Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом в географических границах пролегания маршрута Ижевск-Воткинск (№501) за 2 полугодие 2014 г. – 1 полугодие 2015 г.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды рынке услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом в географических границах пролегания маршрута Ижевск-Воткинск (№501) за 2 полугодие 2014г. – 1 полугодие 2015г. (далее – Анализ) проведены в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок).

Цель Анализа – установление долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом.

Предметом рассмотрения данного исследования является рынок услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом, его продуктовые и географические границы, состав хозяйствующих субъектов, доли хозяйствующих субъектов на рынке.

Для оценки состояния конкурентной среды на исследуемом рынке проведена аналитическая работа по определению:

  1. временного периода исследования товарного рынка;
  2. продуктовых границ товарного рынка;
  3. географических границ товарного рынка;
  4. состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
  5. объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов;
  6. уровня концентрации товарного рынка;
  7. определение барьеров входа на товарный рынок;
  8. состояния конкурентной среды на товарном рынке.

При исследовании данного рынка были использованы сведения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, информация от хозяйствующих субъектов – участников рынка, данные собственных исследований УФАС России.

 

1.Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Согласно п. 2.1 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Также при определении временного интервала учитывалась цель проведения анализа рынка, достаточность и наличие информации на момент исследования рынка.

При определении временного периода учтено, что рынок услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом не подвержен сезонным изменениям спроса и предложения, т.е. является по указанным параметрам стабильным в течение года.

Настоящий анализ рынка проведен Удмуртским УФАС России во исполнение приказа ФАС России от 23.04.2015г. №290/15.

Исследование товарного рынка проводится за период: 2 полугодие 2014г. – 1 полугодие 2015г., поскольку необходимо определить состояние товарного рынка и изменение долей хозяйствующих субъектов за последние отчетные периоды.

 

2. Определение продуктовых границ рынка

 

В соответствии с п. 3.1 Порядка, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность по оказанию услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом. При этом продуктовые границы определены на основе общероссийских классификаторов продукции, работ и услуг, видов экономической деятельности; условий договоров, заключаемых хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги; нормативных актов, регулирующих данную деятельность.

 

Определение продуктовых границ рынка на основе анализа нормативных актов, регулирующих деятельность

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ), транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

В соответствии с частью 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Согласно части 1 статьи 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Согласно ст.4 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон №259-ФЗ), перевозки пассажиров осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.

Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Для выполнения городских, пригородных, междугородных и межреспубликанских перевозок пассажиров организуются соответственно городские, пригородные, междугородные и межреспубликанские автобусные маршруты.

В соответствии с Законом №259-ФЗ, маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (№001МР/СЭ), автотранспортное средство - устройство, приводимое в движение двигателем и предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Снаряженная масса определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т.п.) автотранспортного средства, но без груза или пассажиров, водителя или другого обслуживающего персонала и их багажа. Автотранспортные средства подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. В состав пассажирских автотранспортных средств входят легковые автомобили и автобусы.

В соответствии с ГОСТ 32565-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия, наземный транспорт: транспорт, включающий в себя следующие виды: грузовой и пассажирский автотранспорт (легковые и грузовые автомобили, автобусы), железнодорожный транспорт (электровозы, тепловозы, пассажирские вагоны поездов дальнего следования, вагоны электричек), городской пассажирский транспорт (трамваи, троллейбусы, вагоны метрополитена), сельскохозяйственный (тракторы, комбайны и т.д.), строительно-дорожные машины (бульдозеры, грейдеры, скреперы и т.д.).

Анализ законодательных и нормативных актов позволяет сделать вывод, что услуга перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом относится к самостоятельному виду услуг.

На основании анализа действующего законодательства продуктовые границы определены как услуга перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом.

 

Определение продуктовых границ рынка на основе общероссийских классификаторов

Транспортное обслуживание пригородного населения относится к сфере услуг. Согласно общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) услугам пассажирского транспорта соответствует код 021000 контрольное число 7.

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) деятельности сухопутного транспорта соответствует код 60; междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, соответствует код 60.21.13.

Таким образом, общероссийский классификатор видов экономической деятельности предусматривает самостоятельный вид деятельности – междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию.

 

Определение продуктовых границ на основании заключенных договоров

В соответствии со ст.7 Закона УР от 15.10.2008 №38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике», регулярные перевозки осуществляются на основании выданной маршрутной карты и в соответствии с договором об организации регулярных перевозок, заключаемым уполномоченным органом с перевозчиком.

Договор об организации регулярных перевозок заключается на конкурсной основе сроком на восемь лет и продлению не подлежит.

Таким образом, для осуществления перевозок пассажиров (багажа) по городскому, пригородному, междугородному, международному маршруту, перевозчику необходимо заключить с договор об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом с уполномоченным органом.

В соответствии с п.1 (предмет договора) приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 10.12.2013г. №479/01-05 «Об утверждении типовой формы договора об организации регулярных перевозок», в целях удовлетворения потребностей населения Удмуртской Республики в перевозках пассажиров и багажа организатор (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики) поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по осуществлению регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок №____ сообщением_____________ по расписанию отправления (прибытия) автомобильного пассажирского транспорта согласно расписанию отправления (прибытия), автомобильным пассажирским транспортом согласно Приложению № 2 к договору и тарифам, не превышающим предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров и багажа, утвержденные действующим постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики).

Учитывая, что данный договор является типовым при организации перевозок пассажиров (и багажа), следует сделать вывод, что рынок услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным автомобильным транспортом представляет собой отдельный рынок товаров.

 

Определение продуктовых границ на основании взаимозаменяемых товаров

Согласно мнению хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, услуга перевозок пассажиров (и багажа) автомобильным транспортом может быть заменена на услуги такси, услуги перевозки железнодорожным транспортом.

Услуги такси не могут являться взаимозаменяемыми с услугами перевозок пассажиров (и багажа) автомобильным транспортом, по следующим причинам:

1) такси осуществляют перевозку не по маршруту, а произвольно.

2) стоимость услуг такси в несколько раз превышает стоимость поездки в общественном транспорте. Так стоимость поездки в общественном городском транспорте составляет 17 рублей, в общественном пригородном и междугороднем транспорте – от 17 до 614 рублей в зависимости от расстояния.

Так, маршрут Ижевск – Воткинск составляет 58км, а предельная стоимость проезда на расстояние от 56,4км до 58,4км, в соответствии с постановлением региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики №2/2 от 03.02.2014г., составляет 149 руб. При этом стоимость такси в пригородном и междугороднем сообщении составляет в среднем 15 руб. за 1км пути (без учета стоимости посадки), что составит 870 руб.

3) отсутствует расписание и график движения такси.

4) по вместительности, такси максимально могут перевезти 4 человека за рейс, тогда как вместительность автобуса минимум 8 человек.

5) в такси отсутствуют льготы по оплате для различных социальных групп населения (школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды и др.).

6) по скорости передвижения и остановкам: такси осуществляет посадку и высадку пассажиров вне остановок по желанию пассажира, скорость передвижения такси выше, чем общественного транспорта. Общественный транспорт осуществляет свое движение строго по установленным маршрутам по определенным остановкам.

Исходя из перечисленных факторов, для большей части населения пользующихся услугами автобусного сообщения, услуги такси не являются равнодоступными услугами по сравнению с маршрутными перевозками общественным транспортом.

Для определения взаимозаменяемости перевозок пассажиров (и багажа) автомобильным транспортом услугами перевозок пассажиров (и багажа) железнодорожным транспортом необходимо изучить маршрут и регулярность движения, продолжительность пути, стоимость проезда.

Маршрут движения железнодорожного транспорта следующий: г.Ижевск – д.Позимь – о.п.45км – о.п.50км – д.Вожой – о.п.58км – о.п.61км – д.Июль – о.п70км – д.Болгуры – о.п.78км – д.Кварса – о.п.95км – г.Воткинск.

Маршрут движения автомобильного транспорта следующий: г.Ижевск – Ижевское КДП – с.Гольянское – с.Июльское – д.Верхнепозимь – д.Красная горка – д.Болгуры – д.Кукуи – д.Гришанки – Воткинское КДП – г.Воткинск.

Таким образом, разница в построении маршрута движения указывает, что взаимозаменяемость услуг перевозок пассажиров (и багажа) автомобильного транспорта услугами перевозок пассажиров (и багажа) железнодорожного транспорта по критерию маршрута движения отсутствует.

Длительность пути автомобильного транспорта по маршруту Ижевск-Воткинск составляет от 1 часа 5 минут до 1 часа 25 минут.

Длительность пути железнодорожного транспорта по маршруту Ижевск-Воткинск составляет 1 час 44 минуты.

Отношение длительности пребывания пассажиров в пути между автомобильным и железнодорожным транспортом составляет от 21,83% до 60,15%, что также указывает на невозможность заменить услуги перевозок пассажиров (и багажа) автомобильным транспортом услугами перевозок пассажиров (и багажа) железнодорожным транспортом.

Регулярность отправлений железнодорожного транспорта следующая: ежедневно, 2 раза в день.

Регулярность отправлений автомобильного транспорта следующая: ежедневно, каждые 30-40 минут.

Учитывая, что оба вида транспорта осуществляют перевозку пассажиров (и багажа) ежедневно, следует сделать вывод о взаимозаменяемости услуг перевозок пассажиров (и багажа) автомобильного транспорта услугами перевозок пассажиров (и багажа) железнодорожного транспорта по критерию регулярности отправлений, однако при этом услуги перевозок пассажиров (и багажа) автомобильным транспортом являются более предпочтительными, в связи с большим выбором времени отправления.

Стоимость проезда железнодорожным транспортом по маршруту Ижевск-Воткинск составляет 162 руб.

Стоимость проезда автомобильным транспортом по маршруту Ижевск-Воткинск составляет 138 руб. для транспортных средств категории М3, и 149 руб. для транспортных средств категории М2 и М3 (с мягкими откидными сиденьями). Таким образом, средняя стоимость проезда автомобильным транспортом составляет 143,5 руб.

Разница между стоимостью проезда на автомобильном и на железнодорожном транспорте по маршруту Ижевск-Воткинск составляет 12,89%.

В соответствии с п.4.4 Порядка, если в связи с приобретением товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), приобретатель несет значительные издержки, превышающие, как правило, 10 процентов от средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.

По критерию стоимости проезда, услуги перевозок пассажиров (и багажа) автомобильным транспортом услугами перевозок пассажиров (и багажа) железнодорожным транспортом не могут являться взаимозаменяемыми.

Таким образом, рынок услуг перевозок пассажиров (и багажа) по маршруту Ижевск-Воткинск наземным автомобильным транспортом представляет собой отдельный вид товара, и как услуга не имеет заменителей.

 

Учитывая изложенное, а также информацию о проведении анализа рынка, указанную в методических рекомендациях к приказу ФАС России от 23.04.2015г., продуктовые границы определены как услуга перевозок пассажиров (и багажа) по маршруту Ижевск-Воткинск наземным автомобильным транспортом.

 

3. Географические границы рынка

 

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно определенные географические границы рассматриваемого товарного рынка определены маршрутом пассажирского автомобильного транспорта №501 Ижевск-Воткинск.

Условия обращения товара содержат в себе ограничение, что покупку проездного билета на рассматриваемый маршрут возможно осуществить только в г.Ижевске и в г.Воткинске. Кроме того, само по себе оказание услуги перевозок пассажиров (и багажа) возможна лишь из одного населенного пункта в другой, и ограничивается путем пролегания маршрута.

Таким образом, определение территории, входящей в географические границы стоит определить как территория пролегания маршрута Ижевск-Воткинск (№501).

В соответствии с п.4.2 Порядка, определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

В соответствии с методическими рекомендациями к приказу ФАС России от 23.04.2015г. №290/15, Удмуртскому УФАС России надлежит рассмотреть маршрут, на котором при наличии большого пассажиропотока действуют несколько перевозчиков (более двух).

Согласно реестру пригородных и междугородных автобусных маршрутов межмуниципального сообщения на территории Удмуртской Республики, размещенному на сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, наибольшее количество перевозчиков осуществляют деятельность на маршруте Ижевск-Воткинск (5 шт.), на остальных маршрутах действуют от одного до трех перевозчиков.

Таким образом, географические границы рынка определены территорией пролегания маршрута Ижевск-Воткинск (№501).

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

 

Потребителями услуги перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом являются физические лица – пассажиры, которым необходимо осуществить передвижение в пределах маршрута Ижевск-Воткинск.

В соответствии с п.13 ст.2 Закона №259-ФЗ, перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Для определения перечня хозяйствующих субъектов, обеспечивающих перевозки по маршруту Ижевск-Воткинск, был использован реестр пригородных и междугородных автобусных маршрутов межмуниципального сообщения на территории Удмуртской Республики, размещенный на сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.

На основании предоставленной информации установлено, что на территории Удмуртской Республики деятельность по перевозкам пассажиров (и багажа) наземным транспортом осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

  1. ООО «ЭкспрессАвто» (УР, г. Ижевск, ул. Красноармейска, 134);
  2. ОАО «Удмуртавтотранс» (УР, г. Ижевск, ул. Ленина, 46);
  3. ООО «ИПОПАТ-ЮГ» (УР, г. Ижевск, ул. Буммашевская, 5);
  4. ООО «ИПОПАТ-СЕВЕР» (УР, г. Ижевск, ул. Буммашевская, 5);
  5. ИП <…> (УР, г.Воткинск, ул.1-е мая, 155-61).

 

Для получения полной информации о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом, была получена и проанализирована информация о принадлежности к группе лиц, данных хозяйствующих субъектов в соответствии с приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц».

В результате проведения анализа была определена следующая группа лиц, действующая на рынке услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом, в границах территории пролегания маршрута Ижевск-Воткинск:

  1. ООО «ЭкспрессАвто» и ООО «ИПОПАТ-Север».

 

5. Определение объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Оценка объема товарных рынков осуществляется на основании объема продаж (поставок) на рассматриваемых товарных рынках в натуральном выражении (количество перевезенных пассажиров (и багажа) по маршруту Ижевск-Воткинск).

Количественной характеристикой объема рынка перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом, в границах территории пролегания маршрута Ижевск-Воткинск (Vm) является объем перевезенных пассажиров (и багажа) (шт.).

Доля хозяйствующего субъекта – исполнителя на рассматриваемом товарном рынке (Di) определяется как отношение количества перевезенных пассажиров (и багажа) по маршруту Ижевск-Воткинск одним хозяйствующим субъектом, к общему количеству перевезенных пассажиров (и багажа) по маршруту Ижевск-Воткинск всеми хозяйствующими субъектами (Di= Vi / Vm).

Учитывая, что географическими границами рынка услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом является территория пролегания маршрута Ижевск-Воткинск, то общий объем рынка будет составлять сумму перевезенных пассажиров (и багажа) всеми хозяйствующими субъектами, действующими на данном рынке.

 

Таблица 1

Распределение долей рынка между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом в географических границах пролегания маршрута Ижевск-Воткинск

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Перевезено пассажиров (и багажа), шт.

Доля рынка,%

2 полугодие 2014 года

1 полугодие 2015 года

Всего

Всего по группе лиц

ОАО «Удмуртавтотранс»

<…>

<…>

<…>

<…>

31,11

ООО «ЭкспрессАвто»

<…>

<…>

<…>

<…>

53,36

ООО «ИПОПАТ-Север»

<…>

<…>

<…>

ООО «ИПОПАТ-Юг»

<…>

<…>

<…>

<…>

15,53

Всего

<…>

<…>

<…>

<…>

100

 

В географических границах территории пролегания маршрута Ижевск-Воткинск, долю более 50% на рынке услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом в период со второго полугодия 2014г. по первое полугодие 2015г. занимала группа лиц ООО «ЭкспрессАвто» и ООО «ИПОПАТ-Север». Небольшое количество хозяйствующих субъектов и доля рынка группы лиц ООО «ЭкспрессАвто» и ООО «ИПОПАТ-Север» свидетельствует о не развитой конкуренции. При этом в первом полугодии 2015 года отмечается рост количества перевезенных пассажиров (и багажа) ОАО «Удмуртавтотранс» и снижение количества перевезенных пассажиров (и багажа) группой лиц ООО «ЭкспрессАвто» и ООО «ИПОПАТ-Север», что свидетельствует о развитии конкуренции на данном рынке.

Вместе с тем, информация по запросу Удмуртского УФАС России в адрес ИП <…>, предоставлена не была, в связи с этим доли рынка хозяйствующих субъектов на рынке услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом были определены без учета количества перевезенных пассажиров (и багажа) ИП <…>.

 

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

1) Коэффициент рыночной концентрации (СR) – определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Как правило, для расчета коэффициента рыночной концентрации рассчитывают коэффициент концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-3.

2) Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

При исследовании рынка перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом в географических границах пролегания маршрута Ижевск-Воткинск определены коэффициенты рыночной концентрации трех крупнейших субъектов.

Таблица 2

Уровень концентрации рынка перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом в географических границах пролегания маршрута Ижевск-Воткинск

 

 

2 полугодие 2014года

1 полугодие 2015года

Весь период

CR3

100

100

100

HHI

4188,20

3963,07

4056,03

 

Рынок услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным автомобильным транспортом в географических границах пролегания маршрута Ижевск-Воткинск является высококонцентрированным, при этом незначительное снижение уровня индекса Герфиндаля-Гиршмана в 1 полугодии 2015 года свидетельствует о предпосылках к развитию конкуренции.

 

7. Определение барьеров входа на рынок

 

Барьерами входа на рынок являются факторы, затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало осуществления деятельности на товарном рынке.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров (и багажа) наземным транспортом в географических границах пролегания маршрута Ижевск-Воткинск указали на следующие барьеры для входа на рынок:

 

Таблица 3

Барьеры для входа на рынок перевозок пассажиров (и багажа) наземным автомобильным транспортом

Наименование барьера

Процент опрошенных,%

экономические барьеры

1

Значительные капиталовложения

75%

2

Сроки окупаемости капитальных вложений

75%

3

Отсутствие эффективной поддержки отрасли

25%

административные барьеры

4

Ограничения в виде законодательных актов, определяющих налоговую политику

75%

5

Ограничения в виде законодательных актов, определяющих экономическую политику

75%

6

Ограничения в предоставлении долгосрочных кредитов

75%

7

Предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам

50%

8

Решения органов власти в сфере перевозок

75%

9

Технические стандарты и стандарты качества

75%

организационные барьеры

10

Емкость товарного рынка, с учетом высокой степени насыщенности рынка и имеющегося уровня платежеспособного спроса

100%

    

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на рынке

 

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, позволил определить рыночную структуру изучаемого рынка и степень развития конкуренции на данном рынке.

Проведенный анализ показателей, характеризующий рынок услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным автомобильным транспортом в географических границах пролегания маршрута Ижевск-Воткинск, показал, что данный рынок является высококонцентрированным. Оценка состояния конкурентной среды – не развитая конкуренция.

Доминирующее положение на рассматриваемом рынке занимает группа лиц ООО «ЭкспрессАвто» и ООО «ИПОПАТ-Север».

Вместе с тем, все хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по перевозке пассажиров (и багажа) наземным транспортом в географических границах пролегания маршрута Ижевск-Воткинск указали, что конкуренция на рассматриваемом рынке развита.

В соответствии с методическими рекомендациями к приказу ФАС России от 23.04.2015г. №290/15, необходимо сделать вывод о влиянии негосударственных перевозчиков на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке. На рынке перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом в географических границах пролегания маршрута Ижевск-Воткинск отсутствуют государственные перевозчики, в связи с этим, влияние на состояние конкуренции негосударственных перевозчиков максимально.