АО «Воткинский завод» «заплатил рублем» за заключенное антиконкурентное соглашение

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

АО «Воткинский завод» оплатил административный штраф в размере 6 283 481 рубль 25 коп. за нарушение статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Напомним, 19 июля 2019 г. Завод был привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 10  472 468 руб. 73 коп.
Поводом привлечения к ответственности послужило ранее принятое Управлением решение по делу № АА06-06/2017-298, которым АО «Воткинский завод», ООО «СтройХолдинг», ООО «СТОР», ООО «Воткинская строительная компания», ООО «АКН-групп» признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Антимонопольным органом было установлено, что указанные хозяйствующие субъекты заключили в декабре 2012 года формальное соглашение о сотрудничестве, в рамках которого на протяжении 5 лет заключали «прямые» договоры.  АО «Воткинский завод» в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года заключало договоры подряда на разработку проектной документации, строительство, реконструкцию и ремонтные работы на своих объектах с ООО «СтройХолдинг», ООО «СТОР», ООО «Воткинская строительная компания», ООО «АКН-групп» без проведения публичных процедур.
Учредителем АО «Воткинкий завод» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Завод входит в государственную корпорацию Роскосмос, соответственно Завод все свои закупочные процедуры с 1 января 2013 г. обязан был  осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Фактически каждый из заключенных договоров подряда представляет собой отдельную закупку работ (услуг), поскольку существенные условия выполнения работ: виды и объемы, сроки, место,  стоимость были согласованы сторонами именного в каждом конкретном договоре подряда, а не в соглашении о сотрудничестве. Таким образом, в отношении каждого заключенного сторонами договора подряда, Заказчиком должна была проводиться закупочная процедура, предусмотренная Положением о закупке АО «Воткинский завод» и Законом о закупках.
Вместе с тем, в нарушение положений Закона о закупках и Закона о защите конкуренции, с целью ухода от проведения конкурентных процедур по выбору подрядчиков и придания законности планируемым сделкам, между АО «Воткинский завод» и рядом хозяйствующих субъектов заключалисья «пустые» (не возможные к исполнению без доп. согласований существенных условий) соглашения о сотрудничестве.
За указанные действия Завод и четыре хозяйствующих субъекта были привлечены к административной ответственности.
Не согласившись с размером штрафа и фактом совершения правонарушения, Заказчик – АО «Воткинский завод» обратился в Арбитражный суд УР.
Решением Арбитражного суда УР от 15 мая 2020 г. размер административного штрафа был снижен до 6 283 481 рубль 25 коп., в связи с применением двух смягчающих обстоятельств (совершение правонарушения впервые и добровольное исполнение предписания контрольного органа).
Вместе с тем, 18 февраля 2020 г. Верховным Судом Российской Федерации была поставлена «точка» в деле об обжаловании АО «Воткинский завод» и тремя  участниками антиконкурентного соглашения  решения Удмуртского УФАС России по делу № АА06-06/2017-298. Верховный Суд поддержал позицию арбитражных судов трех инстанций и антимонопольного органа, указав на недопустимость подобных соглашений.