Заместитель руководителя Удмуртского УФАС России Сергей Юшкин подвёл предварительные итоги деятельности Управления за 1 полугодие 2008 года

26 июня 2008 года заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Сергей Юшкин провёл пресс-конференцию с участием представителей печатных средств массовой информации Удмуртской Республики, в ходе которой осветил краткие итоги деятельности Управления за 1 полугодие 2008 года в сфере контроля за соблюдением законодательства о рекламе.

 

Сергей Юшкин привёл конкретные показатели результатов деятельности, а также отметил новеллы в законодательстве.

 

В 1 полугодии 2008 года Управлением осуществлялся контроль за соблюдением законодательства о рекламе по следующим направлениям:

- реклама услуг банков по предоставлению кредитов;

 - общая продолжительность распространяемой рекламы на телеканалах и на радио;

- защита несовершеннолетних в рекламе;

- реклама услуг туризма и отдыха.

Следует отметить, что проверка рекламы услуг банков по предоставлению потребительских кредитов показала, что большинство рекламных объявлений содержат указание на минимальные и максимальные суммы кредита, минимальный и максимальный сроки, на который предоставляется кредит, а также ставки по кредитам, указанные в размере «от и до». При этом в рекламе отсутствуют промежуточные показатели суммы и срока, от которых зависит размер процентной ставки по кредиту.

 

Управлением установлено 12 фактов нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», при рекламе потребительского кредитования, при этом возбуждено 10 дел в отношении банков по признакам отсутствия в рекламе, в том числе, указания на промежуточные показатели сумм, сроков и ставок по кредиту, при том, что все остальные условия, влияющие на стоимость кредита указаны (часть 7, часть 7.1. статьи 5, части 2, 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»). Из них, по 6 делам приняты решения о нарушении, на 01.07.2008 г. в Арбитражный суд обжаловано 2 решения.

 

Сергей Юшкин отметил, что за отчётный период, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прекращено распространение рекламы с использованием непристойных образов, бранных слов и выражений. Если в прошлом году было установлено 25 фактов нарушений, то в отчётном периоде не установлено ни одного факта.

 

При проведении проверки соблюдения статьи 16 ФЗ «О рекламе» - соблюдение рекламораспространителями требования о сопровождении рекламы пометкой «реклама» или «на правах рекламы» установлено 92 факта нарушения в печатных средствах массовой информации, возбуждено 7 дел, материалы дел переданы для возбуждения административного производства.

 

В отчётном периоде арбитражным судом приняты окончательные решения в отношении рекламных вывесок «Глазовская водка» и «Сарапульская водка», размещаемых над входными группами магазинов. В 2007г., 2008 г. Управлением были возбуждены дела в отношении предприятий - ликёро-водочных заводов «Глазовский» и «Сарапульский» по факту размещения рекламы водки средствами стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений. Удмуртским УФАС России информация «Глазовская водка», «Сарапульская водка» была признана рекламой, вынесены решения о нарушении, выданы предписания о прекращении нарушения. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами Управления о том, что информация «САРАПУЛЬсКАЯ ВоДКа», «Глазовская водка» являются рекламой алкогольной продукции, нарушающей пункт 5) части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе». ООО «ТД «Глазовский» демонтировало 52 конструкции, размещённые над входными группами магазинов, которые содержали рекламу водки и изменило содержание, тем самым исполнило предписание Удмуртского УФАС России в полном объёме.

 

В отношении ОАО «Сарапульский ЛВЗ» по факту размещения в г. Ижевске конструкций «САРАПУЛЬсКАЯ ВоДКа» всего было возбуждено 10 дел, по которым приняты решения, выданы предписания о прекращении распространения рекламы водки, вынесены административные постановления о наложении штрафа. В январе 2008г. за неисполнение предписания на ОАО «Сарапульский ЛВЗ» был наложен штраф в размере 300.000 рублей. Постановление было обжаловано, судом первой и апелляционной инстанции в заявленных требованиях ОАО «Сарапульский ЛВЗ» было отказано. В настоящее время штраф уплачен, конструкции «САРАПУЛЬсКАЯ ВоДКа» демонтированы. «Таким образом, в Удмуртской Республике действиями Управления, сложилась практика, пресекающая распространение рекламы алкогольной продукции, под видом информации о деятельности предприятия, средствами стабильного территориального размещения»,- заявил Сергей Юшкин.

 

Заместитель руководителя Удмуртского УФАС России акцентировал внимание на наиболее частых нарушениях при размещении рекламы, когда:

- отсутствуют существенные условия, которые искажают смысл и вводят потребителей рекламы в заблуждение (часть 7 статьи 5) - 10 фактов;

            содержится указание стоимостных показателей в иностранной валюте (часть 7.1. статьи 5) – 5 фактов;

            в печатных средствах массовой информации отсутствует указание на рекламный характер материала (статья 16) – 92 факта;

            размещается реклама алкогольной продукции с нарушениями требований статьи 21 - 14 фактов;

            размещается реклама пива с нарушениями требований статьи 22 - 10 фактов;

            размещается реклама табака с нарушением требований статьи 23 - 4 факта;

            размещается реклама потребительского кредитования с нарушением требований статьи 28 - 12 фактов.

 

Во 2 полугодии 2008 года Управлением планируется проведение контрольных мероприятий по соблюдению законодательства о рекламе в части распространения наружной рекламы пива и напитков, изготовляемых на его основе, когда информация о торговой марке определённого пива, размещена на зонтах и крышах летних кафе (шатров). Администрациями муниципальных образований предоставлена информация о выданных разрешениях и дислокации летних кафе.

Данные проверки затронут такие вопросы, как наличие предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, при чём, площадь такого предупреждения должна быть не менее 10% от общей площади. Также, будет проверено соблюдение требования о расстоянии от объекта распространения рекламной информации – не ближе 100 метров от детских, образовательных, медицинских, физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений, и в помещениях ими занимаемых.

 

Особое внимание Сергей Юшкин уделил поправкам к Федеральному закону «О рекламе», которые вступают в действие с 01 июля 2008 года. Данные поправки относятся к статье 19, определяющей полномочия органов местного самоуправления в сфере выдачи разрешений на установку рекламных конструкций. Администрации муниципальных образований были проинформированы о внесении изменений с 01.07.2008г. в Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

 

По мнению заместителя руководителя Управления, на настоящий момент ситуация с оформлением разрешений на установку рекламных конструкций в г. Ижевске, оставляет желать лучшего.

 «Неоднократно, при рассмотрении дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, мы сталкиваемся с тем, что разрешение на установку рекламной конструкции у хозяйствующего субъекта отсутствует, так как документы находятся на рассмотрении в Администрации, и по большому счёту, данная конструкция считается самовольно установленной. В результате, бездействие органа местного самоуправления препятствует осуществлению деятельности Управления, так как, антимонопольный орган вправе обратиться, в случаях установленных законом, либо в суд с иском о признании разрешения недействительным, либо выдать органу местного самоуправления предписание об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции, но обратиться мы не можем, так как отсутствует факт выдачи разрешения. Управление не согласно мириться с таким положением дел. В случае установления фактов распространения рекламы посредством рекламных конструкций, при отсутствии соответствующего разрешения, материалы будут передаваться в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования» - отметил заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Юшкин Сергей Васильевич.