АО «Ижавиа» не доказало обоснованность установления платы, удерживаемой с граждан при возврате и обмене авиабилетов

13.11.2018 года Удмуртским УФАС России изготовлено решение о признании АО «Ижавиа» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Нарушение выразилось в навязывании гражданам невыгодных условий договора перевозки путем установления платы, удерживаемой с Пассажиров при возврате и обмене авиабилетов, целью которой является не покрытие фактических расходов Перевозчика, перечень которых определен в Правилах, установленных приказом Миндортранса РФ №155 от 25.09.2008 (далее – Правила), а увеличение доходов Общества.

В рамках дела Комиссией установлено, что АО «Ижавиа», злоупотребляя своим доминирующем положением на рынке авиапассажирских перевозок, формирует плату, удерживаемую с граждан в зависимости от конкурентной среды и спроса потребителей услуг, колеблющегося с учетом принципа сезонности, изменение платы происходит с целью маркетингового хода Общества при тех обстоятельствах, что использование данного инструмента возможно только в условиях рыночных отношений, вместе с тем, в рамках договора перевозки, потребителю оказывается услуга не по  обмену и возврату билета, а по осуществлению воздушной перевозки.

Несмотря на то, что перечень расходов, на основании которых должна формироваться плата, удерживаемая с Пассажиров при обмене и возврате билетов, является закрытым (определен в пункте 10.1 Правил), АО «Ижавиа» в нарушение требований пункта 10.1 Правил формирует плату с учетом показателей не подпадающих под его фактические расходы.

Одним из показателей включаемым в плату является «Упущенная выгода», определение которой дается в статье 15 ГК РФ, постановлении Верховного суда РФ от 23.06.2015 №25, разъяснениях ФАС России от 11.10.2017 №11, утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 11.10.2017 №20, которая представляет собой нарушение прав лица, у которого в следствии такого нарушения возникают убытки. Вместе с тем, возврат авиабилета, либо изменение условий договора перевозки, не является нарушением прав Перевозчика – АО «Ижавиа», а является правом Потребителя (Пассажира), закреплённым в статье 108 ВК РФ, пунктах 93, 109, 111 Правил, следовательно, такой показатель как упущенная выгода не может выступать прямыми затратами Общества и учитываться при формировании платы, удерживаемой с Пассажиров.

В целях установления обоснованной платы соразмерной фактическим расходам Общества, АО «Ижавиа» выдано предписание, срок исполнения которого составляет один месяц со дня его получения.

Необходимо напомнить, что поводом к возбуждению дела, явилось неисполнение Обществом предупреждения, выданного – 07.11.2017 года, действие которого было направлено на установление платы соразмерной фактическим затратам Общества. Правомерность и исполнимость выданного предупреждения была подтверждена Арбитражными судами первой и апелляционной инстанции (дело №А71-22155/2017).