• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке проведения технического осмотра транспортных средств в Удмуртской Республике за 2012-2014 гг.

12 октября 2015г.                                                                             г.Ижевск

 

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в географических границах Удмуртской Республики (далее - Анализ) проведены в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок).

Цель Анализа – установление наличия (отсутствия) признаков ограничения конкуренции на рынке услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в географических границах Удмуртской Республики.

Предметом рассмотрения данного исследования является рынок услуг по проведению технического осмотра транспортных средств, его продуктовые и географические границы, состав хозяйствующих субъектов, доли хозяйствующих субъектов на рынке.

Для оценки состояния конкурентной среды на исследуемом рынке проведена аналитическая работа по определению:

  • временного периода исследования товарного рынка;
  • продуктовых границ товарного рынка;
  • географических границ товарного рынка;
  • состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
  • объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов;
  • уровня концентрации товарного рынка;
  • определение барьеров входа на товарный рынок;
  • состояния конкурентной среды на товарном рынке.

При исследовании данного рынка были использованы сведения Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, данные Российского Союза Автостраховщиков, информация от хозяйствующих субъектов – участников рынка, сведения Управления ГИБДД МВД по Удмуртской Республике, данные собственных исследований УФАС России.

 

1.Определение временного интервала исследования

товарного рынка

 

Согласно п. 2.1 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Настоящий анализ рынка проведен Удмуртским УФАС России в связи с поступившими обращениями граждан Удмуртской Республики, согласно которым ООО «Росгосстрах» отказывает в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор ОСАГО) без заключения договора о проведении технического осмотра, а также договора на проведение контрольной диагностики аккумуляторной батареи транспортного средства с оператором технического осмотра ИП <…>. Вышеуказанные действия ООО «Росгосстрах» и ИП <…> указывают на признаки нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»).

Согласно материалам дела №ММ06-06/2015-55, 24.04.2013г. между ООО «Росгосстрах» и ИП <…> заключен договор, согласно которому ООО «Росгосстрах» обязуется информировать страхователей/потенциальных страхователей или их представителей о возможности по желанию последних получить платную услугу по контрольной диагностике аккумуляторных батарей автомототранспортных средств и (или) проведению технического осмотра транспортных средств у ИП <…>.

Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Также при определении временного интервала учитывалась цель проведения анализа рынка, достаточность и наличие информации на момент исследования рынка.

При определении временного периода учтено, что рынок проведения технического осмотра транспортных средств не подвержен сезонным изменениям спроса и предложения, т.е. является по указанным параметрам стабильным в течение года.

Исследование товарного рынка проводится за период с 2012г. по 2014г., так как для цели исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка до заключения договора между ООО «Росгосстрах» и ИП <…>, определение долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по проведению технического осмотра транспортных средств в год заключения договора между ООО «Росгосстрах» и ИП <…>, изменение долей участников рынка услуг по проведению технического осмотра на следующий год после заключения договора между ООО «Росгосстрах» и ИП <…> для получения доказательства устойчивости (не устойчивости) положения на рынке его участников.

Учитывая, что информация за первую половину 2015 года является оперативной и объективно не отражает объем оказанных услуг по проведению технического осмотра транспортных средств хозяйствующих субъектов, оказывающих такие услуги на территории Удмуртской Республики, временной интервал исследования товарного рынка определен 2012-2014гг.

 

2. Определение продуктовых границ рынка

 

В соответствии с п. 3.1 Порядка, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность по оказанию услуг по проведению технического осмотра транспортных средств. При этом продуктовые границы определены на основе классификаторов видов деятельности и нормативных актов, регулирующих данную деятельность, с учетом цели Анализа.

 

Определение продуктовых границ рынка на основе анализа нормативных актов, регулирующих деятельность

 

В соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 года №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о техосмотре) введены следующие основные понятия:

1) область аккредитации - деятельность по проведению технического осмотра определенной категории транспортных средств или городского наземного электрического транспорта, на осуществление которой получена аккредитация;

2) обязательные требования безопасности транспортных средств - требования к техническому состоянию транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), установленные международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствие которым осуществляется проверка транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), при проведении технического осмотра;

3) оператор технического осмотра - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в том числе дилер), аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра;

4) пункт технического осмотра - совокупность сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), необходимых для проведения технического осмотра транспортных средств оператором технического осмотра и находящихся по одному адресу;

5) технический осмотр транспортных средств (далее также - технический осмотр) - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами.

Согласно п.1 ст.4 Закона о техосмотре основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011г. №1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» (далее - Правила).

Согласно п.13 Правил, техническое диагностирование проводится методами визуального, органолептического контроля и (или) с использованием средств технического диагностирования, в том числе передвижных средств.

Основные технические характеристики и перечни средств технического диагностирования утверждаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В соответствии с приложением №1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, определены следующие виды технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств:

L – мототранспортные средства;

М1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения;

М2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн;

М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения,  технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн;

N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн;

N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн;

O1 - прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн;

O2 - прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонн;

O3 - прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн;

O4 - прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.

Для осуществления хозяйствующими субъектами деятельности по проведению технического осмотра транспортных средств установлены следующие требования:

1. Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с Федеральным законом от 1.07.2011 года №170 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

2. Технический осмотр проводится в соответствии с правилами проведения технического осмотра, установленными Правительством Российской Федерации.

3. Технический осмотр проводится оператором технического осмотра в соответствии с областью аккредитации, указанной в аттестате аккредитации.

Согласно ст.11 Закона о техосмотре, аккредитация в сфере технического осмотра осуществляется в соответствии с правилами аккредитации операторов технического осмотра, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Требованиями аккредитации являются:

1) наличие на праве собственности или на ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), соответствующих установленным основным техническим характеристикам и входящих в утвержденный перечень;

2) наличие в штате не менее одного технического эксперта;

3) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах;

4) наличие договора с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств на сервисное обслуживание таких транспортных средств в случае, если заявителем является дилер.

 

Анализ законодательных и нормативных актов позволяет сделать вывод, что услуга по проведению технического осмотра транспортных средств относится к самостоятельному виду услуг, которые оказываются специализированными аккредитованными организациями, при этом области аккредитации операторов технического осмотра будут являться не самостоятельными рынками, а сегментами одного рынка.

На основании анализа действующего законодательства продуктовые границы определены как услуга по проведению технического осмотра транспортных средств.

 

Определение продуктовых границ рынка на основе общероссийских классификаторов

 

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 029-2014 (далее - ОКВЭД), услуга по проведению технического осмотра транспортных средств принадлежит к группе 71.20.5 «Технический осмотр автотранспортных средств».

Таким образом, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности предусматривает самостоятельный вид деятельности – предоставление услуг по техническому осмотру автотранспортных средств. То есть услуга по проведению технического осмотра транспортных средств являются отдельным видом деятельности, не имеющим заменителей.

 

Вышеперечисленные факторы подтверждают, что услуга по проведению технического осмотра транспортных средств в настоящее время является самостоятельным рынком и не имеет заменителей.

Учитывая, что цель проведения Анализа - установление наличия (отсутствия) признаков ограничения конкуренции на рынке услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в географических границах Удмуртской Республики при заключении договора между ООО «Росгосстрах» и ИП <…>, стоит отметить, что ИП <…> оказывает услуги по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации оператора технического осмотра М1, N1, то есть технический осмотр транспортных средств, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, и транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов, имеющих технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн, что подтверждается Аттестатом аккредитации оператора технического осмотра транспортных средств №06714 от 23.04.2013г.

Таким образом, продуктовыми границами рынка будет являться услуга по проведению технического осмотра транспортных средств. Для целей рассмотрения дела № ММ06-06/2015-55 интересующим сегментом рынка будет являться услуга по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации M1, N1

 

3. Географические границы рынка

 

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка, процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно определенные географические границы рассматриваемого товарного рынка определены территорией Удмуртской Республики. Услуги по проведению техосмотра транспортных средств являются регулируемым видом деятельности.

В соответствии с Приложением 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 20.12.2011г. №475 «О предельных размерах платы за проведение технического осмотра транспортных средств и предельном размере платы за оформление дубликата талона технического осмотра транспортных средств» (далее – Приложение 1), установлены следующие предельные размеры платы за проведение технического осмотра транспортных средств на территории Удмуртской Республики:

 

N

п/п

Тип транспортного средства

Категория

транспортного

средства *

Предельный 

размер платы, руб.

 1

Легковые автомобили                     

     M1     

     420    

 2

Автобусы, в том числе:                  

 

 

 

полной массой до 5 тонн                 

     M2     

     756    

 

полной массой более 5 тонн              

     M3     

     910    

 3

Грузовые автомобили, в том числе:       

 

 

 

полной массой до 3,5 тонны              

     N1     

     448    

 

полной массой от 3,5 до 12 тонн         

     N2     

     882    

 

полной массой более 12 тонн             

     N3     

     952    

 4

Прицепы, в том числе:                   

 

 

 

полной массой до 0,75 тонны             

     O1     

     350    

 

полной массой от 0,75 до 3,5 тонны      

     O2     

     350    

 

полной массой от 3,5 тонны до 10 тонн   

     O3     

     616    

 

полной массой более 10 тонн             

     O4     

     616    

 5

Полуприцепы, в том числе:               

 

 

 

полной массой до 0,75 тонны             

     O1     

     350    

 

полной массой от 0,75 до 3,5 тонны      

     O2      

     350    

 

полной массой от 3,5 тонны до 10 тонн   

     O3     

     616    

 

полной массой более 10 тонн             

     O4     

     616    

 6

Мототранспортные средства               

      L     

  1.  

 

Предельный размер платы установлен с учетом стоимости бланка талона технического осмотра или (в случае выдачи) бланка международного сертификата технического осмотра.

Категории транспортных средств соответствуют классификации, установленной в Приложении 1 к Техническому регламенту Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №877 «О принятии технического регламента Таможенного союза» «О безопасности колесных транспортных средств».

В соответствии с п.4.2 Порядка, определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Предварительно географические границы были определены, как территория Удмуртской Республики.

Предельный размер платы за услугу по проведению технического осмотра транспортного средства в области аккредитации М1, N1 на территории удмуртской Республики, в соответствии с Приложением 1 составляет 420, 448 рублей.

В соответствии с Постановлением правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 г. № 518, предельный размер платы за услугу по проведению технического осмотра транспортного средства в области аккредитации М1, N1 для операторов технического осмотра, расположенных на территории Республики Башкортостан составляет 450, 480 рублей.

В соответствии с Постановлением правительства Кировской области от 27.10. 2014 г. №7/89, предельный размер платы за услугу по проведению технического осмотра транспортного средства в области аккредитации М1, N1 для операторов технического осмотра, расположенных на территории Кировской области составляет 470, 501 рубль.

В соответствии с Постановлением правительства Пермского края от 20.01.2012 г. №24-п, предельный размер платы за услугу по проведению технического осмотра транспортного средства в области аккредитации М1, N1 для операторов технического осмотра, расположенных на территории Пермского края составляет 399,9, 426,56 рублей.

В соответствии с Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2011 г. №1079, предельный размер платы за услугу по проведению технического осмотра транспортного средства в области аккредитации М1, N1 для операторов технического осмотра, расположенных на территории Республики Татарстан составляет 400, 420 рублей.

В соответствии с Постановление правительства Республики Марий Эл от 23.12.2011г. №410, предельный размер платы за услугу по проведению технического осмотра транспортного средства в области аккредитации М1, N1 для операторов технического осмотра, расположенных на территории Республики Марий Эл составляет 485, 556 рублей.

В соответствии с информацией, размещенной на сайте Федеральной службы государственной статистики, численность населения Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2014г. 1517050 человек, из них городское население составляет 990631 человек. В городе Ижевске проживает 637309 человек. Учитывая, что большая часть владельцев транспортных средств является городским населением, и большая часть городского населения Удмуртской Республики проживает в городе Ижевске, перевозка транспортного средства для прохождения технического осмотра в соседние регионы является экономически не выгодной. Вместе с тем, стоимость перевозки транспортного средства до пункта технического осмотра, расположенного за пределами территории Удмуртской Республики, будет включать в себя издержки потребителя на оплату автомобильного бензина за расстояние до пункта технического осмотра, расположенного в соседнем регионе.

Таким образом, с учетом транспортировки, стоимость прохождения технического осмотра транспортных средств в соседних регионах будет превышать более чем на 10% стоимость прохождения технического осмотра транспортного средства на территории Удмуртской Республики.

Цель проведения Анализа определена с учетом оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств ИП <…>, осуществляющим свою деятельность в пункте технического осмотра, расположенного по адресу: г. Ижевск, Зарека, 14-я улица, 44а.

Учитывая, что ИП <…> для осуществления деятельности имеет только один пункт технического осмотра транспортных средств, а отделения ООО «Росгосстрах», расположенные на всей территории Удмуртской Республики, направляют владельцев транспортных средств при оформлении полиса ОСАГО именно в пункт технического осмотра, расположенный в г.Ижевск, географические границы рынка определены территорией Удмуртской Республики.

Географические границы определены, в том числе, исходя из существа заявлений граждан на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в отказе в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор ОСАГО) без заключения договора о проведении технического осмотра, а также договора на проведение контрольной диагностики аккумуляторной батареи транспортного средства с оператором технического осмотра ИП <…>.

На основании вышеизложенного, географические границы рынка определены территорией Удмуртской Республики.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

 

Потребителями услуг по проведению технического осмотра транспортного средства являются юридические и физические лица - владельцы транспортных средств.

В соответствии с п.5 Правил, технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств, предусмотренным приложениями № 1 и 2, а также организациями, указанными в части 7 статьи 32 Закона о техосмотре.

Для определения перечня хозяйствующих субъектов, обеспечивающих проведение технического осмотра транспортных средств, был использован реестр операторов технического осмотра, размещенный на сайте Российского Союза Автостраховщиков (далее – РСА). РСА, как профессиональное объединения страховщиков в сфере технического осмотра, на основании Закона о техосмотре осуществляет аккредитацию организаций, занимающихся техническим осмотром транспортных средств на территории Российской Федерации, и ведет реестр операторов технического осмотра.

На основании предоставленной информации установлено, что на территории Удмуртской Республики деятельность по техническому осмотру транспортных средств осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

  1. ООО «ТехЭксперт» (УР, г. Ижевск, ул. Маяковского, 27)
  2. ООО «Прайд» (УР, г. Ижевск, ул. Холмогорова, 17)
  3. ОАО «АВ сервис» (УР, г. Ижевск, ул. Автозаводская, 5)
  4. ООО «Исудзу Сервис» (УР, г. Ижевск, ул. Автозаводская, 5)
  5. ООО «КОМОС-Европа» (УР, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 381)
  6. ООО «Навигатор Авто» (УР, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 381)
  7. ОАО «Иж-Лада» (УР, г. Ижевск, ул. Камбарская, 49)
  8. ООО «Леон» (УР, г. Ижевск, ул. 40 лет победы, 7а)
  9. ОАО «ИЭМЗ «Купол» (УР, г. Ижевск, ул. Песочная, 3)
  10. ООО «АСПЭК-Моторс» (УР, г. Ижевск, ул. Союзная, 2б)
  11. АОУ СПО УР «ИПК» (УР, г. Ижевск, ул. Салютовская, 33)
  12. ООО «Гарант-Митсубиши» (УР, г. Ижевск, ул. Карла Маркса, 55а)
  13. ООО «М.Алина» (УР, г. Ижевск, ул. Герцена, 6)
  14. ООО «Центр контроля» (УР, г. Глазов, ш. Химмашевское, 6)
  15. ООО «УАТ» (УР, г. Глазов, ул. Тани Барамзиной, 26)
  16. ООО «Автомир Глазов» (УР, г. Глазов, ул. Сулимова, 39)
  17. ОАО «Реммаш» (УР, г. Глазов, ул. Драгунова, 13)
  18. ООО «ВОСТОК» (УР, г. Воткинск, ул. 1 Мая, 103)
  19. ООО «СТО «Лидер-Авто» (УР, г. Воткинск, ул. Кирова, 34)
  20. ООО «Автосервис» (УР, г. Сарапул, ул. Азина, 166)
  21. ООО «ТЕХЭКСПЕРТ» (УР, г. Сарапул, ул. Азина, д. 144, кв.9)
  22. ОАО «Удмуртавтотранс» (УР, г.Ижевск, ул.Ленина,д.46)
  23. ООО «Камбарская управляющая компания» (УР, г.Камбарка, ул. Дорожная, д.33)
  24. ООО «Сладкая сказка» (УР, п.Кизнер, ул. Первомайская, д.81)
  25. ИП <…> (УР, г. Ижевск, ул. Зарека 14-я,44а)
  26. ИП <…> (УР, Вавожский район, ул. Интернациональная, д.67
  27. ИП <…> (УР, г.Ижевск, ул. 10 лет Октября, д.91)
  28. ИП <…> (УР, г.Сарапул, ул. 4-й Зеленый проезд, д.58б)

 

Для получения полной информации о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынке технического осмотра транспортных средств, была получена и проанализирована информация о принадлежности к группе лиц, данных хозяйствующих субъектов в соответствии с приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц».

В результате проведения анализа были определены следующие группы лиц, действующих на рынке услуг по проведению технического осмотра транспортных средств, в границах Удмуртской Республики:

  1. ООО «Леон» и ООО «Автосервис»;
  2. ООО «КОМОС-Европа» и ООО «Навигатор Авто»;
  3. ООО «Исудзу Сервис» и ОАО «АВ сервис».
  4. ООО «АСПЭК-Моторс» и ОАО «Удмуртавтотранс»

Кроме указанных хозяйствующих субъектов, аккредитацию по проведению технического осмотра прошло ООО «Импульс», но деятельность по проведению технического осмотра не ведет.

В ходе проведения анализа рынка и направления запросов информации хозяйствующим субъектам, не была получена информация от ИП <…>, ООО «М.Алина» и ООО «ТехЭксперт» в части количества выданных диагностических карт о прохождении технического осмотра транспортных средств. Стоит отметить, что доля, занимаемая ООО «ТехЭксперт» и ООО «М.Алина» в области оказания услуг по проведению технического осмотра незначительна, а значит отсутствие сведений о количестве выданных бланков технического осмотра ООО «ТехЭксперт» и ООО «М.Алина» не окажет влияния на результаты проведения настоящего Анализа.

Доля ИП <…>, в связи с непредставлением сведений хозяйствующим субъектом в Удмуртское УФАС России, определена на основе данных, представленных ИП <…> в материалы дела №ММ06-06/2015-55 письмом от 15.04.2015г. вх.№3056. Сведения, указанные ИП <…> отражают лишь часть договоров на осуществление технического осмотра транспортных средств, заключенных по направлениям ООО «Росгосстрах».

 

5. Определение объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Оценка объема товарных рынков осуществляется на основании объема продаж (поставок) на рассматриваемых товарных рынках в натуральном выражении (количество выданных диагностических карт, после проведения технического осмотра транспортных средств).

Количественной характеристикой объема рынка услуг по проведению технического осмотра транспортных средств (Vm) является общее количество диагностических карт, выданных хозяйствующими субъектами после оказания услуги по проведению технического осмотра транспортных средств в натуральных показателях  (штуки).

Доля хозяйствующего субъекта – исполнителя на рассматриваемом товарном рынке (Di) определяется как отношение количества диагностических карт, выданных хозяйствующими субъектами после оказания услуги по проведению технического осмотра транспортных средств, к общему количество диагностических карт, выданных хозяйствующими субъектами после оказания услуги по проведению технического осмотра транспортных средств (Di= Vi / Vm).

Учитывая, что географическими границами рынка оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств являются границы Удмуртской Республики, то общий объем рынка будет составлять сумму диагностических карт, выданных всеми хозяйствующими субъектами после оказания услуги по проведению технического осмотра транспортных средств в Удмуртской Республике.

Продуктовые границы рынка были выбраны в соответствии с целью настоящего Анализа и определены, как услуги по проведению технического осмотра транспортных средств.

Таблица 1

Распределение долей рынка между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по техническому осмотру транспортных средств в области аккредитации технического осмотра L

 

наименование субъекта, № аттестата аккредитации

Количество выданных техталонов,шт.

Итого выдано техталонов по группе лиц, шт

Доля рынка, %

2012

2013

2014

2012

2013

2014

2012

2013

2014

ООО "Центр контроля" (№03850)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

16,95

10,78

11,93

ООО "Управление Автомобильного транспорта" (№00012)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

4,36

7,62

11,19

ООО "Восток" (№03576)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

78,69

81,60

62,44

ИП <…> (№07204)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

14,43

ИТОГО

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

100

100

100

 

На территории Удмуртской Республики долю более 35% на рынке услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра L с 2012 по 2014г. занимало ООО «Восток». Изменение долей рынка хозяйствующих субъектов за период 2014 года связано с появлением на рынке нового оператора технического осмотра, доля рынка которого составила 14,43%. Небольшое количество хозяйствующих субъектов и доля рынка ООО «Восток» свидетельствует о не развитой конкуренции в данной области аккредитации, однако с появлением нового хозяйствующего субъекта состояние рынка в 2014 году свидетельствует о развитии конкуренции.

 

Таблица 2

Распределение долей рынка между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по техническому осмотру транспортных средств в области аккредитации технического осмотра М2

 

наименование субъекта, № аттестата аккредитации

Количество выданных техталонов,шт.

Итого выдано техталонов по группе лиц, шт

Доля рынка, %

2012

2013

2014

2012

2013

2014

2012

2013

2014

ООО "АВ сервис" (№00219)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

47,40

50,48

47,59

ООО "Исудзу сервис" (№00743)

<…>

<…>

<…>

ООО "Ижевский электромеханический завод "Купол" (№00887)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,80

0,72

0,75

ООО "ТЕХЭКСПЕРТ" (№03952)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

2,26

ОАО "Реммаш" (№01963)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

2,17

6,85

ООО "Центр контроля" (№03850)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

14,11

6,11

1,73

ООО "Управление Автомобильного транспорта" (№00012)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

6,13

10,45

9,49

Общество ООО "Восток" (№03576)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

29,03

23,63

21,39

ОАО "Удмуртавтотранс" (№05852)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

2,53

6,03

5,65

ООО "Камбарская управляющая компания" (№06024)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,40

1,43

ИП <…> (№07204)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

2,86

ИТОГО

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

100

100

100

 

На территории Удмуртской Республики долю более 35% на рынке услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра М2 с 2012 по 2014г. занимала группа лиц ООО «АВ сервис» и ООО «Исудзу-сервис». Изменение долей рынка хозяйствующих субъектов за рассматриваемый период не значительно. Значительная доля рынка указанной группы лиц свидетельствует о не развитой конкуренции в данной области аккредитации

 

Таблица 3

Распределение долей рынка между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по техническому осмотру транспортных средств в области аккредитации технического осмотра М3

 

наименование субъекта, № аттестата аккредитации

Количество выданных техталонов,шт.

Итого выдано техталонов по группе лиц, шт

Доля рынка, %

2012

2013

2014

2012

2013

2014

2012

2013

2014

ООО "АВ сервис" (№00219)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

18,10

24,29

18,19

ООО "Исудзу сервис" (№00743)

<…>

<…>

<…>

ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" (№00887)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,49

0,65

0,73

ООО "ТЕХЭКСПЕРТ" (№03952)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

3,87

ООО "Центр контроля" (№03850)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

26,21

13,56

5,44

ООО "Управление Автомобильного транспорта" (№00012)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

18,92

22,29

24,47

ООО "Восток" (№03576)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

32,51

31,60

31,18

ОАО "Удмуртавтотранс" (№05852)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

3,77

7,61

7,07

ООО "Камбарская управляющая компания" (№06024)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

1,27

ИП <…> (№07204)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

7,79

ИТОГО

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

100

100

100

 

На территории Удмуртской Республики за рассматриваемый период отсутствовали хозяйствующие субъекты, занимающие долю более 35% на рынке услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра М3. Изменение долей рынка хозяйствующих субъектов за рассматриваемый период не значительно. Распределение долей в указанной области аккредитации свидетельствует о конкурентном состоянии рынка.

Таблица 4

Распределение долей рынка между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по техническому осмотру транспортных средств в области аккредитации технического осмотра N2

 

наименование субъекта, № аттестата аккредитации

Количество выданных техталонов,шт.

Итого выдано техталонов по группе лиц, шт

Доля рынка, %

2012

2013

2014

2012

2013

2014

2012

2013

2014

ООО "АВ сервис" (№00219)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

14,93

19,76

15,61

ООО "Исудзу сервис" (№00743)

<…>

<…>

<…>

ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" (№00887)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,48

1,14

1,53

ООО "ТЕХЭКСПЕРТ" (№03952)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

5,11

ООО "Центр контроля" (№03850)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

33,55

24,72

11,80

ООО "Управление Автомобильного транспорта" (№00012)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

16,24

15,69

20,54

ООО "Восток" (№03576)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

32,84

32,60

33,22

ОАО "Удмуртавтотранс" (№05852)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

1,97

4,69

6,09

ООО "Сладкая сказка" (№05939)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

1,14

1,30

ООО "Камбарская управляющая компания" (№06024)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,26

1,16

ИП <…> (№07204)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

3,62

ИТОГО

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

100,00

100,00

100,00

 

На территории Удмуртской Республики за рассматриваемый период отсутствовали хозяйствующие субъекты, занимающие долю более 35% на рынке услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра N2. Изменение долей рынка хозяйствующих субъектов за рассматриваемый период не значительно. Распределение долей в указанной области аккредитации свидетельствует о конкурентном состоянии рынка.

 

Таблица 5

Распределение долей рынка между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по техническому осмотру транспортных средств в области аккредитации технического осмотра N3

 

наименование субъекта, № аттестата аккредитации

Количество выданных техталонов,шт.

Итого выдано техталонов по группе лиц, шт

Доля рынка, %

2012

2013

2014

2012

2013

2014

2012

2013

2014

ООО "АВ сервис" (№00219)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

28,81

38,48

32,39

ООО "Исудзу сервис" (№00743)

<…>

<…>

<…>

ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" (№00887)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,16

1,21

1,19

ООО "ТЕХЭКСПЕРТ" (№03952)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

5,14

ООО "Центр контроля" (№03850)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

23,08

17,05

9,49

ООО "Управление Автомобильного транспорта" (№00012)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

5,89

7,12

10,39

ООО "Восток" (№03576)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

39,44

31,92

33,79

ОАО "Удмуртавтотранс" (№05852)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

2,62

3,30

3,34

ООО "Сладкая сказка" (№05939)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,46

0,36

ООО "Камбарская управляющая компания" (№06024)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,46

3,06

ИП <…> (№07204)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

0,86

ИТОГО

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

100,00

100,00

100,00

 

На территории Удмуртской Республики долю более 35% на рынке услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра N3 в 2012г. занимало ООО «Восток». В 2013г. долю более 35% на рынке услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра N3 занимала группа лиц ООО «АВ сервис» и ООО «Исудзу-сервис». Такое изменение долей рынка хозяйствующих субъектов за рассматриваемый период является значительным. Изменение и распределение долей в указанной области аккредитации свидетельствует конкурентном состоянии рынка.

 

Таблица 6

Распределение долей рынка между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по техническому осмотру транспортных средств в области аккредитации технического осмотра О1, О2

 

наименование субъекта, № аттестата аккредитации

Количество выданных техталонов,шт.

Итого выдано техталонов по группе лиц, шт

Доля рынка, %

2012

2013

2014

2012

2013

2014

2012

2013

2014

ООО "АВ сервис" (№00219)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

12,41

4,05

2,92

ООО "Исудзу сервис" (№00743)

<…>

<…>

<…>

ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" (№00887)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

0,58

ООО"ТЕХЭКСПЕРТ" (№ 03952)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

2,34

ООО "Центр контроля" (№ 03850)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

3,45

1,16

0,58

ООО "Восток" (№03576)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

84,14

94,80

92,98

ИП <…> (№07204)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

0,58

ИТОГО

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

100

100

100

 

На территории Удмуртской Республики долю более 35% на рынке услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра О1, О2 с 2012 по 2014г. занимало ООО «Восток». Изменение долей рынка хозяйствующих субъектов за рассматриваемый период не значительно. Значительная доля рынка ООО «Восток» свидетельствует о не развитой конкуренции в данной области аккредитации.

 

Таблица 7

Распределение долей рынка между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по техническому осмотру транспортных средств в области аккредитации технического осмотра О3, О4

 

наименование субъекта, № аттестата аккредитации

Количество выданных техталонов,шт.

Итого выдано техталонов по группе лиц, шт

Доля рынка, %

2012

2013

2014

2012

2013

2014

2012

2013

2014

ООО "АВ сервис" (№00219)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

2,85

2,62

1,20

ООО "Исудзу сервис" (№00743)

<…>

<…>

<…>

ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" (№00887)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,24

1,05

0,60

ООО "ТЕХЭКСПЕРТ" (№03952)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

25,90

ООО "Центр контроля" (№03850)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

49,64

42,48

18,07

ООО "Управление Автомобильного транспорта" (№00012)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

11,64

16,96

18,52

ООО "Восток" (№03576)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

30,40

30,42

25,00

ОАО "Удмуртавтотранс" (№05852)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

5,23

6,47

7,38

ИП <…> (№07204)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

3,31

ИТОГО

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

100

100

100

 

На территории Удмуртской Республики долю более 35% на рынке услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра О3, О4 с 2012 по 2013г. занимало ООО «Центр контроля». Изменение долей рынка хозяйствующих субъектов за рассматриваемый является значительным, при этом в 2014 году наблюдается отсутствие хозяйствующих субъектов, имеющих долю рынка более 35%, что свидетельствует о развитии конкуренции в данной области аккредитации. Такое распределение долей рынка между хозяйствующими субъектами в 2014 году свидетельствует о развитии конкуренции в данной области аккредитации.

Таблица 8

Распределение долей рынка между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по техническому осмотру транспортных средств в области аккредитации технического осмотра М1, N1

 

наименование субъекта, № аттестата аккредитации

Количество выданных техталонов,шт.

Итого выдано техталонов по группе лиц, шт

Доля рынка, %

 

2012

2013

2014

2012

2013

2014

2012

2013

2014

 

ООО "Гарант-Митсубиши"(№02008)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,20

0,71

 
 

ООО "Исудзу сервис" (№00743)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

30,46

17,70

9,76

 
 

ООО "АВ сервис" (№00219)

<…>

<…>

<…>

 
 

ОАО"Иж-Лада" (№00478)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

2,01

1,74

1,41

 
 

АОУ СПО УР "Ижевский политехнический колледж" (№01846)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,29

0,27

 
 

ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" (№00887)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,68

0,89

0,56

 
 

ООО "ЛЕОН" (№05749)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

4,32

3,50

1,97

 
 

ООО "Автосервис" (№05454)

<…>

<…>

<…>

 
 

ООО "КОМОС-Европа" (№05226)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

8,97

6,37

4,17

 
 

ООО "Навигатор Авто" (№06155)

<…>

<…>

<…>

 
 

ООО "АСПЭК-Моторс" (№01680)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,75

1,71

1,34

 
 

ОАО "Удмуртавтотранс (№05852)

<…>

<…>

<…>

 
 

ООО "ТЕХЭКСПЕРТ" (№03952)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

0,87

 
 

ООО "Прайд" (№05143)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

12,59

5,30

2,54

 
 

ОАО "Реммаш" (№01963)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,43

0,96

 
 

ООО "Центр контроля" (№03850)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

10,13

2,67

0,71

 
 

ООО "Автомир Глазов" (№01163)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

1,65

1,28

0,98

 
 

ООО "Управление Автомобильного транспорта" (№00012)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

7,14

4,85

2,89

 
 

ООО "Станция технического обслуживания "Лидер-Авто" (№06856)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

0,72

 
 

ООО "Восток" (№03576)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

21,30

9,79

5,49

 
 

ИП <…> (№016714)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

41,56

61,72

 
 

ООО "Сладкая сказка" (№05939)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,41

0,19

 
 

ООО "Камбарская управляющая компания" (№06024)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,82

1,01

 
 

ИП <…> (№06949)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

0,56

 
 

ИП <…> (№07204)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,00

0,50

 
 

ИП <…> (№06567)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

0,00

0,47

0,69

 
 

ИТОГО

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

100

100

100

 

 

ИП <…> не представил в Удмуртское УФАС России информацию о количестве выданных диагностических карт, в связи с этим доля ИП <…>, указанная в Таблице 8 определена на основе данных, представленных ИП <…> в материалы дела №ММ01-17-06/2015-55 письмом от 15.04.2015г. вх.№3056. Сведения, указанные ИП <…> отражают лишь часть договоров на осуществление технического осмотра транспортных средств, заключенных по направлениям ООО «Росгосстрах». Таким образом, реальная доля рынка услуг по проведению технического осмотра транспортных средств ИП <…> может превышать долю, определенную в Таблице 8.

Согласно п.6 Правил, проведение технического осмотра осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении технического осмотра, заключаемым владельцем транспортного средства или его представителем, в том числе представителем, действующим на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме (далее - заявитель), и оператором технического осмотра по типовой форме указанного договора, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации.

Согласно п.15 Правил, по завершении процедуры технического диагностирования оператор технического осмотра осуществляет оформление и выдачу заявителю диагностической карты по форме согласно приложению №3 Правил, содержащей заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства.

В соответствии с Таблицей 8, установлено, что в 2012 году, до появления ИП <…> в качестве хозяйствующего субъекта, осуществляющего услуги по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации М1, N1 и заключения договора между ООО «Росгосстрах» и ИП <…>, на рынке оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации М1, N1 отсутствовали хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, либо имеющие долю свыше 35%.

В соответствии с п.17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно материалам дела №ММ06-06/2015-55, 24.04.2013г. между ООО «Росгосстрах» и ИП <…> заключен договор, согласно которому ООО «Росгосстрах» обязуется информировать страхователей/потенциальных страхователей или их представителей о возможности по желанию последних получить платную услугу по контрольной диагностике аккумуляторных батарей автомототранспортных средств и (или) проведению технического осмотра транспортных средств у ИП <…>.

Кроме того, доля рынка ИП <…> в первый же год осуществления деятельности по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации М1, N1 составила 41,56%, что значительно превышает долю рынка остальных хозяйствующих субъектов.

В 2014 году доля рынка ИП <…> увеличилась на 20,16% и составила 61,72%.

 

Учитывая информацию, представленную в рамках дела №ММ06-06/2015-55, факт увеличения доли рынка ИП <…> может свидетельствовать о наличии между ИП <…> и ООО «Росгосстрах» антиконкурентного соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Учитывая, что в Удмуртском УФАС России отсутствуют сведения о расторжении договора между ООО «Росгосстрах» и ИП <…>, находятся жалобы на действия ООО «Росгосстрах» о направлении на технический осмотр к ИП <…> даже при наличии у страхователя действующего бланка технического осмотра и его внесения в полис ОСАГО, данные факты могут свидетельствовать о сохранении доли ИП <…> на рынке оказания услуг технического осмотра транспортных средств в области аккредитации М1, N1, в первом полугодии 2015г. на уровне 2014г.

 

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

1) Коэффициент рыночной концентрации (СR) – определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Как правило, для расчета коэффициента рыночной концентрации рассчитывают коэффициент концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-3.

2) Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

При исследовании рынка услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в географических границах Удмуртской Республики определены коэффициенты рыночной концентрации трех крупнейших субъектов.

 

Уровень концентрации рынка услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра L (в натуральных показателях) в географических границах Удмуртской Республики

 

 

2012г.

2013г.

2014г.

CR3

100

100

88,81

HHI

6498,78

6832,62

4375,25

 

Рынок услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации L является высококонцентрированным, при этом значительное снижение уровня индекса Герфиндаля-Гиршмана и коэффициента рыночной концентрации в 2014 году свидетельствует о развитии конкуренции, это связано в с тем, что в рассматриваемый период на данном рынке увеличилось количество хозяйствующих субъектов.

 

Уровень концентрации рынка услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра М2 (в натуральных показателях) в географических границах Удмуртской Республики

 

 

2012г.

2013г.

2014г.

CR3

90,55

84,57

78,46

HHI

3333,49

3295,28

2909,96

 

Рынок услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации М2 является высококонцентрированным, при этом изменение уровня коэффициента рыночной концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана не значительно снизились в 2014г., что свидетельствует о предпосылках для развития конкуренции.

 

Уровень концентрации рынка услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра М3 (в натуральных показателях) в географических границах Удмуртской Республики

 

 

2012г.

2013г.

2014г.

CR3

77,64

78,18

73,84

HHI

2444,01

2327,85

2059,10

 

Рынок услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации М3 является высококонцентрированным, при этом изменение уровня коэффициента рыночной концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана в 2014 году не значительно снизилось, что свидетельствует о предпосылках для развития конкуренции.

 

Уровень концентрации рынка услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра N2 (в натуральных показателях) в географических границах Удмуртской Республики

 

 

2012г.

2013г.

2014г.

CR3

82,63

77,08

69,38

HHI

2694,52

2335,15

1990,55

 

Рынок услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации N2 является высококонцентрированным, при этом изменение уровня коэффициента рыночной концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана за рассматриваемый период значительно снизились. В 2014 году уровень концентрации товарного рынка снизился до умеренного, что свидетельствует развитии конкуренции.

 

Уровень концентрации рынка услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра N3 (в натуральных показателях) в географических границах Удмуртской Республики

 

2012г.

2013г.

2014г.

CR3

91,33

87,46

76,56

HHI

2959,68

2854,07

2437,76

 

Рынок услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации N3 является высококонцентрированным, при этом изменение уровня коэффициента рыночной концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана за рассматриваемый период значительно снизились, что свидетельствует о предпосылках для развития конкуренции.

 

Уровень концентрации рынка услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра O1,O2 (в натуральных показателях) в географических границах Удмуртской Республики

 

 

2012г.

2013г.

2014г.

CR3

100

100

98,25

HHI

7245,18

9004,31

8660,79

 

Рынок услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации О1, О2 является высококонцентрированным, при этом изменение уровня коэффициента рыночной концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана не значительно снизились в 2014 году, что свидетельствует о предпосылках для развития конкуренции. В том числе это связано с вхождением на рынок в 2014г. новых хозяйствующих субъектов.

 

Уровень концентрации рынка услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра O3,O4 (в натуральных показателях) в географических границах Удмуртской Республики

 

 

2012г.

2013г.

2014г.

CR3

91,69

89,86

69,43

HHI

3559,84

3067,51

2033,00

 

Рынок услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации О3, О4 является высококонцентрированным, при этом изменение уровня коэффициента рыночной концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана за рассматриваемый период подверглось значительному снижению, что свидетельствует о развитии конкуренции в данной области аккредитации.

 

Уровень концентрации рынка услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пункта технического осмотра М1, N1 (в натуральных показателях) в географических границах Удмуртской Республики

 

 

2012г.

2013г.

2014г.

CR3

64,35

69,05

76,97

HHI

1800,83

2257,87

3981,37

 

Рынок услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации М1, N1 в 2012 году являлся умеренно концентрированным. В 2013 году уровень концентрации рынка изменился на высокий, что связано с появлением на рынке ИП <…> В 2014 году уровень концентрации рынка значительно увеличился, что связано с увеличением доли рынка ИП <…> Значительное увеличение уровня коэффициента рыночной концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана за весь рассматриваемый период, свидетельствует о наличии факторов, ограничивающих конкуренцию в данной области аккредитации.

 

В совокупности рынок услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в географических границах Удмуртской Республики является высококонцентрированным, незначительное изменение (снижение) уровня коэффициента рыночной концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана в большинстве областей аккредитации свидетельствует о предпосылках к развитию конкуренции, исключение составляет область аккредитации М1, N1, где отмечен значительный рост уровня коэффициента рыночной концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана.

Таким образом, несмотря на то, что, по мнению хозяйствующих субъектов, спрос потребителей удовлетворен, состояние конкуренции на рынке оценивается как неразвитая конкуренция.

 

7. Определение барьеров входа на рынок

 

Барьерами входа на рынок являются факторы, затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало осуществления деятельности на товарном рынке.

При исследовании рынка на основании анализа действующего законодательства, установлены следующие барьеры входа на рынок:

1. Одним из основных барьеров оказания услуг по проведению технического осмотра транспортных средств является экономический.

Для потенциальных участников рынка услуг по проведению технического осмотра транспортных средств экономическими ограничениями является необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, а именно необходимы соответствующие средства для осуществления данного вида работ. Лицам, оказывающим данные виды услуг, необходимо пройти соответствующее обучение.

2. Административные ограничения – вводимые органами государственной власти условия необходимости получения аккредитации на соответствующий вид обслуживания.

3. Ограниченный спрос на услуги. Кроме этого присутствующие на рынке хозяйствующие субъекты, полностью удовлетворяют спрос физических и юридических лиц на услуги по проведению технического осмотра транспортных средств в географических границах Удмуртской республики.

Указанные барьеры являются, по мнению большинства хозяйствующих субъектов, легко преодолимыми.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на рынке

 

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, позволил определить рыночную структуру изучаемого рынка и степень развития конкуренции на данном рынке.

Проведенный анализ показателей, характеризующий рынок услуг по проведению технического осмотра транспортных средств в географических границах Удмуртской Республики, показал, что данный рынок является высококонцентрированным. Оценка состояния конкурентной среды – не развитая конкуренция.

Поскольку ИП <…> осуществляет деятельность на рынке услуг по прохождению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации пунктов технического осмотра М1, N1, основной категорией потребителей, являются граждане – владельцы транспортных средств.

В соответствии с пп. «е» п.3 ст.15 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО), для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 Закона об ОСАГО).

Поскольку для получения полиса ОСАГО владельцу транспортного средства необходимо предоставлять диагностическую карту, подтверждающую прохождение этим транспортным средством технического осмотра, рынок услуг страховых компаний в части обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и рынок услуг по проведению технического осмотра транспортных средств являются смежными, зависимыми рынками. Таким образом, у страховых компаний появляется возможность оказывать влияние на уровень конкуренции на рынке услуг по проведению технического осмотра транспортных средств.

Согласно материалам дела №ММ06-06/2015-55, 24.04.2013г. между ООО «Росгосстрах» и ИП <…> заключен договор, согласно которому ООО «Росгосстрах» обязуется информировать страхователей/потенциальных страхователей или их представителей о возможности по желанию последних получить платную услугу по контрольной диагностике аккумуляторных батарей автомототранспортных средств и (или) проведению технического осмотра транспортных средств у ИП <…>.

Кроме того, доля рынка ИП <…> в первый же год осуществления деятельности по проведению технического осмотра транспортных средств в области аккредитации М1, N1 составила 41,56%, что значительно превышает долю рынка остальных хозяйствующих субъектов.

В 2014 году доля рынка ИП <…> увеличилась на 20,16% и составила 61,72%, что указывает на ограничение конкуренции со стороны ИП <…> и ООО «Росгосстрах» путем привлечения клиентов за счет заключенного договора с ООО «Росгосстрах».

В ходе анализа рынка установлены следующие признаки ограничения конкуренции:

- появление хозяйствующего субъекта - ИП <…> с долей рынка более 50%. Такое положение ИП <…> обеспечено не самостоятельными действиями предпринимателя по завоеванию рынка, а вызвано наличием договоренности с крупнейшей страховой компанией на территории Удмуртской Республики - ООО «Росгосстрах».

- отказ хозяйствующего субъекта - ИП <…> от самостоятельных действий на рынке. ИП <…> самостоятельно не предпринимал действий по завоеванию клиентов, а руководствовался заключенным со страховой компанией соглашением, что подтверждается тем, что основная доля договоров по прохождению технического осмотра транспортных средств заключена по направлению ООО «Росгосстрах»;

- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами (ИП <…> и ООО «Росгосстрах»). Клиенты ООО «Росгосстрах», обратившиеся за заключением договора ОСАГО, направлялись для прохождения технического осмотра транспортного средства исключительно к ИП <…>. У потребителей, обратившихся в ООО «Росгоссстрах», не было возможности выбора оператора техосмотра, что подтверждается заявлениями граждан, которых даже при наличии действующей диагностической карты обязывали заключить договор на прохождение технического осмотра с ИП <…>.

В соответствии с аналитическим отчетом, составленным по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в географических границах Удмуртской Республики за период 2014год - 1 квартал 2015 года, доля рынка ООО «Росгосстах» в 2014 году составляла 40,33%, в 1 квартале 2015 года – 49,82%.

Учитывая, что в Удмуртском УФАС России отсутствуют сведения о расторжении договора между ООО «Росгосстрах» и ИП <…>, находятся жалобы на действия ООО «Росгосстрах» о направлении на технический осмотр к ИП <…> даже при наличии у страхователя действующего бланка технического осмотра и его внесения в полис ОСАГО, данные факты могут свидетельствовать о сохранении доли ИП <…> на рынке оказания услуг технического осмотра транспортных средств в области аккредитации М1, N1, в первом полугодии 2015г. на уровне 2014г.