Протокол № 1 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе от 18.03.2009г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:
Председатель Экспертного совета, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике <...>.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Члены Экспертного совета по применению законодательства о рекламе: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.

Приглашённые: <...>.

I. Итоги работы Удмуртского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за 2008 год.

Заместитель руководителя Удмуртского УФАС России <...> осветил итоги работы Управления по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за 2008 год.
В отчетном периоде Управлением:
- рассмотрено 827 (в 2007 году - 135) фактов нарушения законодательства РФ о рекламе, указывающих на событие правонарушения;
- выявлено нарушений по 825 фактам (111);
- возбуждено дел 97, из них:
- принято решений всего 87 (101), в том числе о нарушении законодательства о рекламе – 77 (82), по 10 делам производство по делу прекращено (19);
- выдано предписаний 50 (38);
- исполнено предписаний, выданных в отчётном периоде 42 (25);
- исполнено в отчётном периоде предписаний, выданных в прошлом отчётном периоде 7 (0) .

Наибольшее количество нарушений установлено:
- при размещении рекламы с отсутствием части существенных условий, которые искажают смысл и вводят потребителей рекламы в заблуждение (часть 7 статьи 5) - 11 фактов;
- указание стоимостных показателей в иностранной валюте (часть 7.1. статьи 5) – 5 фактов;
- отсутствие в печатных средствах массовой информации указания на рекламный характер материала (статья 16) – 703 факта;
- размещение рекламы алкогольной продукции с нарушениями требований статьи 21 - 30 фактов;
- размещение рекламы пива с нарушениями требований статьи 22 - 38 фактов;
- отсутствие предупреждения в рекламе о наличии противопоказаний к применению, использованию лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники(статья 24) – 6 фактов;
- размещение рекламы табака с нарушением требований статьи 23 - 5 фактов;
- размещение рекламы потребительского кредитования с нарушением требований статьи 28 - 12 фактов.

За отчётный период состоялось 103 судебных заседания по спорам, связанным с правоприменительной практикой Управления по контролю за соблюдением законодательства о рекламе.
В отчётном периоде обжаловано 8 решений, отменённых решений нет.

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 2008 году Удмуртским УФАС России возбуждено и рассмотрено 71 административное дело (в 2007 году – 122) с последующим наложением штрафов на сумму более 3 млн. руб. (в 2007 году - более 2 млн. руб.).
За отчётный период, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, прекращено распространение рекламы с использованием непристойных образов, бранных слов и выражений. Если в 2007 году было установлено 25 фактов нарушений, то в 2008 году не установлено ни одного факта.

Снижение количества возбуждённых дел, в первую очередь, связано с положительной работой антимонопольного органа по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства о рекламе. Для предупреждения фактов нарушения рекламного законодательства проводится мониторинг издаваемых в Республике периодических изданий – газет и журналов (в возможном объёме), просматриваются и прослушиваются теле- и радиопрограммы, для рекламодателей и рекламораспространителей проводятся семинары, в ходе которых доводятся последние изменения в рекламном законодательстве. Активно ведётся работа Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе, куда входят представители печатных, электронных средств массовой информации, высших учебных заведений, Удмуртского регионального отделения «ОПОРА России», Объединённого пресс-центра при Главном Федеральном инспекторе по Удмуртской Республике, специалисты в области наружной рекламы.

В 2008 году специалистами Удмуртского УФАС России проведена инспекционная проверка наружной рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, размещённой на временных рекламных конструкциях: зонтах, ограждениях, шатрах летних кафе на территории г. Ижевска. В ходе данного мероприятия было проверено 15 мест размещения отдельно стоящих летних кафе, по результатам проверки было возбуждено 9 дел в отношении индивидуальных предпринимателей и обществ, осуществляющих торговую деятельность в летних кафе.
Основными нарушениями явились:
- распространение рекламы пива без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе (часть 3 статьи 22 Закона «О рекламе»);
- распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий (пункт 6) части 2 статьи 22 Закона «О рекламе»).

Российские граждане всё чаще пользуются услугами банков, особенно быстрыми темпами растёт рынок потребительских кредитов. Вместе с этим увеличивается и возможность применения банками и другими финансовыми организациями недобросовестных способов привлечения клиентов. Так, например, в условиях жёсткой конкуренции некоторые банки распространяют ложные, неточные или искажённые сведения об условиях предоставления своих услуг. В отчётном периоде, по поручению ФАС России, Управлением проведена проверка рекламы услуг банков по предоставлению потребительских кредитов. Данная проверка показала, что большинство рекламных объявлений содержит указание на минимальные и максимальные суммы кредита, минимальный и максимальный сроки, на который предоставляется кредит, а также ставки по кредитам указаны в размере «от и до», но при этом, в рекламе отсутствуют промежуточные показатели суммы и срока, от которых зависит размер процентной ставки по кредиту.
Управлением возбуждено 10 дел в отношении банков по признакам отсутствия в рекламе, в том числе, указания на промежуточные показатели сумм, сроков и ставок по кредиту, при том, что все остальные условия, влияющие на стоимость кредита, указаны.

II. Информация о способе приготовления напитка (коктейля), в состав которого входит алкогольная продукция: текила, ликёр, виски и т.п., размещённой в журнале «Вкусная жизнь».

Указать, что информация, содержащая сведения о способах приготовления определённого напитка (коктейля), в состав которого входит алкогольная продукция, является рекламой алкогольной продукции, так как адресована неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (как к самому алкогольному напитку, так и к хозяйствующему субъекту, в котором потребитель может попробовать данный напиток), формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

III. Информация «ПивКо», «ПИВО», «СИГАРЕТЫ», размещённая на торговых павильонах (магазинах).

Указать, что на основании ФЗ «О рекламе» данная информация подпадает под понятие «реклама», так как адресована неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимания к персонифицированным объектам в целом: «ПИВО», «ПивКо» (к пиву и напиткам, изготавливаемым на его основе), «СИГАРЕТЫ» (к табачным изделиям), формирование, поддержание интереса к данным объектам. Следовательно, информация «ПИВО», «ПивКо» является рекламой пива и напитков, изготавливаемых на его основе, информация «СИГАРЕТЫ» - рекламой табачных изделий.

IV. Реклама ветеринарной клиники «БИМ», размещённая в печатном СМИ, следующего содержания: «КРУГЛОСУТОЧНО Диагностика (УЗИ, ЭКГ, клинические анализы, биохимические исследования), Терапия, Хирургия, Вакцинация, Офтальмология, Стоматология, Кардиология. Онкология, Травматология, Ортопедия, Стрижка Требуется рентгенлаборант ВЫЗОВ НА ДОМ, с указанием места расположения клиники и режима работы.

1. Указать, что информация об оказании ветеринарных услуг не является рекламой медицинских услуг, исходя из следующего.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 14.05.1993г. № 4979-1 «О ветеринарии» под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Под термином «Медицинские услуги» понимается вид взаимоотношений по предоставлению медицинской помощи, урегулированный соглашением (договором на оказание медицинской услуги).
Медицинские услуги охватывают: услуги стационарных лечебных учреждений, услуги, оказываемые в поликлиниках, оказываемые медицинским персоналом на дому. Стоматологическими подразделениями, косметологическими подразделениями, санитарно-профилактическими подразделениями.
Таким образом, медицинские услуги - это взаимоотношения между людьми по распознаванию, лечению и предупреждению болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, а, следовательно, информация об оказании ветеринарных услуг не является рекламой медицинских услуг.
2. Отметить, что на рекламу ветеринарных услуг не распространяются требования ст.24 («Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения) ФЗ «О рекламе».

V. Информация, размещённая в журнале «Деловая репутация», № 25, под названием «Гранёныч» завоёвывает Европу» и «Гранёныч» завоёвывает европейский рынок», размещённой в газете «Удмуртская правда», № 79 (24318) от 18.07.2008г.

Указать, что статьи «Гранёныч» завоёвывает Европу» и «Гранёныч» завоёвывает европейский рынок», опубликованные в печатных СМИ, носят рекламный характер, так как адресованы неопределённому кругу лиц, направлены на привлечение внимания как к водке «Гранёныч», так и ОАО «Сарапульский ЛВЗ», выпускающему данную продукцию, поддержание интереса к данным объектам.

Председатель
Экспертного совета по применению законодательства о рекламе

Ответственный секретарь
Экспертного совета по применению законодательства о рекламе

Дата проведения Совета: 
18 марта 2009, 12:32