• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение по делу № СЮ 05-03/2012-104 в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы»

Номер дела: № СЮ 05-03/2012-104
Дата публикации: 13 сентября 2013, 08:38

принято 05 сентября 2013 года

изготовлено 11 сентября 2013 года                                                               г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии «…» – заместитель руководителя, члены Комиссии: «…» – начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов (отсутствует), «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, рассмотрев дело №СЮ 05-03/2012-104, о нарушении ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ул. Буммашевская, 11, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833037470) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

05.09.2013г.

в присутствии:

представителя заявителя – ООО «Авторемзавод» - «…» (доверенность № б/н от 14.02.2013 г.),

представителей ответчика ООО «Удмуртские коммунальные системы» - «…» (доверенность № 2Д-618 от 08.05.2013г.), «…» (доверенность № 2Д-619 от 08.05.2013г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «Авторемзавод» вх.№ 9794 от 01.11.2012г. на действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в невыполнении обязательства по подаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск.                                                                                                       Согласно представленным документам между ООО «Удмуртские коммунальные системы» и ООО «Авторемзавод» заключен договор теплоснабжения № Т0426.

В соответствии с п. 2.2.1 договора теплоснабжения № Т0426 теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, в количестве и в режиме, предусмотренным Приложением № 1 к договору, и с качеством в соответствии с условиями договора.

Из представленных письменных пояснений ООО «Удмуртские коммунальные системы» следует, что причиной невыполнения обязательства по своевременной подаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, явилась техническая неготовность системы теплоснабжения ООО «Авторемзавод», а именно, отсутствие элеваторных узлов, необходимых для технологически безопасной работы системы отопления. В целях обеспечения безопасной работы системы теплоснабжения ООО «Удмуртские коммунальные системы» направило ООО «Авторемзавод» уведомление о необходимости проведения мероприятий по подготовке к отопительному сезону.

В соответствии с п. 8.2 договора теплоснабжения № Т0426 поставка потребителю тепловой энергии и теплоносителя на цели отопления осуществляется в пределах отопительного периода.

Согласно акту  ООО «Удмуртские коммунальные системы» 09.11.2012 г. подача тепловой энергии была произведена во всех зданиях ООО «Авторемзавод».

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Частями 1 и 8 статьи 22 указанного закона установлены основания для введения теплоснабжающей организацией в отношении своих абонентов мер по ограничению и прекращению поставки ресурсов, в частности к ним относятся случаи нарушения сроков оплаты ресурсов и бездоговорное потребление тепловой энергии.

Таким образом, законодательством определен исчерпывающий перечень оснований для введения теплоснабжающей организацией ограничения и прекращения поставки ресурса, неготовность системы теплоснабжения абонента к отопительному периоду в данном перечне отсутствует. При выявлении таких фактов теплоснабжающая организация обязана проинформировать об этом уполномоченные органы государственной власти, в компетенцию которых входит осуществление контроля за исполнением законодательства о теплоснабжении.

В соответствии со ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» данный Закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» является субъектом естественной монополии по виду деятельности - поставка тепловой энергии.

Признание за хозяйствующим субъектом статуса субъекта естественной монополии накладывает на хозяйствующий субъект определенную ответственность за соблюдение, в том числе, требований антимонопольного законодательства.

Одним из таких требований является запрет на злоупотребление доминирующим положением.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в непредоставлении тепловой энергии на цели отопления на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, имеют признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 10.12.2012г. № 908 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №СЮ 05-03/2012-104. Определением о назначении дела №СЮ 05-03/2012-104 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.12.2012 г. дело  назначено к рассмотрению на 17.01.2013г. в 09 часов 30 минут.

17.01.2013г. в ходе рассмотрения дела № СЮ 05-03/2012-104 представитель ООО Удмуртские коммунальные системы»  - «…» заявил ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с тем, что в Арбитражном суде Удмуртской Республики рассматривается дело А71-14014/2012 по заявлению ООО «Авторемзавод» к ООО «Удмуртские коммунальные системы» о признании незаконными действий ООО «Удмуртские коммунальные системы» по прекращению подачи тепловой энергии на объекты (механический цех, столовая, контора, агрегатный цех, гараж, АБК-3), расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Владивостокская, 1а.В связи с тем, что решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу А71-14014/2012 имело значение для рассмотрения дела № СЮ 05-03/2012-104 о нарушении антимонопольного законодательства, определением о приостановлении рассмотрения дела №СЮ 05-03/2012-104 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела №СЮ 05-03/2012-104 было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу А71-14014/2012.                                                                                   

07.02.2013 г. Арбитражный суд Удмуртской Республики вынес определение о прекращении производства по делу А71-14014/2012, в связи с отказом ООО «Авторемзавод» от иска к ООО «Удмуртские коммунальные системы» о признании незаконными действий ООО «Удмуртские коммунальные системы» по прекращению подачи тепловой энергии на объекты (механический цех, столовая, контора, агрегатный цех, гараж, АБК-3), расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Владивостокская, 1а.                        

Определением о возобновлении рассмотрения дела № СЮ 05-03/2012-104 от 02.08.2013 г. рассмотрение дела назначено на 05.09.2013 г. в 14 часов 00 минут. При рассмотрении дела Комиссией Удмуртского УФАС России 05.09.2013г., представитель  ООО «Авторемзвод» - «…» пояснил, что в связи с началом отопительного периода ООО «Авторемзавод» обратилось  в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с просьбой начать подачу тепловой энергии. В соответствии с п. 8.4 договора теплоснабжения энергоснабжающая организация вправе в отопительный период ограничивать, приостанавливать подачу тепловой энергии лишь в случаях предусмотренных законодательством. Между тем недочеты системы теплоснабжения, имевшиеся у ООО «Авторемзавод», не указаны в законе как основания для неподачи тепловой энергии потребителю. После обращения в Арбитражный суд Удмуртской Республики, в результате устной договоренности ООО «Авторемзавод» и ООО «Удмуртские коммунальные системы», ООО «Авторемзавод» отказалось от иска к ООО «Удмуртские коммунальные системы» в Арбитражном суде Удмуртской Республики, в свою очередь, ООО «Удмуртские коммунальные системы» до окончания отопительного периода не прекращало подачу тепловой энергии. Также пояснил, что на момент подачи тепловой энергии ООО «Удмуртские коммунальные системы» элеваторный узел смонтирован не был. Представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» - «…» изложил доводы, представленные в письменных пояснениях ООО «Удмуртские коммунальные системы». Представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» - «…» пояснил, что абонентской службой ООО «Удмуртские коммунальные системы» на объектах ООО «Авторемзавод»  было выявлено отсутствие элеваторного узла. Элеваторный узел является элементом обеспечивающим присоединение внутренних систем отопления здания к наружным сетям. Кроме этого, выполняет функцию понижения температуры системы отопления и регулирования объемов потребления тепловой энергии. Таким образом, отсутствие элеваторного узла  приводит к тому, что абонент может осуществлять внедоговорное потребление, возникает опасность перегрева системы отопления и опасность сверх допустимого повышения давления. Возникает опасность нарушения  целостности системы и может повлечь утечку теплоносителя, что приведет к нарушению режима работы станции, данный факт отразиться и на других абонентов. 

Рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Между ООО «Удмуртские коммунальные системы» и ООО «Авторемзавод» заключен договор теплоснабжения № Т0426.        

Из представленных документов следует, что задолженность по договору теплоснабжения № Т0426 за период 01.01.2012 г.-12.11.2012 г. у ООО «Авторемзавод» отсутствовала. 

В соответствии с п. 2.2.1 договора теплоснабжения № Т0426 теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, в количестве и в режиме, предусмотренным Приложением № 1 к договору, и с качеством в соответствии с условиями договора.

В соответствии с п. 8.2 договора теплоснабжения № Т0426 поставка потребителю тепловой энергии и теплоносителя на цели отопления осуществляется в пределах отопительного периода, начало и окончание которого устанавливается в соответствии с действующим законодательством с учетом климатических данных.

В соответствии с постановлением администрации г. Ижевска от 14.09.2012г. № 986 начало отопительного периода на объекты социальной сферы г. Ижевска определялось с 14.09.2012 г., жилищного фонда с 17.09.2012 г.

03.10.2012 г. ООО «Авторемзавод» направило в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» письмо с просьбой открыть задвижки и подключить отопление на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, 08.10.2012 г.

26.10.2012 г. ООО «Авторемзавод» направило в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» письмо с просьбой указать причину не подключения отопления.                                                       

29.10.2012 г. инженером технического контроля ООО «ЖРП» и генеральным директором ООО «Авторемзавод» составлен акт № 3 о том, что показатели температуры не соответствуют санитарным правилам и нормам.

 Причиной невыполнения ООО «Удмуртские коммунальные системы» обязательства по своевременной подаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, явилась техническая неготовность системы теплоснабжения ООО «Авторемзавод», а именно, как следует из письменных и устных пояснений представителей ООО «Удмуртские коммунальные системы», отсутствие элеваторных узлов, необходимых для технологически безопасной работы системы отопления, о чем  ООО «Удмуртские коммунальные системы» направляло ООО «Авторемзавод» уведомление о необходимости проведения мероприятий по подготовке к отопительному сезону до 01.08.2012 г.

На заседании Комиссии 05.09.2013 г. представителями ООО «Удмуртские коммунальные системы» был представлен акт технической готовности абонентского ввода и внутридомовой системы теплоснабжения к началу осенне-зимнего периода 2012-2013г. от 30.08.2013 г., подписанный инженером ООО «Удмуртские коммунальные системы» и представителем ООО «Авторемзавод», где указаны следующие выводы комиссии о готовности объекта к ОЗП 2013-2013 г.: подготовку к отопительному сезону 2012-2013 г. произвели.

В соответствии с актом ООО «Удмуртские коммунальные системы» заполнение теплового ввода с последующим включением отопления во всех зданиях Ижевского авторемонтного завода по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г.Ижевск, произведено 09.11.2012 г.

В соответствии с ч. 1, ч. 8 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон «О теплоснабжении») основаниями для введения теплоснабжающей организацией в отношении своих абонентов мер по ограничению и прекращению поставки ресурсов являются нарушения сроков оплаты ресурсов и бездоговорное потребление тепловой энергии.

Таким образом, неготовность системы теплоснабжения абонента к отопительному периоду не является основанием для ограничения или прекращения поставки ресурсов.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона «О теплоснабжении» проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Согласно п. 1.6 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), надзор за соблюдением требований настоящих Правил, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляют органы государственного энергетического надзора.

В соответствии с п.п. 9.1.56, 9.1.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок энергоснабжающая организация осуществляет контроль за соблюдением потребителем режимов теплопотребления и состоянием учета энергоносителей, а также представители энергоснабжающей организацией присутствуют при проведении испытаний оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность.

На основании изложенного, у ООО «Удмуртские коммунальные системы» отсутствуют полномочия, установленные Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Законом «О теплоснабжении», иными  нормативно-правовыми актами, на проведение проверок готовности тепловых сетей теплоснабжения к отопительному периоду и прекращению оказания услуг по передаче тепловой энергии на основании результатов проведенных проверок.

Также, отсутствует экономическое обоснование прекращения оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, в связи с тем, что из материалов дела следует, что задолженность по договору теплоснабжения № Т0426 за период 01.01.2012 г.-12.11.2012 г. у ООО «Авторемзавод» отсутствовала. Таким образом, экономические причины прекращения оказания услуг по передаче тепловой энергии у ООО «Удмуртские коммунальные системы» отсутствовали.

Прекращение оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, технологически не обосновано, в связи с тем, что, как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, отсутствие элеваторных узлов не явилось препятствием для оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Из содержания ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.

На основании изложенного, действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в невыполнении обязательства по подаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, являются нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в экономически и технологически необоснованном, а также прямо непредусмотренном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами прекращении оказания услуг по передаче тепловой энергии, результатом которых является ущемление интересов ООО «Авторемзавод» направленных на получение тепловой энергии для осуществления хозяйственной деятельности.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49  Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.135, 3.136, 3.137, 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339 Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1.    Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».
  2. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в экономически и технологически необоснованном, а также прямо непредусмотренном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами прекращения оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, результатом которых является ущемление интересов ООО «Авторемзавод», направленных на получение тепловой энергии для осуществление хозяйственной деятельности.
  3.  Предписание не выдавать в связи с добровольным прекращением нарушения антимонопольного законодательства.
  4.    Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» и виновного должностного лица.

           

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

   «…»

 

Члены Комиссии:

 

   «…»                                           

 

   «…»

                                              

                                                                                                                                                                                                            «…»

stdClass Object ( [vid] => 14223 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № СЮ 05-03/2012-104 в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14224 [type] => solution [language] => ru [created] => 1379047613 [changed] => 1379047613 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1379047613 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

принято 05 сентября 2013 года

изготовлено 11 сентября 2013 года                                                               г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии «…» – заместитель руководителя, члены Комиссии: «…» – начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов (отсутствует), «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, рассмотрев дело №СЮ 05-03/2012-104, о нарушении ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ул. Буммашевская, 11, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833037470) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

05.09.2013г.

в присутствии:

представителя заявителя – ООО «Авторемзавод» - «…» (доверенность № б/н от 14.02.2013 г.),

представителей ответчика ООО «Удмуртские коммунальные системы» - «…» (доверенность № 2Д-618 от 08.05.2013г.), «…» (доверенность № 2Д-619 от 08.05.2013г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «Авторемзавод» вх.№ 9794 от 01.11.2012г. на действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в невыполнении обязательства по подаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск.                                                                                                       Согласно представленным документам между ООО «Удмуртские коммунальные системы» и ООО «Авторемзавод» заключен договор теплоснабжения № Т0426.

В соответствии с п. 2.2.1 договора теплоснабжения № Т0426 теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, в количестве и в режиме, предусмотренным Приложением № 1 к договору, и с качеством в соответствии с условиями договора.

Из представленных письменных пояснений ООО «Удмуртские коммунальные системы» следует, что причиной невыполнения обязательства по своевременной подаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, явилась техническая неготовность системы теплоснабжения ООО «Авторемзавод», а именно, отсутствие элеваторных узлов, необходимых для технологически безопасной работы системы отопления. В целях обеспечения безопасной работы системы теплоснабжения ООО «Удмуртские коммунальные системы» направило ООО «Авторемзавод» уведомление о необходимости проведения мероприятий по подготовке к отопительному сезону.

В соответствии с п. 8.2 договора теплоснабжения № Т0426 поставка потребителю тепловой энергии и теплоносителя на цели отопления осуществляется в пределах отопительного периода.

Согласно акту  ООО «Удмуртские коммунальные системы» 09.11.2012 г. подача тепловой энергии была произведена во всех зданиях ООО «Авторемзавод».

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Частями 1 и 8 статьи 22 указанного закона установлены основания для введения теплоснабжающей организацией в отношении своих абонентов мер по ограничению и прекращению поставки ресурсов, в частности к ним относятся случаи нарушения сроков оплаты ресурсов и бездоговорное потребление тепловой энергии.

Таким образом, законодательством определен исчерпывающий перечень оснований для введения теплоснабжающей организацией ограничения и прекращения поставки ресурса, неготовность системы теплоснабжения абонента к отопительному периоду в данном перечне отсутствует. При выявлении таких фактов теплоснабжающая организация обязана проинформировать об этом уполномоченные органы государственной власти, в компетенцию которых входит осуществление контроля за исполнением законодательства о теплоснабжении.

В соответствии со ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» данный Закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» является субъектом естественной монополии по виду деятельности - поставка тепловой энергии.

Признание за хозяйствующим субъектом статуса субъекта естественной монополии накладывает на хозяйствующий субъект определенную ответственность за соблюдение, в том числе, требований антимонопольного законодательства.

Одним из таких требований является запрет на злоупотребление доминирующим положением.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в непредоставлении тепловой энергии на цели отопления на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, имеют признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 10.12.2012г. № 908 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №СЮ 05-03/2012-104. Определением о назначении дела №СЮ 05-03/2012-104 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.12.2012 г. дело  назначено к рассмотрению на 17.01.2013г. в 09 часов 30 минут.

17.01.2013г. в ходе рассмотрения дела № СЮ 05-03/2012-104 представитель ООО Удмуртские коммунальные системы»  - «…» заявил ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с тем, что в Арбитражном суде Удмуртской Республики рассматривается дело А71-14014/2012 по заявлению ООО «Авторемзавод» к ООО «Удмуртские коммунальные системы» о признании незаконными действий ООО «Удмуртские коммунальные системы» по прекращению подачи тепловой энергии на объекты (механический цех, столовая, контора, агрегатный цех, гараж, АБК-3), расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Владивостокская, 1а.В связи с тем, что решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу А71-14014/2012 имело значение для рассмотрения дела № СЮ 05-03/2012-104 о нарушении антимонопольного законодательства, определением о приостановлении рассмотрения дела №СЮ 05-03/2012-104 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела №СЮ 05-03/2012-104 было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу А71-14014/2012.                                                                                   

07.02.2013 г. Арбитражный суд Удмуртской Республики вынес определение о прекращении производства по делу А71-14014/2012, в связи с отказом ООО «Авторемзавод» от иска к ООО «Удмуртские коммунальные системы» о признании незаконными действий ООО «Удмуртские коммунальные системы» по прекращению подачи тепловой энергии на объекты (механический цех, столовая, контора, агрегатный цех, гараж, АБК-3), расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Владивостокская, 1а.                        

Определением о возобновлении рассмотрения дела № СЮ 05-03/2012-104 от 02.08.2013 г. рассмотрение дела назначено на 05.09.2013 г. в 14 часов 00 минут. При рассмотрении дела Комиссией Удмуртского УФАС России 05.09.2013г., представитель  ООО «Авторемзвод» - «…» пояснил, что в связи с началом отопительного периода ООО «Авторемзавод» обратилось  в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с просьбой начать подачу тепловой энергии. В соответствии с п. 8.4 договора теплоснабжения энергоснабжающая организация вправе в отопительный период ограничивать, приостанавливать подачу тепловой энергии лишь в случаях предусмотренных законодательством. Между тем недочеты системы теплоснабжения, имевшиеся у ООО «Авторемзавод», не указаны в законе как основания для неподачи тепловой энергии потребителю. После обращения в Арбитражный суд Удмуртской Республики, в результате устной договоренности ООО «Авторемзавод» и ООО «Удмуртские коммунальные системы», ООО «Авторемзавод» отказалось от иска к ООО «Удмуртские коммунальные системы» в Арбитражном суде Удмуртской Республики, в свою очередь, ООО «Удмуртские коммунальные системы» до окончания отопительного периода не прекращало подачу тепловой энергии. Также пояснил, что на момент подачи тепловой энергии ООО «Удмуртские коммунальные системы» элеваторный узел смонтирован не был. Представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» - «…» изложил доводы, представленные в письменных пояснениях ООО «Удмуртские коммунальные системы». Представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» - «…» пояснил, что абонентской службой ООО «Удмуртские коммунальные системы» на объектах ООО «Авторемзавод»  было выявлено отсутствие элеваторного узла. Элеваторный узел является элементом обеспечивающим присоединение внутренних систем отопления здания к наружным сетям. Кроме этого, выполняет функцию понижения температуры системы отопления и регулирования объемов потребления тепловой энергии. Таким образом, отсутствие элеваторного узла  приводит к тому, что абонент может осуществлять внедоговорное потребление, возникает опасность перегрева системы отопления и опасность сверх допустимого повышения давления. Возникает опасность нарушения  целостности системы и может повлечь утечку теплоносителя, что приведет к нарушению режима работы станции, данный факт отразиться и на других абонентов. 

Рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Между ООО «Удмуртские коммунальные системы» и ООО «Авторемзавод» заключен договор теплоснабжения № Т0426.        

Из представленных документов следует, что задолженность по договору теплоснабжения № Т0426 за период 01.01.2012 г.-12.11.2012 г. у ООО «Авторемзавод» отсутствовала. 

В соответствии с п. 2.2.1 договора теплоснабжения № Т0426 теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, в количестве и в режиме, предусмотренным Приложением № 1 к договору, и с качеством в соответствии с условиями договора.

В соответствии с п. 8.2 договора теплоснабжения № Т0426 поставка потребителю тепловой энергии и теплоносителя на цели отопления осуществляется в пределах отопительного периода, начало и окончание которого устанавливается в соответствии с действующим законодательством с учетом климатических данных.

В соответствии с постановлением администрации г. Ижевска от 14.09.2012г. № 986 начало отопительного периода на объекты социальной сферы г. Ижевска определялось с 14.09.2012 г., жилищного фонда с 17.09.2012 г.

03.10.2012 г. ООО «Авторемзавод» направило в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» письмо с просьбой открыть задвижки и подключить отопление на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, 08.10.2012 г.

26.10.2012 г. ООО «Авторемзавод» направило в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» письмо с просьбой указать причину не подключения отопления.                                                       

29.10.2012 г. инженером технического контроля ООО «ЖРП» и генеральным директором ООО «Авторемзавод» составлен акт № 3 о том, что показатели температуры не соответствуют санитарным правилам и нормам.

 Причиной невыполнения ООО «Удмуртские коммунальные системы» обязательства по своевременной подаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, явилась техническая неготовность системы теплоснабжения ООО «Авторемзавод», а именно, как следует из письменных и устных пояснений представителей ООО «Удмуртские коммунальные системы», отсутствие элеваторных узлов, необходимых для технологически безопасной работы системы отопления, о чем  ООО «Удмуртские коммунальные системы» направляло ООО «Авторемзавод» уведомление о необходимости проведения мероприятий по подготовке к отопительному сезону до 01.08.2012 г.

На заседании Комиссии 05.09.2013 г. представителями ООО «Удмуртские коммунальные системы» был представлен акт технической готовности абонентского ввода и внутридомовой системы теплоснабжения к началу осенне-зимнего периода 2012-2013г. от 30.08.2013 г., подписанный инженером ООО «Удмуртские коммунальные системы» и представителем ООО «Авторемзавод», где указаны следующие выводы комиссии о готовности объекта к ОЗП 2013-2013 г.: подготовку к отопительному сезону 2012-2013 г. произвели.

В соответствии с актом ООО «Удмуртские коммунальные системы» заполнение теплового ввода с последующим включением отопления во всех зданиях Ижевского авторемонтного завода по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г.Ижевск, произведено 09.11.2012 г.

В соответствии с ч. 1, ч. 8 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон «О теплоснабжении») основаниями для введения теплоснабжающей организацией в отношении своих абонентов мер по ограничению и прекращению поставки ресурсов являются нарушения сроков оплаты ресурсов и бездоговорное потребление тепловой энергии.

Таким образом, неготовность системы теплоснабжения абонента к отопительному периоду не является основанием для ограничения или прекращения поставки ресурсов.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона «О теплоснабжении» проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Согласно п. 1.6 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), надзор за соблюдением требований настоящих Правил, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляют органы государственного энергетического надзора.

В соответствии с п.п. 9.1.56, 9.1.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок энергоснабжающая организация осуществляет контроль за соблюдением потребителем режимов теплопотребления и состоянием учета энергоносителей, а также представители энергоснабжающей организацией присутствуют при проведении испытаний оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность.

На основании изложенного, у ООО «Удмуртские коммунальные системы» отсутствуют полномочия, установленные Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Законом «О теплоснабжении», иными  нормативно-правовыми актами, на проведение проверок готовности тепловых сетей теплоснабжения к отопительному периоду и прекращению оказания услуг по передаче тепловой энергии на основании результатов проведенных проверок.

Также, отсутствует экономическое обоснование прекращения оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, в связи с тем, что из материалов дела следует, что задолженность по договору теплоснабжения № Т0426 за период 01.01.2012 г.-12.11.2012 г. у ООО «Авторемзавод» отсутствовала. Таким образом, экономические причины прекращения оказания услуг по передаче тепловой энергии у ООО «Удмуртские коммунальные системы» отсутствовали.

Прекращение оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, технологически не обосновано, в связи с тем, что, как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, отсутствие элеваторных узлов не явилось препятствием для оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Из содержания ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.

На основании изложенного, действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в невыполнении обязательства по подаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, являются нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в экономически и технологически необоснованном, а также прямо непредусмотренном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами прекращении оказания услуг по передаче тепловой энергии, результатом которых является ущемление интересов ООО «Авторемзавод» направленных на получение тепловой энергии для осуществления хозяйственной деятельности.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49  Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.135, 3.136, 3.137, 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339 Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1.    Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».
  2. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в экономически и технологически необоснованном, а также прямо непредусмотренном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами прекращения оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, результатом которых является ущемление интересов ООО «Авторемзавод», направленных на получение тепловой энергии для осуществление хозяйственной деятельности.
  3.  Предписание не выдавать в связи с добровольным прекращением нарушения антимонопольного законодательства.
  4.    Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» и виновного должностного лица.

           

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

   «…»

 

Члены Комиссии:

 

   «…»                                           

 

   «…»

                                              

                                                                                                                                                                                                            «…»

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

принято 05 сентября 2013 года

изготовлено 11 сентября 2013 года                                                               г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии «…» – заместитель руководителя, члены Комиссии: «…» – начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов (отсутствует), «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, рассмотрев дело №СЮ 05-03/2012-104, о нарушении ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ул. Буммашевская, 11, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833037470) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

05.09.2013г.

в присутствии:

представителя заявителя – ООО «Авторемзавод» - «…» (доверенность № б/н от 14.02.2013 г.),

представителей ответчика ООО «Удмуртские коммунальные системы» - «…» (доверенность № 2Д-618 от 08.05.2013г.), «…» (доверенность № 2Д-619 от 08.05.2013г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «Авторемзавод» вх.№ 9794 от 01.11.2012г. на действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в невыполнении обязательства по подаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск.                                                                                                       Согласно представленным документам между ООО «Удмуртские коммунальные системы» и ООО «Авторемзавод» заключен договор теплоснабжения № Т0426.

В соответствии с п. 2.2.1 договора теплоснабжения № Т0426 теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, в количестве и в режиме, предусмотренным Приложением № 1 к договору, и с качеством в соответствии с условиями договора.

Из представленных письменных пояснений ООО «Удмуртские коммунальные системы» следует, что причиной невыполнения обязательства по своевременной подаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, явилась техническая неготовность системы теплоснабжения ООО «Авторемзавод», а именно, отсутствие элеваторных узлов, необходимых для технологически безопасной работы системы отопления. В целях обеспечения безопасной работы системы теплоснабжения ООО «Удмуртские коммунальные системы» направило ООО «Авторемзавод» уведомление о необходимости проведения мероприятий по подготовке к отопительному сезону.

В соответствии с п. 8.2 договора теплоснабжения № Т0426 поставка потребителю тепловой энергии и теплоносителя на цели отопления осуществляется в пределах отопительного периода.

Согласно акту  ООО «Удмуртские коммунальные системы» 09.11.2012 г. подача тепловой энергии была произведена во всех зданиях ООО «Авторемзавод».

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Частями 1 и 8 статьи 22 указанного закона установлены основания для введения теплоснабжающей организацией в отношении своих абонентов мер по ограничению и прекращению поставки ресурсов, в частности к ним относятся случаи нарушения сроков оплаты ресурсов и бездоговорное потребление тепловой энергии.

Таким образом, законодательством определен исчерпывающий перечень оснований для введения теплоснабжающей организацией ограничения и прекращения поставки ресурса, неготовность системы теплоснабжения абонента к отопительному периоду в данном перечне отсутствует. При выявлении таких фактов теплоснабжающая организация обязана проинформировать об этом уполномоченные органы государственной власти, в компетенцию которых входит осуществление контроля за исполнением законодательства о теплоснабжении.

В соответствии со ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» данный Закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» является субъектом естественной монополии по виду деятельности - поставка тепловой энергии.

Признание за хозяйствующим субъектом статуса субъекта естественной монополии накладывает на хозяйствующий субъект определенную ответственность за соблюдение, в том числе, требований антимонопольного законодательства.

Одним из таких требований является запрет на злоупотребление доминирующим положением.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в непредоставлении тепловой энергии на цели отопления на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, имеют признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 10.12.2012г. № 908 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №СЮ 05-03/2012-104. Определением о назначении дела №СЮ 05-03/2012-104 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.12.2012 г. дело  назначено к рассмотрению на 17.01.2013г. в 09 часов 30 минут.

17.01.2013г. в ходе рассмотрения дела № СЮ 05-03/2012-104 представитель ООО Удмуртские коммунальные системы»  - «…» заявил ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с тем, что в Арбитражном суде Удмуртской Республики рассматривается дело А71-14014/2012 по заявлению ООО «Авторемзавод» к ООО «Удмуртские коммунальные системы» о признании незаконными действий ООО «Удмуртские коммунальные системы» по прекращению подачи тепловой энергии на объекты (механический цех, столовая, контора, агрегатный цех, гараж, АБК-3), расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Владивостокская, 1а.В связи с тем, что решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу А71-14014/2012 имело значение для рассмотрения дела № СЮ 05-03/2012-104 о нарушении антимонопольного законодательства, определением о приостановлении рассмотрения дела №СЮ 05-03/2012-104 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела №СЮ 05-03/2012-104 было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу А71-14014/2012.                                                                                   

07.02.2013 г. Арбитражный суд Удмуртской Республики вынес определение о прекращении производства по делу А71-14014/2012, в связи с отказом ООО «Авторемзавод» от иска к ООО «Удмуртские коммунальные системы» о признании незаконными действий ООО «Удмуртские коммунальные системы» по прекращению подачи тепловой энергии на объекты (механический цех, столовая, контора, агрегатный цех, гараж, АБК-3), расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Владивостокская, 1а.                        

Определением о возобновлении рассмотрения дела № СЮ 05-03/2012-104 от 02.08.2013 г. рассмотрение дела назначено на 05.09.2013 г. в 14 часов 00 минут. При рассмотрении дела Комиссией Удмуртского УФАС России 05.09.2013г., представитель  ООО «Авторемзвод» - «…» пояснил, что в связи с началом отопительного периода ООО «Авторемзавод» обратилось  в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с просьбой начать подачу тепловой энергии. В соответствии с п. 8.4 договора теплоснабжения энергоснабжающая организация вправе в отопительный период ограничивать, приостанавливать подачу тепловой энергии лишь в случаях предусмотренных законодательством. Между тем недочеты системы теплоснабжения, имевшиеся у ООО «Авторемзавод», не указаны в законе как основания для неподачи тепловой энергии потребителю. После обращения в Арбитражный суд Удмуртской Республики, в результате устной договоренности ООО «Авторемзавод» и ООО «Удмуртские коммунальные системы», ООО «Авторемзавод» отказалось от иска к ООО «Удмуртские коммунальные системы» в Арбитражном суде Удмуртской Республики, в свою очередь, ООО «Удмуртские коммунальные системы» до окончания отопительного периода не прекращало подачу тепловой энергии. Также пояснил, что на момент подачи тепловой энергии ООО «Удмуртские коммунальные системы» элеваторный узел смонтирован не был. Представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» - «…» изложил доводы, представленные в письменных пояснениях ООО «Удмуртские коммунальные системы». Представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» - «…» пояснил, что абонентской службой ООО «Удмуртские коммунальные системы» на объектах ООО «Авторемзавод»  было выявлено отсутствие элеваторного узла. Элеваторный узел является элементом обеспечивающим присоединение внутренних систем отопления здания к наружным сетям. Кроме этого, выполняет функцию понижения температуры системы отопления и регулирования объемов потребления тепловой энергии. Таким образом, отсутствие элеваторного узла  приводит к тому, что абонент может осуществлять внедоговорное потребление, возникает опасность перегрева системы отопления и опасность сверх допустимого повышения давления. Возникает опасность нарушения  целостности системы и может повлечь утечку теплоносителя, что приведет к нарушению режима работы станции, данный факт отразиться и на других абонентов. 

Рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Между ООО «Удмуртские коммунальные системы» и ООО «Авторемзавод» заключен договор теплоснабжения № Т0426.        

Из представленных документов следует, что задолженность по договору теплоснабжения № Т0426 за период 01.01.2012 г.-12.11.2012 г. у ООО «Авторемзавод» отсутствовала. 

В соответствии с п. 2.2.1 договора теплоснабжения № Т0426 теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, в количестве и в режиме, предусмотренным Приложением № 1 к договору, и с качеством в соответствии с условиями договора.

В соответствии с п. 8.2 договора теплоснабжения № Т0426 поставка потребителю тепловой энергии и теплоносителя на цели отопления осуществляется в пределах отопительного периода, начало и окончание которого устанавливается в соответствии с действующим законодательством с учетом климатических данных.

В соответствии с постановлением администрации г. Ижевска от 14.09.2012г. № 986 начало отопительного периода на объекты социальной сферы г. Ижевска определялось с 14.09.2012 г., жилищного фонда с 17.09.2012 г.

03.10.2012 г. ООО «Авторемзавод» направило в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» письмо с просьбой открыть задвижки и подключить отопление на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, 08.10.2012 г.

26.10.2012 г. ООО «Авторемзавод» направило в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» письмо с просьбой указать причину не подключения отопления.                                                       

29.10.2012 г. инженером технического контроля ООО «ЖРП» и генеральным директором ООО «Авторемзавод» составлен акт № 3 о том, что показатели температуры не соответствуют санитарным правилам и нормам.

 Причиной невыполнения ООО «Удмуртские коммунальные системы» обязательства по своевременной подаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, явилась техническая неготовность системы теплоснабжения ООО «Авторемзавод», а именно, как следует из письменных и устных пояснений представителей ООО «Удмуртские коммунальные системы», отсутствие элеваторных узлов, необходимых для технологически безопасной работы системы отопления, о чем  ООО «Удмуртские коммунальные системы» направляло ООО «Авторемзавод» уведомление о необходимости проведения мероприятий по подготовке к отопительному сезону до 01.08.2012 г.

На заседании Комиссии 05.09.2013 г. представителями ООО «Удмуртские коммунальные системы» был представлен акт технической готовности абонентского ввода и внутридомовой системы теплоснабжения к началу осенне-зимнего периода 2012-2013г. от 30.08.2013 г., подписанный инженером ООО «Удмуртские коммунальные системы» и представителем ООО «Авторемзавод», где указаны следующие выводы комиссии о готовности объекта к ОЗП 2013-2013 г.: подготовку к отопительному сезону 2012-2013 г. произвели.

В соответствии с актом ООО «Удмуртские коммунальные системы» заполнение теплового ввода с последующим включением отопления во всех зданиях Ижевского авторемонтного завода по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г.Ижевск, произведено 09.11.2012 г.

В соответствии с ч. 1, ч. 8 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон «О теплоснабжении») основаниями для введения теплоснабжающей организацией в отношении своих абонентов мер по ограничению и прекращению поставки ресурсов являются нарушения сроков оплаты ресурсов и бездоговорное потребление тепловой энергии.

Таким образом, неготовность системы теплоснабжения абонента к отопительному периоду не является основанием для ограничения или прекращения поставки ресурсов.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона «О теплоснабжении» проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Согласно п. 1.6 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), надзор за соблюдением требований настоящих Правил, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляют органы государственного энергетического надзора.

В соответствии с п.п. 9.1.56, 9.1.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок энергоснабжающая организация осуществляет контроль за соблюдением потребителем режимов теплопотребления и состоянием учета энергоносителей, а также представители энергоснабжающей организацией присутствуют при проведении испытаний оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность.

На основании изложенного, у ООО «Удмуртские коммунальные системы» отсутствуют полномочия, установленные Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Законом «О теплоснабжении», иными  нормативно-правовыми актами, на проведение проверок готовности тепловых сетей теплоснабжения к отопительному периоду и прекращению оказания услуг по передаче тепловой энергии на основании результатов проведенных проверок.

Также, отсутствует экономическое обоснование прекращения оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, в связи с тем, что из материалов дела следует, что задолженность по договору теплоснабжения № Т0426 за период 01.01.2012 г.-12.11.2012 г. у ООО «Авторемзавод» отсутствовала. Таким образом, экономические причины прекращения оказания услуг по передаче тепловой энергии у ООО «Удмуртские коммунальные системы» отсутствовали.

Прекращение оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, технологически не обосновано, в связи с тем, что, как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, отсутствие элеваторных узлов не явилось препятствием для оказания услуг по передаче тепловой энергии.

Из содержания ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.

На основании изложенного, действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в невыполнении обязательства по подаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, являются нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в экономически и технологически необоснованном, а также прямо непредусмотренном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами прекращении оказания услуг по передаче тепловой энергии, результатом которых является ущемление интересов ООО «Авторемзавод» направленных на получение тепловой энергии для осуществления хозяйственной деятельности.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49  Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.135, 3.136, 3.137, 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339 Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1.    Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».
  2. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в экономически и технологически необоснованном, а также прямо непредусмотренном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами прекращения оказания услуг по передаче тепловой энергии на территории ООО «Авторемзавод» по адресу: ул. Владивостокская, 1а, г. Ижевск, результатом которых является ущемление интересов ООО «Авторемзавод», направленных на получение тепловой энергии для осуществление хозяйственной деятельности.
  3.  Предписание не выдавать в связи с добровольным прекращением нарушения антимонопольного законодательства.
  4.    Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» и виновного должностного лица.

           

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

   «…»

 

Члены Комиссии:

 

   «…»                                           

 

   «…»

                                              

                                                                                                                                                                                                            «…»

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № СЮ 05-03/2012-104 [format] => [safe_value] => № СЮ 05-03/2012-104 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 6 [name] => Жилищно-коммунальное хозяйство [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-13 04:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-05 04:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1379047613 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )