Решение по делу №ММ 05-03/2012-92 о нарушении антимонопольного законодательства

Номер дела: ММ 05-03/2012-92
Дата публикации: 14 ноября 2012, 13:31

принято 02 ноября 2012 года
изготовлено 14 ноября 2012 года                          г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело №ММ 05-03/2012-92, по признакам нарушения ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ул.Бумашевская,11, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833037470) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),
в отсутствии заявителя, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела №ММ 05-03/2012-92,
в присутствии ответчика – представителя ООО «Удмуртские коммунальные системы» <…>; 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России (далее – Управление) 11.07.2012г. (вх. №6538) поступило заявление <…> от 11.07.2012г., проживающей по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, Удмуртская Республика, 426000 об отсутствии горячего водоснабжения в многоквартирном жилом доме в течение периода, превышающего 14-дневный срок.
Поставку коммунального ресурса – горячей воды в адрес указанного жилого дома осуществляет ООО «Удмуртские коммунальные системы».
Согласно письму ООО «Удмуртские коммунальные системы» №05-10/813 от 31.07.2012г., горячее водоснабжение в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, отсутствовало с 25.06.2012г. по 12.07.2012г. При этом ООО «Удмуртские коммунальные системы» указало следующие причины отключения горячей воды в указанный период: проведение гидравлических испытаний и плановые ремонты тепловых сетей.
В соответствии с графиком плановых испытаний и ремонтов тепловых сетей ООО «Удмуртские коммунальные системы», согласованных с Администрацией г.Ижевска, проведение испытаний и плановых ремонтов тепловых сетей на ЦТП Мотозавод-1 (через которую осуществляется поставка горячей воды в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105) должно было проводиться в период с 25.06.2012г. по 09.07.2012г.
В соответствии с п.10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, установлено, что ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения – 14 дней.
Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» превысило установленный Администрацией г.Ижевска и законодательно установленный срок перерыва в предоставлении горячего водоснабжения при проведении ежегодных ремонтов тепловых сетей.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона №147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995г. (далее – Закон «О естественных монополиях»), услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в непредставлении горячего водоснабжения в адрес многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, в течение периода, продолжительность которого превышает законодательно установленный срок для отключения систем горячего водоснабжения, имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения действий занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, направленных на получение коммунальной услуги «Горячее водоснабжение».
В связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 20.09.2012г. №787 «О возбуждении дела №ММ 05-03/2012-92 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. №447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №ММ 05-03/2012-92. Определением о назначении дела №ММ 05-03/2012-92 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 20.09.2012г. дело назначено к рассмотрению на 01.11.2012г.
В связи с отсутствием 01.11.2012г. кворума, необходимого для рассмотрения дела по существу, дело №ММ 05-03/2012-92 было отложено и назначено к рассмотрению на 02.11.2012г.
В процессе рассмотрения дела 02.11.2012г. представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» пояснил, что обществом проводились гидравлические испытания и капитальный ремонт магистральной теплотрассы, сетей горячего водоснабжения, посредством которых осуществляется поставка горячей воды в адрес жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105. Работы проводились в рамках утвержденного Администрацией г.Ижевска срока, смещение срока произошло в силу того, что ГУ Управление ГИБДД МВД по Удмуртской Республике задержало выдачу разрешения на перекрытие дороги по ул.Кирова с целью осуществления планируемых работ. Изменение сроков не было согласовано с Администрацией г.Ижевска. Технологическое повреждение, возникшее в ходе проведения гидравлических испытаний возникло 25.06.2012г.
Представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» также пояснил, что ООО «Удмуртские коммунальные системы» признает фактическое нарушение законодательно установленного срока отключения систем горячего водоснабжения в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105.
        
Рассмотрев представленные сторонами материалы, Комиссия установила следующее.
Между МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» и ООО «Удмуртские коммунальные системы» заключен договор теплоснабжения №К256 от 01.12.2011г., предметом которого является подача теплоснабжающей организацией тепловой энергии и горячей воды для целей предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению пользователям помещений многоквартирных домов (в том числе, согласно приложению №3 к договору, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105).
Согласно накопительной ведомости отключений горячего водоснабжения, горячее водоснабжение в жилом доме, находящемся под управлением МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» отсутствовало с превышением 14-дневного срока в период с 25.06.2012г. по 12.07.2012г. – 18 дней.
При этом на заседании Комиссии и письмом №05-10/813 от 31.07.2012г. ООО «Удмуртские коммунальные системы» указало следующие причины отключения горячей воды в жилом доме в указанный период: проведение гидравлических испытаний и плановых ремонтов тепловых сетей.
В соответствии с графиком плановых испытаний и ремонтов тепловых сетей ООО «Удмуртские коммунальные системы», согласованных с Администрацией г.Ижевска, проведение испытаний и плановых ремонтов тепловых сетей на ЦТП Мотозавод-1 (через которую осуществляется поставка горячей воды в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105) должно было проводиться в период с 25.06.2012г. по 09.07.2012г.
Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» превысило срок проведения испытаний и плановых ремонтов на ЦТП Мотозавод-1, утвержденный Администрацией г.Ижевска. 
Согласно части 4 стати 3 Жилищного кодекса РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ к числу коммунальных услуг законодатель относит услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Под коммунальными услугами в силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства) (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), услуги по горячему водоснабжению являются разновидностью коммунальных услуг и представляют собой круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с пунктом 4 приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа.
В силу пункта 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации договором, не допускается.
Пунктом 4.12 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г. №158-ст установлено, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению тепловой энергии и горячей воды должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, непрерывность потребления.
Согласно пункту 4.12.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» поставка потребителю тепловой энергии, воды должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления.
В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Данный СанПиН является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2. СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, установлено, что ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения – 14 дней.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Закона «О естественных монополиях», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» осуществляет деятельность в условиях естественной монополии и является субъектом естественной монополии.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» является специальным субъектом правового регулирования, в отношении которого применяются правила и запреты, установленные антимонопольным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в непредоставлении горячего водоснабжения в адрес многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105 в период с 25.06.2012г. по 12.07.2012г. – 18 дней, нарушают нормы установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г. №158-ст, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, регламентирующие сроки и порядок отключения горячего водоснабжения для проведения ремонтных работ на сетях, и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения действий занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, направленных на получение коммунальной услуги «Горячее водоснабжение».
В связи с невозможностью устранения ООО «Удмуртские коммунальные системы» нарушения сроков, установленных для проведения работ по ремонту сетей связанных с отключением горячего водоснабжения, Комиссия приходит к выводу предписание ООО «Удмуртские коммунальные системы» не выдавать.
В ходе рассмотрения Комиссией дела установлено, что нарушение ООО «Удмуртские коммунальные системы» законодательно установленных сроков отключения систем горячего водоснабжения в адрес многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, явилось следствием того, что ГУ Управление ГИБДД МВД по Удмуртской Республике задержало выдачу разрешения на перекрытие дороги по ул.Кирова с целью осуществления планируемых работ.
Представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» признал фактическое нарушение ООО «Удмуртские коммунальные системы» законодательно установленного срока отключения систем горячего водоснабжения в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105.
Комиссия при принятии решения принимает во внимание следующую правовую позицию, изложенную в п.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №30 от 30.06.2008г. (в ред. Постановления пленума ВАС РФ от 14.10.2010г. №52) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»: 
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Комиссия при рассмотрении дела №ММ 05-03/2012-92 пришла к выводу об осуществлении действий ООО «Удмуртские коммунальные системы» в рамках допустимых пределов осуществления гражданских прав и отсутствия действий общества по наложению неразумных ограничений на контрагентов (в связи с незначительностью срока задержки услуги и факта нарушения срока приостановления поставки горячей воды в связи с действиями ГУ Управления ГИБДД МВД по Удмуртской Республике).
Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», формально содержащие признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения  и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в соответствии с п.21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005г. №5 являются малозначительным административным правонарушением.
На основании изложенного, в связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы» смягчающих обстоятельств: отсутствие существенного вреда общественным отношениям (незначительность срока задержки услуги), признание обществом факта нарушения, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости привлечения юридического и должностного лица ООО «Удмуртские коммунальные системы» к административной ответственности в связи с малозначительность совершенного правонарушения.
В соответствии с п. 1) ч.1 ст.23 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. 
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона «О естественных монополиях», органы регулирования естественных монополий вправе принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения Закона «О естественных монополиях».
В соответствии с п. 4.4 положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011г. №30, территориальный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.40, 3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447 Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах муниципального образования «город Ижевск», находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».
2. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы», нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г. №158-ст, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, сроков проведения ремонтных работ на сетях горячего водоснабжения и привело к ущемлению интересов жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, направленных на получение коммунальной услуги «Горячее водоснабжение».
3. Материалы дела в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» и виновного должностного лица уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не передавать.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

stdClass Object ( [vid] => 13079 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №ММ 05-03/2012-92 о нарушении антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13080 [type] => solution [language] => ru [created] => 1355304766 [changed] => 1370517505 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517505 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

принято 02 ноября 2012 года
изготовлено 14 ноября 2012 года                          г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело №ММ 05-03/2012-92, по признакам нарушения ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ул.Бумашевская,11, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833037470) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),
в отсутствии заявителя, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела №ММ 05-03/2012-92,
в присутствии ответчика – представителя ООО «Удмуртские коммунальные системы» <…>; 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России (далее – Управление) 11.07.2012г. (вх. №6538) поступило заявление <…> от 11.07.2012г., проживающей по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, Удмуртская Республика, 426000 об отсутствии горячего водоснабжения в многоквартирном жилом доме в течение периода, превышающего 14-дневный срок.
Поставку коммунального ресурса – горячей воды в адрес указанного жилого дома осуществляет ООО «Удмуртские коммунальные системы».
Согласно письму ООО «Удмуртские коммунальные системы» №05-10/813 от 31.07.2012г., горячее водоснабжение в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, отсутствовало с 25.06.2012г. по 12.07.2012г. При этом ООО «Удмуртские коммунальные системы» указало следующие причины отключения горячей воды в указанный период: проведение гидравлических испытаний и плановые ремонты тепловых сетей.
В соответствии с графиком плановых испытаний и ремонтов тепловых сетей ООО «Удмуртские коммунальные системы», согласованных с Администрацией г.Ижевска, проведение испытаний и плановых ремонтов тепловых сетей на ЦТП Мотозавод-1 (через которую осуществляется поставка горячей воды в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105) должно было проводиться в период с 25.06.2012г. по 09.07.2012г.
В соответствии с п.10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, установлено, что ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения – 14 дней.
Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» превысило установленный Администрацией г.Ижевска и законодательно установленный срок перерыва в предоставлении горячего водоснабжения при проведении ежегодных ремонтов тепловых сетей.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона №147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995г. (далее – Закон «О естественных монополиях»), услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в непредставлении горячего водоснабжения в адрес многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, в течение периода, продолжительность которого превышает законодательно установленный срок для отключения систем горячего водоснабжения, имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения действий занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, направленных на получение коммунальной услуги «Горячее водоснабжение».
В связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 20.09.2012г. №787 «О возбуждении дела №ММ 05-03/2012-92 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. №447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №ММ 05-03/2012-92. Определением о назначении дела №ММ 05-03/2012-92 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 20.09.2012г. дело назначено к рассмотрению на 01.11.2012г.
В связи с отсутствием 01.11.2012г. кворума, необходимого для рассмотрения дела по существу, дело №ММ 05-03/2012-92 было отложено и назначено к рассмотрению на 02.11.2012г.
В процессе рассмотрения дела 02.11.2012г. представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» пояснил, что обществом проводились гидравлические испытания и капитальный ремонт магистральной теплотрассы, сетей горячего водоснабжения, посредством которых осуществляется поставка горячей воды в адрес жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105. Работы проводились в рамках утвержденного Администрацией г.Ижевска срока, смещение срока произошло в силу того, что ГУ Управление ГИБДД МВД по Удмуртской Республике задержало выдачу разрешения на перекрытие дороги по ул.Кирова с целью осуществления планируемых работ. Изменение сроков не было согласовано с Администрацией г.Ижевска. Технологическое повреждение, возникшее в ходе проведения гидравлических испытаний возникло 25.06.2012г.
Представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» также пояснил, что ООО «Удмуртские коммунальные системы» признает фактическое нарушение законодательно установленного срока отключения систем горячего водоснабжения в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105.
        
Рассмотрев представленные сторонами материалы, Комиссия установила следующее.
Между МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» и ООО «Удмуртские коммунальные системы» заключен договор теплоснабжения №К256 от 01.12.2011г., предметом которого является подача теплоснабжающей организацией тепловой энергии и горячей воды для целей предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению пользователям помещений многоквартирных домов (в том числе, согласно приложению №3 к договору, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105).
Согласно накопительной ведомости отключений горячего водоснабжения, горячее водоснабжение в жилом доме, находящемся под управлением МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» отсутствовало с превышением 14-дневного срока в период с 25.06.2012г. по 12.07.2012г. – 18 дней.
При этом на заседании Комиссии и письмом №05-10/813 от 31.07.2012г. ООО «Удмуртские коммунальные системы» указало следующие причины отключения горячей воды в жилом доме в указанный период: проведение гидравлических испытаний и плановых ремонтов тепловых сетей.
В соответствии с графиком плановых испытаний и ремонтов тепловых сетей ООО «Удмуртские коммунальные системы», согласованных с Администрацией г.Ижевска, проведение испытаний и плановых ремонтов тепловых сетей на ЦТП Мотозавод-1 (через которую осуществляется поставка горячей воды в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105) должно было проводиться в период с 25.06.2012г. по 09.07.2012г.
Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» превысило срок проведения испытаний и плановых ремонтов на ЦТП Мотозавод-1, утвержденный Администрацией г.Ижевска. 
Согласно части 4 стати 3 Жилищного кодекса РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ к числу коммунальных услуг законодатель относит услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Под коммунальными услугами в силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства) (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), услуги по горячему водоснабжению являются разновидностью коммунальных услуг и представляют собой круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с пунктом 4 приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа.
В силу пункта 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации договором, не допускается.
Пунктом 4.12 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г. №158-ст установлено, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению тепловой энергии и горячей воды должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, непрерывность потребления.
Согласно пункту 4.12.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» поставка потребителю тепловой энергии, воды должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления.
В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Данный СанПиН является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2. СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, установлено, что ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения – 14 дней.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Закона «О естественных монополиях», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» осуществляет деятельность в условиях естественной монополии и является субъектом естественной монополии.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» является специальным субъектом правового регулирования, в отношении которого применяются правила и запреты, установленные антимонопольным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в непредоставлении горячего водоснабжения в адрес многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105 в период с 25.06.2012г. по 12.07.2012г. – 18 дней, нарушают нормы установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г. №158-ст, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, регламентирующие сроки и порядок отключения горячего водоснабжения для проведения ремонтных работ на сетях, и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения действий занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, направленных на получение коммунальной услуги «Горячее водоснабжение».
В связи с невозможностью устранения ООО «Удмуртские коммунальные системы» нарушения сроков, установленных для проведения работ по ремонту сетей связанных с отключением горячего водоснабжения, Комиссия приходит к выводу предписание ООО «Удмуртские коммунальные системы» не выдавать.
В ходе рассмотрения Комиссией дела установлено, что нарушение ООО «Удмуртские коммунальные системы» законодательно установленных сроков отключения систем горячего водоснабжения в адрес многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, явилось следствием того, что ГУ Управление ГИБДД МВД по Удмуртской Республике задержало выдачу разрешения на перекрытие дороги по ул.Кирова с целью осуществления планируемых работ.
Представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» признал фактическое нарушение ООО «Удмуртские коммунальные системы» законодательно установленного срока отключения систем горячего водоснабжения в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105.
Комиссия при принятии решения принимает во внимание следующую правовую позицию, изложенную в п.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №30 от 30.06.2008г. (в ред. Постановления пленума ВАС РФ от 14.10.2010г. №52) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»: 
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Комиссия при рассмотрении дела №ММ 05-03/2012-92 пришла к выводу об осуществлении действий ООО «Удмуртские коммунальные системы» в рамках допустимых пределов осуществления гражданских прав и отсутствия действий общества по наложению неразумных ограничений на контрагентов (в связи с незначительностью срока задержки услуги и факта нарушения срока приостановления поставки горячей воды в связи с действиями ГУ Управления ГИБДД МВД по Удмуртской Республике).
Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», формально содержащие признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения  и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в соответствии с п.21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005г. №5 являются малозначительным административным правонарушением.
На основании изложенного, в связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы» смягчающих обстоятельств: отсутствие существенного вреда общественным отношениям (незначительность срока задержки услуги), признание обществом факта нарушения, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости привлечения юридического и должностного лица ООО «Удмуртские коммунальные системы» к административной ответственности в связи с малозначительность совершенного правонарушения.
В соответствии с п. 1) ч.1 ст.23 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. 
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона «О естественных монополиях», органы регулирования естественных монополий вправе принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения Закона «О естественных монополиях».
В соответствии с п. 4.4 положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011г. №30, территориальный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.40, 3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447 Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах муниципального образования «город Ижевск», находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».
2. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы», нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г. №158-ст, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, сроков проведения ремонтных работ на сетях горячего водоснабжения и привело к ущемлению интересов жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, направленных на получение коммунальной услуги «Горячее водоснабжение».
3. Материалы дела в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» и виновного должностного лица уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не передавать.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

принято 02 ноября 2012 года
изготовлено 14 ноября 2012 года                          г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело №ММ 05-03/2012-92, по признакам нарушения ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ул.Бумашевская,11, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833037470) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),
в отсутствии заявителя, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела №ММ 05-03/2012-92,
в присутствии ответчика – представителя ООО «Удмуртские коммунальные системы» <…>; 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России (далее – Управление) 11.07.2012г. (вх. №6538) поступило заявление <…> от 11.07.2012г., проживающей по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, Удмуртская Республика, 426000 об отсутствии горячего водоснабжения в многоквартирном жилом доме в течение периода, превышающего 14-дневный срок.
Поставку коммунального ресурса – горячей воды в адрес указанного жилого дома осуществляет ООО «Удмуртские коммунальные системы».
Согласно письму ООО «Удмуртские коммунальные системы» №05-10/813 от 31.07.2012г., горячее водоснабжение в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, отсутствовало с 25.06.2012г. по 12.07.2012г. При этом ООО «Удмуртские коммунальные системы» указало следующие причины отключения горячей воды в указанный период: проведение гидравлических испытаний и плановые ремонты тепловых сетей.
В соответствии с графиком плановых испытаний и ремонтов тепловых сетей ООО «Удмуртские коммунальные системы», согласованных с Администрацией г.Ижевска, проведение испытаний и плановых ремонтов тепловых сетей на ЦТП Мотозавод-1 (через которую осуществляется поставка горячей воды в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105) должно было проводиться в период с 25.06.2012г. по 09.07.2012г.
В соответствии с п.10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, установлено, что ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения – 14 дней.
Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» превысило установленный Администрацией г.Ижевска и законодательно установленный срок перерыва в предоставлении горячего водоснабжения при проведении ежегодных ремонтов тепловых сетей.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона №147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995г. (далее – Закон «О естественных монополиях»), услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в непредставлении горячего водоснабжения в адрес многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, в течение периода, продолжительность которого превышает законодательно установленный срок для отключения систем горячего водоснабжения, имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения действий занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, направленных на получение коммунальной услуги «Горячее водоснабжение».
В связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 20.09.2012г. №787 «О возбуждении дела №ММ 05-03/2012-92 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. №447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №ММ 05-03/2012-92. Определением о назначении дела №ММ 05-03/2012-92 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 20.09.2012г. дело назначено к рассмотрению на 01.11.2012г.
В связи с отсутствием 01.11.2012г. кворума, необходимого для рассмотрения дела по существу, дело №ММ 05-03/2012-92 было отложено и назначено к рассмотрению на 02.11.2012г.
В процессе рассмотрения дела 02.11.2012г. представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» пояснил, что обществом проводились гидравлические испытания и капитальный ремонт магистральной теплотрассы, сетей горячего водоснабжения, посредством которых осуществляется поставка горячей воды в адрес жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105. Работы проводились в рамках утвержденного Администрацией г.Ижевска срока, смещение срока произошло в силу того, что ГУ Управление ГИБДД МВД по Удмуртской Республике задержало выдачу разрешения на перекрытие дороги по ул.Кирова с целью осуществления планируемых работ. Изменение сроков не было согласовано с Администрацией г.Ижевска. Технологическое повреждение, возникшее в ходе проведения гидравлических испытаний возникло 25.06.2012г.
Представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» также пояснил, что ООО «Удмуртские коммунальные системы» признает фактическое нарушение законодательно установленного срока отключения систем горячего водоснабжения в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105.
        
Рассмотрев представленные сторонами материалы, Комиссия установила следующее.
Между МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» и ООО «Удмуртские коммунальные системы» заключен договор теплоснабжения №К256 от 01.12.2011г., предметом которого является подача теплоснабжающей организацией тепловой энергии и горячей воды для целей предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению пользователям помещений многоквартирных домов (в том числе, согласно приложению №3 к договору, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105).
Согласно накопительной ведомости отключений горячего водоснабжения, горячее водоснабжение в жилом доме, находящемся под управлением МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» отсутствовало с превышением 14-дневного срока в период с 25.06.2012г. по 12.07.2012г. – 18 дней.
При этом на заседании Комиссии и письмом №05-10/813 от 31.07.2012г. ООО «Удмуртские коммунальные системы» указало следующие причины отключения горячей воды в жилом доме в указанный период: проведение гидравлических испытаний и плановых ремонтов тепловых сетей.
В соответствии с графиком плановых испытаний и ремонтов тепловых сетей ООО «Удмуртские коммунальные системы», согласованных с Администрацией г.Ижевска, проведение испытаний и плановых ремонтов тепловых сетей на ЦТП Мотозавод-1 (через которую осуществляется поставка горячей воды в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105) должно было проводиться в период с 25.06.2012г. по 09.07.2012г.
Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» превысило срок проведения испытаний и плановых ремонтов на ЦТП Мотозавод-1, утвержденный Администрацией г.Ижевска. 
Согласно части 4 стати 3 Жилищного кодекса РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ к числу коммунальных услуг законодатель относит услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Под коммунальными услугами в силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства) (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), услуги по горячему водоснабжению являются разновидностью коммунальных услуг и представляют собой круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с пунктом 4 приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа.
В силу пункта 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации договором, не допускается.
Пунктом 4.12 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г. №158-ст установлено, что потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению тепловой энергии и горячей воды должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, непрерывность потребления.
Согласно пункту 4.12.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» поставка потребителю тепловой энергии, воды должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления.
В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Данный СанПиН является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2. СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, установлено, что ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения – 14 дней.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Закона «О естественных монополиях», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» осуществляет деятельность в условиях естественной монополии и является субъектом естественной монополии.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» является специальным субъектом правового регулирования, в отношении которого применяются правила и запреты, установленные антимонопольным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в непредоставлении горячего водоснабжения в адрес многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105 в период с 25.06.2012г. по 12.07.2012г. – 18 дней, нарушают нормы установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г. №158-ст, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, регламентирующие сроки и порядок отключения горячего водоснабжения для проведения ремонтных работ на сетях, и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения действий занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, направленных на получение коммунальной услуги «Горячее водоснабжение».
В связи с невозможностью устранения ООО «Удмуртские коммунальные системы» нарушения сроков, установленных для проведения работ по ремонту сетей связанных с отключением горячего водоснабжения, Комиссия приходит к выводу предписание ООО «Удмуртские коммунальные системы» не выдавать.
В ходе рассмотрения Комиссией дела установлено, что нарушение ООО «Удмуртские коммунальные системы» законодательно установленных сроков отключения систем горячего водоснабжения в адрес многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, явилось следствием того, что ГУ Управление ГИБДД МВД по Удмуртской Республике задержало выдачу разрешения на перекрытие дороги по ул.Кирова с целью осуществления планируемых работ.
Представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» признал фактическое нарушение ООО «Удмуртские коммунальные системы» законодательно установленного срока отключения систем горячего водоснабжения в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105.
Комиссия при принятии решения принимает во внимание следующую правовую позицию, изложенную в п.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №30 от 30.06.2008г. (в ред. Постановления пленума ВАС РФ от 14.10.2010г. №52) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»: 
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Комиссия при рассмотрении дела №ММ 05-03/2012-92 пришла к выводу об осуществлении действий ООО «Удмуртские коммунальные системы» в рамках допустимых пределов осуществления гражданских прав и отсутствия действий общества по наложению неразумных ограничений на контрагентов (в связи с незначительностью срока задержки услуги и факта нарушения срока приостановления поставки горячей воды в связи с действиями ГУ Управления ГИБДД МВД по Удмуртской Республике).
Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», формально содержащие признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения  и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в соответствии с п.21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005г. №5 являются малозначительным административным правонарушением.
На основании изложенного, в связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы» смягчающих обстоятельств: отсутствие существенного вреда общественным отношениям (незначительность срока задержки услуги), признание обществом факта нарушения, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости привлечения юридического и должностного лица ООО «Удмуртские коммунальные системы» к административной ответственности в связи с малозначительность совершенного правонарушения.
В соответствии с п. 1) ч.1 ст.23 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. 
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона «О естественных монополиях», органы регулирования естественных монополий вправе принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения Закона «О естественных монополиях».
В соответствии с п. 4.4 положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011г. №30, территориальный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.40, 3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447 Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах муниципального образования «город Ижевск», находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».
2. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы», нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (в редакции, действующей на момент совершения лицом действий, являющихся нарушением антимонопольного законодательства), постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000г. №158-ст, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009г. №20, постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, сроков проведения ремонтных работ на сетях горячего водоснабжения и привело к ущемлению интересов жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Кирова, д.105, направленных на получение коммунальной услуги «Горячее водоснабжение».
3. Материалы дела в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» и виновного должностного лица уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не передавать.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => ММ 05-03/2012-92 [format] => [safe_value] => ММ 05-03/2012-92 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 6 [name] => Жилищно-коммунальное хозяйство [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-14 09:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-14 09:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1355304766 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )