Суд апелляционной инстанции подтвердил законность решения Удмуртского УФАС России о признании ненадлежащей рекламы ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота-М» о замене с 01.01.2011г. полисов ОМС на бессрочные общероссийского образца

25 января 2012 года в адрес Удмуртского УФАС России поступило постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, который подтвердил законность решения Удмуртского УФАС России о признании ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота-М» нарушившим Закон «О рекламе» при распространении на оборотной стороне счетов-извещений рекламы о замене с 01.01.2011г. полисов ОМС на бессрочные общероссийского образца.

Дело в отношении ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота-М» было возбуждено по заявлению филиала ООО «РГС-Медицина» - «Росгосстрах-Удмуртия-Медицина», по мнению которого, в рекламном сообщении, сообщающем о том, что с 1 января 2011 года полисы обязательного медицинского страхования подлежат обмену на бессрочные общероссийского образца, распространенном на оборотной стороне счетов-извещений (квитанций), отсутствует существенная информация о действительности всех ранее выданных страховых полисов ОМС, что вводит в заблуждение потребителей рекламы и создает у них ложное впечатление о необходимости замены полисов ОМС в ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота-М» с 01.01.2011г., независимо от выданных ранее полисов других СМО.

01 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие с осуществлением обязательного медицинского страхования.

Частью 1 статьи 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определено, что лица, застрахованные по обязательному медицинскому страхованию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. до 01.01.2011г., обладают правами застрахованных лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 51 данного Закона полисы ОМС, выданные лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, являются действующими до замены их на полисы ОМС единого образца в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, выданные до вступления в силу ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» полисы ОМС, продолжают действовать на всей территории Российской Федерации, граждане, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования, обладают теми же правами, что и владельцы новых полисов.

Законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено право потребителя на выбор или замену страховой медицинской организации путем подачи заявления о выборе (замене) данной организации. Более того, застрахованные лица имеют право не менять застраховавшую его ранее страховую медицинскую организацию, то есть не подавать заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации, а использовать имеющийся полис ОМС до замены его на полис единого образца в застраховавшей его ранее страховой медицинской организации.

Таким образом, граждане (застрахованные лица) вправе не подавать заявление о выборе или замене страховой медицинской организации и получить действующий полис ОМС в той страховой медицинской организации, в которой он был застрахован ранее.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламном сообщении ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота-М» содержится информация о том, что с 01.01.2011г. полисы обязательного медицинского страхования (ОМС) подлежат обмену на бессрочные общероссийского образца. При этом, в указанной рекламе отсутствует существенная информация о том, что полисы ОМС, выданные лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию до дня вступления в силу Федерального закона от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», т.е. до 01.01.2011г., являются действующими до замены их на полисы ОМС единого образца.

Отсутствие указанной информации вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку создает ложное впечатление о необходимости замены полисов ОМС в ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота - М» филиал «Удмуртский» с 1 января 2011 года, независимо от выданных ранее полисов другими страховыми медицинскими организациями.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России признала данную рекламу ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота - М» признано рекламодателем ненадлежащей рекламы.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота - М» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании данного решения незаконным. Однако, суд отказал заявителю в удовлетворении требований и признал решение Удмуртского УФАС России законным в полном объеме.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции, подтвердив, тем самым, законность выводов Удмуртского УФАС России