75 лет Памяти и Гордости за героизм, за мужество, за самопожертвование

   В канун 75-летия Великой Победы заместитель руководителя Удмуртского УФАС России Анголенко А.В. поделился воспоминаниями о своем деде Анголенко Григории Харитоновиче, родившимся в Харьковской области, с детства грезившим танками. Сразу после 9 класса Анголенко Г.Х. поступил в Харьковское танковое училище. Когда началась Великая Отечественная война объявили эвакуацию населения. Всех учащихся отправили в Кировскую область, куда также направили курсантов Киевского танкового училища.

   В суете эвакуации, вместе с отступающими войсками, его провожала мама с маленькой сестрой на руках. Учился Анголенко Г.Х. ускоренно и только на отлично, мечтая внести свой вклад в Победу. И вот, в начале 1944 года, сразу после выпуска, его пустили на фронт в составе 2-ой танковой армии 1-го Белорусского фронта под командованием маршала К.К. Рокоссовского.

   Двадцатилетний Анголенко Г.Х. жил и «горел» танками. Направленный в 164 танковую бригаду как техник-инженер он сразу начал проявлять себя. В самых тяжелых условиях, в самых жестоких танковых сражениях он, под градом пуль и взрывов снарядов, чинил подбитые танки возвращая их в бой.

   Такую самоотверженность не могло не заменить командование, летом 1944 года младший техник-лейтенант Анголенко Г.Х. был удостоен медалью «За отвагу». В архивных записях его подвиг описывается так : «Тов. Анголенко за период боевых наступательных действий на Варшавском направлении с 20.07 по 05.08 1944 года все время находился в боевых порядках танков. За этот период он лично эвакуировал с поля боя два подбитых танка. Кроме того, не считаясь ни с какими трудностями, отремонтировал непосредственно на поле боя 13 боевых машин. Благодаря чему, машины беспрерывно выполняли боевые задачи» ( ЦАМО Фонд 33 запись 686196. Ех 3022).

   В холодный и снежный январь 1945 года, когда все ресурсы страны были истощены войной и каждый танк был неимоверно важен, он ни разу не подвел своих товарищей. С железными инструментами в окоченевших руках, он снова и снова воскрешает наши танки и награждается Орденом Красной Звезды. «Тов. Анголенко в наступательных боях на западном направлении с 15.01 по 30.01.1945 г. работая в качестве техника танковой роты свою работу выполнял только отлично. Находясь все время с танками в боевых порядках аккуратно и энергично следя за матчастью, своевременно устранял все неисправности, благодаря чему отдельные машины, переработавшие свой срок еще стоят в строю. Тов.Анголенко, сам лично, отрегулировал и отремонтировал с помощью экипажей 8 боевых машин» (ЦАМО Фонд 33 запись 686196. Ех 3022).

   Анголенко Г.Х. участвовал в битвах за освобождение Ковеля на Украине, Варшавы, переправы через Вислу. Он прошел жестокие бои и, весной 45 года, в составе побеждающей армии, уже под командованием Г.К. Жукова, пошел на Берлин. Там, в возрасте 22 лет он представлен к награждению Орденом Отечественной войны 2-й степени. «В период боев на Берлинском направлении и в Окрестностях самого Берлина, с 15.04.1945г. тов. Анголенко находился все время с танками, своевременно следя и устраняя все неисправности. В ожесточенных боях тов. Анголенко проявлял отвагу и мужество, презирая смерть под сильным обстрелом противника эвакуировал с поля боя 3 подбитых танка т.34-85, чем самым спас эти танки и раненых экипажей. Кроме того, тов. Анголенко исполнял и другие поручения командования, которые способствовали успешному выполнению задач» (ЦАМО Фонд 33 запись 686196. Ех 3161).

   Берлин был взят, Победа, цена которой были бесчисленные смерти товарищей, достигнута. Товарищ Анголенко Г.Х. получает медаль «За взятие Берлина». Страшное позади.

   Но не только лишения воинской службы и страх сражений вспоминал Анголенко Г.Х., на фронте он нашел друзей на всю жизнь. Он вспоминал, что и в военное время было место радостям, шуткам и любви, например, уже в Берлине он случайно встретил своего дядю- младшего брата мамы, и по послевоенному Берлину поехал к нему на танке, отмечать первый мирный новый 1945 год.

   Вернувшись домой Анголенко Г.Х. решает продолжить военную службу. Всю свою долгую жизнь он оставался кадровым военным, таким же энергичным и полным самоотдачи, как и во время войны. Два года Анголенко Г.Х. повышал квалификацию в Казанской высшей офицерской технической бронетанковой школе. Выполняя военные миссии в Монголии, Германии, Кубе и на Родине, он вышел на пенсию в звании полковника и заслужил множество наград, но фронтовыми медалями, такими неброскими на фоне остальных орденов, он всегда гордился больше всего.