Концов не найти

Сфера деятельности: Контроль органов власти

В Министерстве имущественных отношений Удмуртии не намерены пересматривать итоги торгов по продаже в июне прошлого года 100-процентного пакета акций ОАО «Фармацевтическая фабрика», несмотря на случившийся в связи с этой сделкой громкий скандал. Очередной принадлежащий республиканской казне актив ушёл тогда в руки предпринимателя Автандила Рамишвили за 4 млн 980 тыс. 668 рублей. Это произошло, как утверждают участники аукциона, в результате сговора, но ни прокуратура, ни полиция, ни антимонопольная служба не хотят возбуждать дела по факту устранения конкуренции.

Спустя полгода после продажи «Фармацевтической фабрики» акции предприятия, расположенного в Ижевске по адресу: ул. Воткинское шоссе, 65, до сих пор остаются в республиканской собственности, а совет директоров этого акционерного общества, согласно данным сервера раскрытия информации, по-прежнему состоит из чиновников двух республиканских министерств - имущественных отношений и здравоохранения. Даже директором предприятия является бывший чиновник Минздрава Удмуртии.

Ситуация оказалась подвешенной из-за ареста, наложенного на акции «Фармацевтической фабрики» после подачи в суд исковых заявлений сразу несколькими участниками торгов. Предприниматели утверждают, что Автандил Рамишвили получил право на приобретение акций фабрики в результате сговора, по которому обещал остальным участникам в случае их отказа от конкуренции порядка 8,5 миллиона рублей, но обязательства, судя по всему, не выполнил. Всего было подано семь заявок – шесть от физических лиц и одна от юридического лица.

«До начала проведения аукциона Рамишвили А.Д. с целью приобретения им акций по минимальной цене – цене отсечения договорился с другими участниками, обещав заплатить денежные средства в размере 8,5 млн рублей за то, чтобы они не поднимали карточки участников аукциона в его ходе, – признаются в своих исковых заявлениях предприниматели. - В результате этого в ходе аукциона никто из участников, кроме Рамишвили А.Д., свои карточки не поднимал».

Если эта очевидно противозаконная договорённость имела место в реальности, то больше всего в данной афере удивляет реакция на неё государственных и правоохранительных органов. Как уже писал «Д», среди инстанций, отказавшихся глубоко вникать в ситуацию с продажей акций ОАО «Фармацевтическая фабрика», - Управление антимонопольной службы по УР, отдел полиции №2 УМВД по г. Ижевску и органы прокуратуры. Редакция «Д» протестировала их реакцию, направив в ноябре прошлого года информационный запрос на имя прокурора УР Сергея Панова с просьбой проверить скандальную историю с торгами на предмет наличия признаков преступлений, предусмотренных ст. 159 (мошенничество) и ст. 178 (ограничение и устранение конкуренции) Уголовного кодекса РФ, а также в качестве меры прокурорского реагирования рассмотреть вопрос об отмене торгов. В ответ из прокуратуры пришла отписка о передаче редакционного запроса в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС), откуда на днях было получено обстоятельное 6-страничное письмо, в котором нет ни одной строки про преданный огласке сговор участников торгов с целью устранения конкуренции. По мнению специалистов УФАС, «признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства имущественных отношений УР (…) не установлено». Об этом УФАС, собственно говоря, никто и не спрашивал.

Позицию министерства в истории с продажей акций ОАО «Фармацевтическая фабрика» (как, очевидно, и в других случаях с приватизацией за бесценок республиканских активов) пояснил в телефонном разговоре с корреспондентом «Д» сам министр имущественных отношений Рустэм Зайнуллин. По его словам, продажа акций фабрики комиссией министерства произошла в полном соответствии с действующим законодательством, поэтому глава ведомства не собирается инициировать отмену итогов торгов. «Как суд решит», - заявил министр Зайнуллин. Между тем в прошлогодних судебных процессах по этому поводу представители Минимущества УР выступили против удовлетворения исков о признании недействительными результатов торгов и расторжения сделки купли-продажи акций ОАО «Фармацевтическая фабрика», заключённой между Автандилом Рамишвили и Минимущества УР.

В отзыве Минимущества в суд, подписанном заместителем министра Павлом Сипко, чиновники нашли правовой аргумент, позволяющий им закрыть глаза на факт сговора, приведший, по мнению несогласных с итогами торгов, к устранению конкуренции. И, как следствие, недополучению в сверхдефицитный бюджет Удмуртии нескольких миллионов рублей. По утверждению представителей министерства, всё, что произошло 28 июня прошлого года во время торгов, не противоречит законодательству, так как норма, запрещающая воздействие одного участника на другого, относится только к соглашениям между хозяйствующими субъектами, каковыми физические лица, подававшие заявки на участие в торгах по продаже акций «Фармацевтической фабрики», не являются.

Опираясь на данную трактовку ФЗ «О защите конкуренции», чиновники фактически умыли руки, сняв с себя ответственность за не дошедшие до бюджета деньги. Более того, из телефонного разговора с министром имущественных отношений УР Рустэмом Зайнуллиным выяснилось, что в министерстве готовы к тому, что республиканская казна может вообще ничего не получить от прошедших в прошлом году торгов по продаже акций фабрики. Финансовое положение ОАО «Фармацевтическая фабрика» за несколько последних месяцев к лучшему существенно не изменилось, а один из крупных кредиторов, по словам министра Зайнуллина, рассматривает вариант с подачей в Арбитражный суд иска о признании ОАО «Фармацевтическая фабрика» банкротом. По всей видимости, это ОАО «Ликёроводочный завод «Глазовский», проданный Минимущества ранее тоже со значительным дисконтом, и которому фабрика на конец третьего квартала была должна 1,955 млн рублей.

Из отчёта общества за третий квартал 2011 года следует, что стоимость чистых активов эмитента, по данным на 30 сентября, значительно (на 1,204 млн руб.) снизилась по сравнению с прошлым годом из-за получения обществом убытков в 2010-2011 годах. Собственные оборотные средства «Фармацевтической фабрики» за 9 месяцев прошлого года уменьшились из-за полученных убытков и составили 2,643 млн рублей.

Тем не менее фактический коэффициент текущей ликвидности, как отмечается в отчёте, характеризует «полную общую обеспеченность эмитента оборотными средствами для своевременного погашения краткосрочных обязательств». «Эмитент может бесперебойно вести хозяйственную деятельность без дополнительных кредитных ресурсов», – оптимистично сообщается в отчёте, утверждённом руководящими органами предприятия.

Сумма первоначального предложения, в которую в мае прошлого года Правительство УР оценивало 100-процентный пакет акций ОАО «Фармацевтическая фабрика», составляла 9 млн 961 тыс. 336 рублей. Пять шагов на снижение (каждый 996 тыс. 133 руб. 60 коп.) обесценили этот республиканский актив ровно в два раза. Подобное происходит уже несколько лет подряд фактически с каждым республиканским предприятием, попавшим под приватизацию. Иногда эксперты объясняют это лоббизмом влиятельных групп в окружении президента Удмуртии Александра Волкова. Ситуация с ОАО «Фармацевтическая фабрика» к этим случаям явно не относится. Так что это тогда? Коррупция на министерском уровне? Некомпетентность? Или абсолютная безответственность должностных лиц, отвечающих за управление собственностью, при полном бездействии правоохранительных органов? Дело вроде бы достаточно очевидное. И для разрешения скандала в интересах государства, казалось бы, достаточно было прокурору УР Сергею Панову направить в суд исковое заявление об отмене итогов торгов. Но этого почему-то не происходит…