении №1.

Основную долю в 2012 г. на розничном рынке дизельного топлива занимали три хозяйствующих субъекта: ООО «Башнефть-Удмуртия» (>50%), ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» (<35%), ООО «ТД «Альфа-Трейд» (<35%).

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

         Для определения уровня концентрации используются следующие показатели:

         а) коэффициент рыночной концентрации  (CRn) сумма долей на товарном рынке  (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

         Как правило, для расчета коэффициента рыночной концентрации рассчитывают коэффициент концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-3.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) – сумма  квадратов долей  на товарном рынке  (выраженном в процентах)  всех хозяйствующих субъектов,  действующих на данном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации на розничном рынке дизельного топлива в 2012г. составляет:

- CR3 = 90,45%; HHI = 3657,20;

По результатам оценки рыночной концентрации, можно указать, что розничный рынок дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики относится к высококонцентрированному, и являются монопольным рынком.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

В ходе проведения исследования проводился опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на розничном рынке дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики.

Проведенный опрос хозяйствующих субъектов определил наличие следующих барьеров входа на розничном рынке дизельного топлива:

- стратегия поведения действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов агрессивная, не всегда экономически обоснованная политика установления цен на рынке, зачастую ниже цен товарного рынка;

- искусственное завышение оптовых цен и занижение розничных цен (через сети АЗС) вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК);

- высокий уровень конкуренции;

- необходимость наличия определенного опыта работы в данной сфере деятельности и отсутствие на рынке труда квалифицированного персонала для данной отрасли;

- развитие рекламной деятельности.

Из административных барьеров хозяйствующие субъекты выделают:

- сложная процедура получения земельных участков под строительство АЗС;

- частые (дублирующие) проверки контролирующих органов.

Из экономических барьеров хозяйствующие субъекты выделают:

- крупные финансовые вложения;

- высокие закупочные цена на нефтепродукты.

 

 

 

ІХ. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, позволил определить рыночную структуру изучаемого рынка и степень развития конкуренции на данном рынке.

Розничный рынок дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики являются рынком с высоким уровнем концентрации и характеризуется высокой степенью монополизации.

Основную долю в 2012 г. на розничном рынке дизельного топлива занимали три хозяйствующих субъекта: ООО «Башнефть-Удмуртия» (>50%),  ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» (<35%), ООО «ТД «Альфа-Трейд» (<35%).

 

Мероприятия Удмуртского УФАС России:

 

 1. Провести мероприятия по актуализации реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов:

 - включить в Реестр  ООО «Башнефть-Удмуртия» (426011, г. Ижевск, ул. Холмогорова, 3, ИНН 1831090630) по оказанию услуг на розничном рынке дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики с долей более 50%.

2. Установить контроль за поведением хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги на розничном рынке дизельного топлива в географических границах Удмуртской Республики, с целью предупреждения и пресечения антиконкурентных действий и злоупотреблении доминирующим положением.