В Удмуртском УФАС России обсудили проблемы организации автомобильных пассажирских перевозок в Удмуртской Республике

Сфера деятельности: Транспорт и связь

14 декабря 2011 года в Удмуртском УФАС России состоялось очередное заседание Общественно-консультативного Совета, посвященного вопросам конкуренции на рынке перевозок автомобильным пассажирским транспортом.

Открывая заседание Совета, руководитель Удмуртского УФАС России Михаил Маренников, являющийся сопредседателем Совета, отметил, что не случайно на обсуждение Совета вынесен именно этот вопрос. За последние годы Управлением рассмотрено более 20 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства при организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории республики. По результатам их рассмотрения было возбуждено 13 дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Специалистами ведомства отмечается, что основными нарушениями являются утверждение конкурсных документаций, содержащих такие критерии допуска к участию в торгах, как нарушение правил дорожного движения, отсутствие у перевозчиков согласованного расписания движения транспортных средств с ОАО «Автовокзалы Удмуртии», осуществление регулярных перевозок пассажиров без заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом, утвержденного в установленном порядке  паспорта маршрута, маршрутных карт. 

По мнению Удмуртского УФАС России, формированию здоровой конкуренции на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Удмуртской Республики препятствуют:

  1. Отсутствие законодательного регулирования рынка пассажирских перевозок на территории Российской Федерации, что ведет к различиям правоприменения, а также формированию различной судебной практики;
  2. Отсутствие разработанной методики проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок;
  3. Осуществление предпринимательской деятельности перевозчиками, не участвовавшими в конкурсе, а равно не победившими в нем, на маршрутах, выставленных на конкурс (признаки недобросовестной конкуренции);
  4. Отсутствие единообразного подхода при оценке и сопоставлении заявок участников торгов;
  5. Включение в состав одного лота различных маршрутов, технологически и функционально не связанных между собой;
  6. Проведение конкурсов и выставление на них маршрутов, по которым уже осуществляются пассажирские перевозки несколькими хозяйствующими субъектами, что приводит к монополизации рынка на отдельном маршруте победителем конкурса;
  7. Исключение индивидуальных предпринимателей из числа хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий из бюджета субъекта РФ;
  8. Неразвитость инфраструктуры рынка пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Удмуртской Республики.

На заседании Удмуртским УФАС России было предложено заинтересованным ведомствам, отвечающим за организацию пассажирских перевозок на территории Удмуртской Республики:

- разработать единые методические рекомендации по организации и проведению конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок на территории Удмуртской Республики,

- разработать единые методические рекомендации для членов конкурсных комиссий по оценке и сопоставлению заявок претендентов на участие в конкурсах на право осуществления пассажирских перевозок на территории Удмуртской Республики;

- решить вопрос о строительстве новых автостанций и автовокзалов на территории муниципального образования «город Ижевск» (в северной и восточной частях города), в том числе, с привлечением денежных средств частных инвесторов – автоперевозчиков.

По итогам заседания Совета было решено:

- рекомендовать заинтересованным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Удмуртской Республики, обратиться в органы местного самоуправления Удмуртской Республики, в том числе в Администрацию муниципального образования «город Ижевск», за предоставлением земельных участков для целей, связанных со строительством и размещением автовокзалов и автостанций, с информированием Удмуртского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» и Удмуртского УФАС России о стадиях и результатах рассмотрения заявлений органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления Удмуртской Республики.

- рекомендовать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики разместить проект конкурсной документации к конкурсу на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике на официальном сайте министерства в сети «Интернет», предложить заинтересованным лицам проанализировать проект конкурсной документации к конкурсу на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике и направить свои замечания и предложения на проект конкурсной документации в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики в срок до 23 декабря 2011 года.

- предложить Удмуртскому УФАС России, с целью контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, рассмотреть поступившую от ООО «Форсаж» информацию о проекте договора №39 от 15.11.2011г., планируемого к заключению между открытым акционерным обществом «Автовокзалы Удмуртии» (далее – ОАО «Автовокзалы Удмуртии») и обществом с ограниченной ответственностью «Форсаж» (далее - ООО «Форсаж»), направить ОАО «Автовокзалы Удмуртии» запрос о предоставлении информации: финансово-экономического обоснования установления размера вознаграждения, уплачиваемого ООО «Форсаж» обществу ОАО «Автовокзалы Удмуртии» за оказанные услуги по договору; установлении ОАО «Автовокзалы Удмуртии» срока расчета за оказанные услуги с ООО «Форсаж» 50 дней; о наличии (отсутствии) возможности у ООО «Форсаж» (в случае необходимости) расторжения данного договора; о всех сделках, произведенных с участием ОАО «Автовокзалы Удмуртии» в период с 01.01.2009г. по 22.12.2011г., в соответствии со ст. 27-30 ФЗ «О защите конкуренции» (с приложением соответствующих документов, подтверждающих осуществление данных сделок (копии договоров, акты приема-передачи и т.д.).

С протоколом заседания Совета можно ознакомиться на сайте Удмуртского УФАС России (www.udmurtia.fas.gov.ru в разделе «Общественные Советы»).