АО «Ижавиа» выдано предупреждение о недопустимости злоупотребления доминирующим положением

В августе 2017 года в Удмуртское УФАС России поступило заявление гражданина на незаконные действия АО «Ижавиа» по установлению необоснованно высокой стоимости возврата авиабилетов.

По результатам рассмотрения заявления, факт необоснованного установления платы, удерживаемой с Потребителей услуг регулярных пассажирских перевозок на воздушном судне в случае возврата и обмена билета был подтвержден.

Установлено, что в период с 2016 года по 2017 год плата, удерживаемая Обществом при возврате и обмене билета, неоднократно увеличивалась от 600 рублей до 2500 рублей и доходила до 40 % от стоимости приобретённого билета, в зависимости от его цены.

Изменение платы в сторону уменьшения произошло только в период появления на рынке оказания услуг пассажирских перевозок по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» хозяйствующего субъекта, ранее не осуществлявшего пассажирские перевозки с г. Ижевска, АО «Саратовские авиалинии», условия перевозки которого являются более выгодными для Потребителей данной услуги.

В рамках рассмотрения заявления Удмуртским УФАС России был проведен анализ рынка по маршрутам «Ижевск – Москва – Ижевск»; «Ижевск – Краснодар – Ижевск»; «Ижевск – Санкт – Петербург – Ижевск»; «Ижевск – Симферополь – Ижевск»; «Ижевск – Сочи – Ижевск»; «Ижевск – Анапа – Ижевск», по результатам проведения которых, на данных рынках установлено доминирующее положение АО «Ижавиа» по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» с долей в 87,4% и с долей 100% по остальным маршрутам.

Действующим законодательством, устанавливающим правила формирования и применения тарифов на регулярных воздушных перевозках, предусмотрено, что в случае возврата и обмена билетов, Пассажиру возвращается провозная плата за вычетом фактических расходов Перевозчика, понесенных при осуществлении обязательств по договору воздушной перевозки.

АО «Ижавиа» не представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности действий Общества по увеличению суммы сборов, удерживаемых с потребителей более чем в 4 раза.

Из письменных пояснений АО «Ижавиа» следует, что Обществом не ведется учет затрат (расходов) на осуществление операций по возврату и обмену билетов, плата за осуществление которых удерживается с Потребителей, кроме того, Обществом не ведется учет количества возвращенных билетов и билетов, в которых изменялись условия перевозки, как в количественном, так и в стоимостном выражении.

Данные обстоятельства, свидетельствуют о том, что АО «Ижавиа» установило плату, удерживаемую с Потребителей в случае возврата и обмена билетов необоснованно, без учета фактических затрат, понесённых Обществом, в связи с чем, злоупотребляя своим доминирующим положением, АО «Ижавиа» устанавливает условия договора воздушной перевозки, заведомо невыгодные для Потребителей.

В целях устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства, АО «Ижавиа» выдано предупреждение, в рамках исполнения которого Обществу необходимо установить плату, удерживаемую с Потребителей в случае возврата билетов, а также в случае изменения условий договора перевозки соразмерную фактическим затратам, понесенным Обществом, а также необходимо уведомлять Удмуртское УФАС России, в течение 2 лет со дня выдачи предупреждения, в случае изменения условий применения тарифов.