Антиконкурентное соглашение в АО «Воткинский завод»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Удмуртским УФАС России получено постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу А71-21680/2018, которым АО «Воткинский завод», ООО «СтройХолдинг», ООО «СТОР» отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения Арбитражного суда УР, а также решения антимонопольного органа.

Напомним, в сентябре 2018 г. Удмуртским УФАС России было принято решение по делу № АА06-06/2017-298, которым АО «Воткинский завод», ООО «СтройХолдинг», ООО «СТОР», ООО «Воткинская строительная компания», ООО «АКН-групп» признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Антимонопольным органом было установлено, что указанные хозяйствующие субъекты заключили в декабре 2012 года формальное соглашение о сотрудничестве, в рамках которого на протяжении 5 лет заключали «прямые» договоры.АО «Воткинский завод» в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года заключало договоры подряда на разработку проектной документации, строительство, реконструкцию и ремонтные работы на своих объектах с ООО «СтройХолдинг», ООО «СТОР», ООО «Воткинская строительная компания», ООО «АКН-групп»:

— с ООО «СтройХолдинг» 36 договоров подряда на общую сумму на сумму 290 976 625,98 рублей;

— с ООО «ВСК» 26 договоров подряда на общую сумму 272 931 368,90 рублей;

— с ООО «АКН-групп» 52 договора подряда на общую сумму 440 911 407,42 рублей;

— с ООО «СТОР» 35 договоров подряда на общую сумму 485 706 108,08 рублей.

Учредителем АО «Воткинкий завод» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Завод входит в государственную корпорацию Роскосмос, соответственно Завод все свои закупочные процедуры с 1 января 2013 г. обязан был  осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Фактически каждый из заключенных договоров подряда представляет собой отдельную закупку работ (услуг), поскольку существенные условия выполнения работ: виды и объемы, сроки, место,стоимость были согласованы сторонами именного в каждом конкретном договоре подряда, а не в соглашении о сотрудничестве. Таким образом, в отношении каждого заключенного сторонами договора подряда, Заказчиком должна была проводиться закупочная процедура, предусмотренная Положением о закупке АО «Воткинский завод» и Закона о закупках.

Вместе с тем, в нарушение положений Закона о закупках и Закона о защите конкуренции, с целью ухода от проведения конкурентных процедур по выбору подрядчиков и придания законности планируемым сделкам, между АО «Воткинский завод» и рядом хозяйствующих субъектов заключались не возможные к исполнению без доп. согласований существенных условий соглашения о сотрудничестве.

АО «Воткинский завод», ООО «СтройХолдинг», ООО «СТОР», ООО «Воткинская строительная компания», ООО «АКН-групп» были выданы предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Заказчик – АО «Воткинский завод» и 3 участника соглашения не согласились с принятым антимонопольным органом решением и обжаловали в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Арбитражный суд Удмуртской Республики оставил в силе решение антимонопольного органа. Не согласившись с данным решением суда участники соглашения обжаловали его в апелляционную инстанцию.

08 августа 2019 г. Семнадцатым арбитражным апелляционным судом решение Арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.