Решение № CЮ06-06/2012-16, вынесенное в отношении МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба по п. 1 ч 1. ст. 10 «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на ремонтно-восстановительные работы

Номер дела: CЮ06-06/2012-16
Дата публикации: 31 декабря 2012, 16:37

Резолютивная часть решения оглашена «19» декабря 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено «28» декабря 2012 года.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – руководитель Удмуртского УФАС России;
члены Комиссии:
<…> – и.о. начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…>  – ведущий специалист-эксперт одела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется);
20.06.2012г.
в отсутствии:
МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ТСЖ «Мой дом», извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления № 42600950147235 и № 42600950147228,
18.07.2012г.
в присутствии:
<…> - председателя ТСЖ «Мой дом» по доверенности от 01.01.2012 года № 1,
<…> – директора МУП «РАС»,
<…> – представителя МУП «РАС» по доверенности от 09.07.2012 года №01-юр,
<…> – представителя ООО «РАС» по доверенности от 25.01.2012 года б/н,
27.08.2012г.
в отсутствии:
МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ТСЖ «Мой дом»,
08.10.2012г.
в отсутствии:
МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ТСЖ «Мой дом»
19.12.2012г.,
в присутствии:
<…> – директора МУП «РАС»,
<…> – представителя МУП «РАС» по доверенности б/н от 04.10.2012г.
<…> – представителя ООО «РАС» по доверенности от 25.01.2012 года б/н,
в отсутствии:
ТСЖ «Мой дом»
рассмотрев дело №СЮ 06-06/2012-16 в отношении МУП «РАС» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление товарищества собственников жилья «Мой дом» (далее – ТСЖ «Мой дом») на действия муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» (далее - МУП г. Ижевска «РАС»), выразившиеся в навязывании со стороны унитарного предприятия невыгодных условий заключения договора на производство аварийных работ, ликвидацию неисправностей внутридомового инженерного оборудования и внутридомовых коммунальных сетей. Заявитель считает, необоснованным устанавливать в договоре обязательную ежемесячную абонентскую плату в сумме 5870 рублей 16 копеек плюс почасовую оплату в сумме 1700 рублей за каждый выезд аварийной службы.
В целях рассмотрения заявления, контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства, Удмуртское УФАС России направило запросы в адрес МУП г. Ижевска «РАС» и иных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по аварийному обслуживанию многоквартирных домов в части неисправностей внутридомового инженерного оборудования и коммунальных сетей в г. Ижевске по существу заявления.
Рассмотрев информацию, полученную от указанных лиц, антимонопольным органом установлено следующее.
Для производства аварийных работ и ликвидации неисправностей внутридомовых коммунальных сетей ТСЖ «Мой дом» обратилось в адрес МУП г. Ижевска «РАС» с предложением заключить договор. Однако с редакцией договора унитарного предприятия на производство аварийных работ и ликвидации неисправностей внутридомовых коммунальных сетей товарищество собственников жилья не согласилось, так как стоимость обслуживания складывалась из абонентской платы в сумме 5870 руб. 16 коп. в месяц и стоимости каждого выезда аварийной службы в сумме 1700 рублей в час. ТСЖ предлагало (протоколом разногласий) заключить договор и платить только за конкретно (фактически) выполненную работу 1700 руб. в час. Учитывая изложенное, до настоящего времени договор между сторонами не заключен.
МУП г. Ижевска «РАС» в своих письменных пояснениях указало, что ТСЖ «Мой дом» неправильно отразило в заявлении информацию об установлении унитарным предприятием в договоре суммы ежемесячной абонентской платы в размере – 5870 руб. 16 коп. Фактически в тексте проекта договора МУП г. Ижевска «РАС» была указана площадь дома 4076,5 м2 и тариф 1,44 руб/м2 площади в год (0,12 руб. в месяц), что определяет абонентскую плату в размере 524, 94 руб. в месяц. Удмуртское УФАС России проверив указанную информацию, установило, что действительно ТСЖ «Мой дом» указало в заявлении недостоверную сумму абонентской платы подлежащей ежемесячной оплате, так как действительная абонентская плата составляет 524 руб. 94 коп. в месяц.
Согласно ст.783 ГК РФ, общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 – 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (часть 1-3 статьи 709 ГК РФ).
Системное толкование указанных норм позволяет прийти к выводу, что заказчик оплачивает по договору подряда, подрядчику только цену за выполненные работы.
Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательной уплаты заказчиком ежемесячной абонентской платы по договору подряда, помимо оплаты за фактически произведенные и выполненные ему работы.
Установление МУП «РАС» абонентской платы в размере 524, 94 руб. в месяц не относится к выполненным работам, так как абонентская плата, установлена предприятием для возмещения прочих затрат.
Таким образом, действия МУП «РАС» по включению в проект договора на производство аварийных работ, ликвидацию неисправностей внутридомового инженерного оборудования и внутридомовых коммунальных сетей, условия об обязательной оплате контрагентом ежемесячной абонентской платы, составляющей 524, 94 руб.  и стоимости за фактически выполненные работы, имеют признаки нарушения п.1 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В связи с наличием в действиях МУП «РАС» признаков нарушения  пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 29.05.2012г. № 585 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №СЮ 06-06/2012-16. Определением от 29.09.2012г. дело  назначено к рассмотрению на 20.06.2012г. в 09 часов 30 минут.
07.06.2012 года в Удмуртское УФАС России поступило ходатайство ТСЖ «Мой дом» (исх. №17 от 06.06.2012 года) об отложении рассмотрения настоящего дела на начало июля в связи с отпуском председателя ТСЖ.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев настоящее ходатайство, установила в целях соблюдения прав заявителя, а также лица, в отношении которого возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, необходимость удовлетворения ходатайства ТСЖ «Мой дом» и отложения рассмотрения дела. Рассмотрение дела отложено на 18.07.2012г.
18.07.2012г. в связи с необходимостью исследования материалов, полученных в ходе рассмотрения дела, проведения анализа рынка, а также получения дополнительных доказательств, позволяющих прийти к выводу о наличии или отсутствии в действиях ответчика по настоящему делу, нарушения антимонопольного законодательства, дело отложено на 29.08.2012г.
27.08.2012г. Комиссия Удмуртского УФАС России в отсутствии сторон приняла решение об отложении рассмотрения дела на 10.10.2012г.
08.10.2012г. в связи с необходимостью исследования дополнительных материалов, представленных в ходе рассмотрения дела, проведения анализа рынка, рассмотрение дела отложено на 19.12.2012г.
19.12.2012г. представитель МУП «РАС» вменяемое нарушение антимонопольного законодательства не признал, просил прекратить рассмотрение дела в отношении МУП «РАС».
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5  Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, доля которого превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Таким образом, для квалификации действий МУП «РАС» как злоупотребление доминирующим положением, необходимо установить долю предприятия на рынке.
17.12.2012г. Управлением подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска, в 2010г., 2011г.
Расчет долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, показал следующие результаты.

№ Наименование организации 2010г. 2011г.
  Площадь многоквартирных жилых домов (кв. м) Доля, % Площадь многоквартирных жилых домов (кв. м) Доля, %
1 Группа лиц: МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба»  29,5  29,8
ООО «Ремонтно-аварийная служба»  15,2  13,6
Итого по группе лиц:  44,7  43,4
2 ООО Управляющая компания «ЖРП№8»  6,4  7,4
3 ООО «Ижавтопласт-строй»  2,7  6,1
…  …  …
ИТОГО  100  100

На основании проведенного анализа Удмуртским УФАС России не установлено хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска в 2010, 2011 годах.
Наибольшую долю на данном рынке занимает группа лиц МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ООО «Ремонтно-аварийная служба», доля группы лиц составляет 43,4%.
Таким образом, Комиссией установлено, что МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» не занимает доминирующее положение на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска. Соответственно в действиях МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьями частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Дело в отношении МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба», по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях

Подписи членов Комиссии


Решение  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 13183 [uid] => 5 [title] => Решение № CЮ06-06/2012-16, вынесенное в отношении МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба по п. 1 ч 1. ст. 10 «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на ремонтно-восстановительные работы [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13184 [type] => solution [language] => ru [created] => 1358771910 [changed] => 1370517505 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517505 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения оглашена «19» декабря 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено «28» декабря 2012 года.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – руководитель Удмуртского УФАС России;
члены Комиссии:
<…> – и.о. начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…>  – ведущий специалист-эксперт одела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется);
20.06.2012г.
в отсутствии:
МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ТСЖ «Мой дом», извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления № 42600950147235 и № 42600950147228,
18.07.2012г.
в присутствии:
<…> - председателя ТСЖ «Мой дом» по доверенности от 01.01.2012 года № 1,
<…> – директора МУП «РАС»,
<…> – представителя МУП «РАС» по доверенности от 09.07.2012 года №01-юр,
<…> – представителя ООО «РАС» по доверенности от 25.01.2012 года б/н,
27.08.2012г.
в отсутствии:
МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ТСЖ «Мой дом»,
08.10.2012г.
в отсутствии:
МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ТСЖ «Мой дом»
19.12.2012г.,
в присутствии:
<…> – директора МУП «РАС»,
<…> – представителя МУП «РАС» по доверенности б/н от 04.10.2012г.
<…> – представителя ООО «РАС» по доверенности от 25.01.2012 года б/н,
в отсутствии:
ТСЖ «Мой дом»
рассмотрев дело №СЮ 06-06/2012-16 в отношении МУП «РАС» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление товарищества собственников жилья «Мой дом» (далее – ТСЖ «Мой дом») на действия муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» (далее - МУП г. Ижевска «РАС»), выразившиеся в навязывании со стороны унитарного предприятия невыгодных условий заключения договора на производство аварийных работ, ликвидацию неисправностей внутридомового инженерного оборудования и внутридомовых коммунальных сетей. Заявитель считает, необоснованным устанавливать в договоре обязательную ежемесячную абонентскую плату в сумме 5870 рублей 16 копеек плюс почасовую оплату в сумме 1700 рублей за каждый выезд аварийной службы.
В целях рассмотрения заявления, контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства, Удмуртское УФАС России направило запросы в адрес МУП г. Ижевска «РАС» и иных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по аварийному обслуживанию многоквартирных домов в части неисправностей внутридомового инженерного оборудования и коммунальных сетей в г. Ижевске по существу заявления.
Рассмотрев информацию, полученную от указанных лиц, антимонопольным органом установлено следующее.
Для производства аварийных работ и ликвидации неисправностей внутридомовых коммунальных сетей ТСЖ «Мой дом» обратилось в адрес МУП г. Ижевска «РАС» с предложением заключить договор. Однако с редакцией договора унитарного предприятия на производство аварийных работ и ликвидации неисправностей внутридомовых коммунальных сетей товарищество собственников жилья не согласилось, так как стоимость обслуживания складывалась из абонентской платы в сумме 5870 руб. 16 коп. в месяц и стоимости каждого выезда аварийной службы в сумме 1700 рублей в час. ТСЖ предлагало (протоколом разногласий) заключить договор и платить только за конкретно (фактически) выполненную работу 1700 руб. в час. Учитывая изложенное, до настоящего времени договор между сторонами не заключен.
МУП г. Ижевска «РАС» в своих письменных пояснениях указало, что ТСЖ «Мой дом» неправильно отразило в заявлении информацию об установлении унитарным предприятием в договоре суммы ежемесячной абонентской платы в размере – 5870 руб. 16 коп. Фактически в тексте проекта договора МУП г. Ижевска «РАС» была указана площадь дома 4076,5 м2 и тариф 1,44 руб/м2 площади в год (0,12 руб. в месяц), что определяет абонентскую плату в размере 524, 94 руб. в месяц. Удмуртское УФАС России проверив указанную информацию, установило, что действительно ТСЖ «Мой дом» указало в заявлении недостоверную сумму абонентской платы подлежащей ежемесячной оплате, так как действительная абонентская плата составляет 524 руб. 94 коп. в месяц.
Согласно ст.783 ГК РФ, общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 – 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (часть 1-3 статьи 709 ГК РФ).
Системное толкование указанных норм позволяет прийти к выводу, что заказчик оплачивает по договору подряда, подрядчику только цену за выполненные работы.
Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательной уплаты заказчиком ежемесячной абонентской платы по договору подряда, помимо оплаты за фактически произведенные и выполненные ему работы.
Установление МУП «РАС» абонентской платы в размере 524, 94 руб. в месяц не относится к выполненным работам, так как абонентская плата, установлена предприятием для возмещения прочих затрат.
Таким образом, действия МУП «РАС» по включению в проект договора на производство аварийных работ, ликвидацию неисправностей внутридомового инженерного оборудования и внутридомовых коммунальных сетей, условия об обязательной оплате контрагентом ежемесячной абонентской платы, составляющей 524, 94 руб.  и стоимости за фактически выполненные работы, имеют признаки нарушения п.1 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В связи с наличием в действиях МУП «РАС» признаков нарушения  пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 29.05.2012г. № 585 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №СЮ 06-06/2012-16. Определением от 29.09.2012г. дело  назначено к рассмотрению на 20.06.2012г. в 09 часов 30 минут.
07.06.2012 года в Удмуртское УФАС России поступило ходатайство ТСЖ «Мой дом» (исх. №17 от 06.06.2012 года) об отложении рассмотрения настоящего дела на начало июля в связи с отпуском председателя ТСЖ.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев настоящее ходатайство, установила в целях соблюдения прав заявителя, а также лица, в отношении которого возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, необходимость удовлетворения ходатайства ТСЖ «Мой дом» и отложения рассмотрения дела. Рассмотрение дела отложено на 18.07.2012г.
18.07.2012г. в связи с необходимостью исследования материалов, полученных в ходе рассмотрения дела, проведения анализа рынка, а также получения дополнительных доказательств, позволяющих прийти к выводу о наличии или отсутствии в действиях ответчика по настоящему делу, нарушения антимонопольного законодательства, дело отложено на 29.08.2012г.
27.08.2012г. Комиссия Удмуртского УФАС России в отсутствии сторон приняла решение об отложении рассмотрения дела на 10.10.2012г.
08.10.2012г. в связи с необходимостью исследования дополнительных материалов, представленных в ходе рассмотрения дела, проведения анализа рынка, рассмотрение дела отложено на 19.12.2012г.
19.12.2012г. представитель МУП «РАС» вменяемое нарушение антимонопольного законодательства не признал, просил прекратить рассмотрение дела в отношении МУП «РАС».
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5  Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, доля которого превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Таким образом, для квалификации действий МУП «РАС» как злоупотребление доминирующим положением, необходимо установить долю предприятия на рынке.
17.12.2012г. Управлением подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска, в 2010г., 2011г.
Расчет долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, показал следующие результаты.

№ Наименование организации 2010г. 2011г.
  Площадь многоквартирных жилых домов (кв. м) Доля, % Площадь многоквартирных жилых домов (кв. м) Доля, %
1 Группа лиц: МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба»  29,5  29,8
ООО «Ремонтно-аварийная служба»  15,2  13,6
Итого по группе лиц:  44,7  43,4
2 ООО Управляющая компания «ЖРП№8»  6,4  7,4
3 ООО «Ижавтопласт-строй»  2,7  6,1
…  …  …
ИТОГО  100  100

На основании проведенного анализа Удмуртским УФАС России не установлено хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска в 2010, 2011 годах.
Наибольшую долю на данном рынке занимает группа лиц МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ООО «Ремонтно-аварийная служба», доля группы лиц составляет 43,4%.
Таким образом, Комиссией установлено, что МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» не занимает доминирующее положение на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска. Соответственно в действиях МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьями частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Дело в отношении МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба», по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях

Подписи членов Комиссии


Решение  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения оглашена «19» декабря 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено «28» декабря 2012 года.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – руководитель Удмуртского УФАС России;
члены Комиссии:
<…> – и.о. начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…>  – ведущий специалист-эксперт одела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется);
20.06.2012г.
в отсутствии:
МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ТСЖ «Мой дом», извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления № 42600950147235 и № 42600950147228,
18.07.2012г.
в присутствии:
<…> - председателя ТСЖ «Мой дом» по доверенности от 01.01.2012 года № 1,
<…> – директора МУП «РАС»,
<…> – представителя МУП «РАС» по доверенности от 09.07.2012 года №01-юр,
<…> – представителя ООО «РАС» по доверенности от 25.01.2012 года б/н,
27.08.2012г.
в отсутствии:
МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ТСЖ «Мой дом»,
08.10.2012г.
в отсутствии:
МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ТСЖ «Мой дом»
19.12.2012г.,
в присутствии:
<…> – директора МУП «РАС»,
<…> – представителя МУП «РАС» по доверенности б/н от 04.10.2012г.
<…> – представителя ООО «РАС» по доверенности от 25.01.2012 года б/н,
в отсутствии:
ТСЖ «Мой дом»
рассмотрев дело №СЮ 06-06/2012-16 в отношении МУП «РАС» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление товарищества собственников жилья «Мой дом» (далее – ТСЖ «Мой дом») на действия муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» (далее - МУП г. Ижевска «РАС»), выразившиеся в навязывании со стороны унитарного предприятия невыгодных условий заключения договора на производство аварийных работ, ликвидацию неисправностей внутридомового инженерного оборудования и внутридомовых коммунальных сетей. Заявитель считает, необоснованным устанавливать в договоре обязательную ежемесячную абонентскую плату в сумме 5870 рублей 16 копеек плюс почасовую оплату в сумме 1700 рублей за каждый выезд аварийной службы.
В целях рассмотрения заявления, контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства, Удмуртское УФАС России направило запросы в адрес МУП г. Ижевска «РАС» и иных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по аварийному обслуживанию многоквартирных домов в части неисправностей внутридомового инженерного оборудования и коммунальных сетей в г. Ижевске по существу заявления.
Рассмотрев информацию, полученную от указанных лиц, антимонопольным органом установлено следующее.
Для производства аварийных работ и ликвидации неисправностей внутридомовых коммунальных сетей ТСЖ «Мой дом» обратилось в адрес МУП г. Ижевска «РАС» с предложением заключить договор. Однако с редакцией договора унитарного предприятия на производство аварийных работ и ликвидации неисправностей внутридомовых коммунальных сетей товарищество собственников жилья не согласилось, так как стоимость обслуживания складывалась из абонентской платы в сумме 5870 руб. 16 коп. в месяц и стоимости каждого выезда аварийной службы в сумме 1700 рублей в час. ТСЖ предлагало (протоколом разногласий) заключить договор и платить только за конкретно (фактически) выполненную работу 1700 руб. в час. Учитывая изложенное, до настоящего времени договор между сторонами не заключен.
МУП г. Ижевска «РАС» в своих письменных пояснениях указало, что ТСЖ «Мой дом» неправильно отразило в заявлении информацию об установлении унитарным предприятием в договоре суммы ежемесячной абонентской платы в размере – 5870 руб. 16 коп. Фактически в тексте проекта договора МУП г. Ижевска «РАС» была указана площадь дома 4076,5 м2 и тариф 1,44 руб/м2 площади в год (0,12 руб. в месяц), что определяет абонентскую плату в размере 524, 94 руб. в месяц. Удмуртское УФАС России проверив указанную информацию, установило, что действительно ТСЖ «Мой дом» указало в заявлении недостоверную сумму абонентской платы подлежащей ежемесячной оплате, так как действительная абонентская плата составляет 524 руб. 94 коп. в месяц.
Согласно ст.783 ГК РФ, общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 – 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (часть 1-3 статьи 709 ГК РФ).
Системное толкование указанных норм позволяет прийти к выводу, что заказчик оплачивает по договору подряда, подрядчику только цену за выполненные работы.
Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательной уплаты заказчиком ежемесячной абонентской платы по договору подряда, помимо оплаты за фактически произведенные и выполненные ему работы.
Установление МУП «РАС» абонентской платы в размере 524, 94 руб. в месяц не относится к выполненным работам, так как абонентская плата, установлена предприятием для возмещения прочих затрат.
Таким образом, действия МУП «РАС» по включению в проект договора на производство аварийных работ, ликвидацию неисправностей внутридомового инженерного оборудования и внутридомовых коммунальных сетей, условия об обязательной оплате контрагентом ежемесячной абонентской платы, составляющей 524, 94 руб.  и стоимости за фактически выполненные работы, имеют признаки нарушения п.1 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В связи с наличием в действиях МУП «РАС» признаков нарушения  пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 29.05.2012г. № 585 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №СЮ 06-06/2012-16. Определением от 29.09.2012г. дело  назначено к рассмотрению на 20.06.2012г. в 09 часов 30 минут.
07.06.2012 года в Удмуртское УФАС России поступило ходатайство ТСЖ «Мой дом» (исх. №17 от 06.06.2012 года) об отложении рассмотрения настоящего дела на начало июля в связи с отпуском председателя ТСЖ.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев настоящее ходатайство, установила в целях соблюдения прав заявителя, а также лица, в отношении которого возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, необходимость удовлетворения ходатайства ТСЖ «Мой дом» и отложения рассмотрения дела. Рассмотрение дела отложено на 18.07.2012г.
18.07.2012г. в связи с необходимостью исследования материалов, полученных в ходе рассмотрения дела, проведения анализа рынка, а также получения дополнительных доказательств, позволяющих прийти к выводу о наличии или отсутствии в действиях ответчика по настоящему делу, нарушения антимонопольного законодательства, дело отложено на 29.08.2012г.
27.08.2012г. Комиссия Удмуртского УФАС России в отсутствии сторон приняла решение об отложении рассмотрения дела на 10.10.2012г.
08.10.2012г. в связи с необходимостью исследования дополнительных материалов, представленных в ходе рассмотрения дела, проведения анализа рынка, рассмотрение дела отложено на 19.12.2012г.
19.12.2012г. представитель МУП «РАС» вменяемое нарушение антимонопольного законодательства не признал, просил прекратить рассмотрение дела в отношении МУП «РАС».
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5  Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, доля которого превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Таким образом, для квалификации действий МУП «РАС» как злоупотребление доминирующим положением, необходимо установить долю предприятия на рынке.
17.12.2012г. Управлением подготовлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска, в 2010г., 2011г.
Расчет долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, показал следующие результаты.

№ Наименование организации 2010г. 2011г.
  Площадь многоквартирных жилых домов (кв. м) Доля, % Площадь многоквартирных жилых домов (кв. м) Доля, %
1 Группа лиц: МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба»  29,5  29,8
ООО «Ремонтно-аварийная служба»  15,2  13,6
Итого по группе лиц:  44,7  43,4
2 ООО Управляющая компания «ЖРП№8»  6,4  7,4
3 ООО «Ижавтопласт-строй»  2,7  6,1
…  …  …
ИТОГО  100  100

На основании проведенного анализа Удмуртским УФАС России не установлено хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска в 2010, 2011 годах.
Наибольшую долю на данном рынке занимает группа лиц МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» и ООО «Ремонтно-аварийная служба», доля группы лиц составляет 43,4%.
Таким образом, Комиссией установлено, что МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» не занимает доминирующее положение на рынке ремонтно-восстановительных работ по ликвидации аварий и устранению неисправностей на внутридомовых коммунальных сетях и инженерном оборудовании: сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, центрального отопления и электросети в многоквартирных домах в географических границах г. Ижевска. Соответственно в действиях МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьями частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Дело в отношении МУП г. Ижевска «Ремонтно-аварийная служба», по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях

Подписи членов Комиссии

Решение  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 06-06 [format] => [safe_value] => 06-06 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => CЮ06-06/2012-16 [format] => [safe_value] => CЮ06-06/2012-16 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 40 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 40 [vid] => 6 [name] => Транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-31 12:37:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-28 12:37:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1358771910 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )