Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке добычи песка строительного в границах Удмуртской Республики за 2011-2012 годы

20.11.2013 г.                                                                                             г. Ижевск

 

Настоящий аналитической отчет проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным  приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее  - Порядок проведения анализа рынка) в рамках исполнения поручения ФАС России № ИА/2803-ПР/13 от 29.01.2013 «О проведении проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках строительных материалов на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства пункт 6 Плана мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов № 6553-П9 от 29 ноября 2012».

Целью настоящего анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке добычи песка строительного.

Для оценки состояния конкуренции среды на рынке добычи песка строительного проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

  • временного интервала;
  • продуктовых границ товарного рынка;
  • географических границ товарного рынка;
  • состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
  • объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов;
  • уровня концентрации товарного рынка;
  • барьеров входа на товарный рынок;
  • состояния конкуренции на товарном рынке.

В качестве источников исходной информации использовались сведения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, хозяйствующих субъектов, добывающих песок строительный, опрос потребителей, а также данные собственных исследований Удмуртского УФАС России.

 

 

 

 

Определение временного интервала

 

Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции») временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Пунктом 2.2 Порядка проведения анализа предусмотрено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В зависимости от доступности информации и цели исследования рынка временной интервал анализа рынка добычи песка строительного определен как – 2011-2012 годы.

Согласно письменным пояснениям хозяйствующих субъектов, добывающих песок строительный на территории Удмуртской Республики, в зимний период добыча песка большинством из них не осуществляется.

 

Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность хозяйствующих субъектов на рынке добычи песка строительного. При этом продуктовые границы определены на основе действующих нормативных актов, общероссийских классификаторов продукции, работ и услуг, видов экономической деятельности, опроса потребителей.

Песок строительный относится к нерудным строительным материалам в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (ОКП) - ОКП 57 1140. При этом песок строительный делится на песок природный мытый и песок природный немытый.

Нерудные строительные материалы - неорганические зернистые, сыпучие строительные материалы минерального происхождения, получаемые почти исключительно в карьерах из горных пород, в том числе из попутно добываемых пород и отходов обогащения горно-обогатительных предприятий и применяемые в строительстве без изменения их химического состава и фазового состояния.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст, деятельность по добыче гравия, песка, глины (код 14.2) и разработка гравийных и песчаных карьеров (код 14.21) относится к разделу С, подраздел СВ «Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических».

Песок природный представляет собой природную мелкообломочную осадочную горную породу, образовавшуюся в результате естественного разрушения горных пород и по минерально-петрографическому составу состоящую не менее чем на 50% из зерен кварца, полевых шпатов и других минералов и обломков горных пород размером 0,1-1 мм. Пески не содержат органических примесей. Содержание слюды не превышает 0,2 %.  Содержит примесь алевритовых и глинистых частиц. Количество указанных частиц, определяемых отмучиванием, не превышает 3 % по весу, зерен размером от 5 до 10 мм менее 5 % по весу. Плотность зерен свыше 2,0 г/см3. из различных минералов.

Песок строительный - один из основных видов сырья, используемого для производства стеновых материалов, отвечает требованиям ГОСТ 8736 – 93 «Песок для строительных работ. Технические условия» с модулем крупности от 1,0 до 2,5 по фракционному составу песок относится к очень мелкому, мелкому, среднему, крупному и используется в производстве в естественном виде без фракционного разделения. Таким образом, песок строительный природный заменителей не имеет.

Согласно ГОСТ 8736-93 песок для строительных работ предназначен для применения в качестве заполнителя тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, приготовления сухих смесей, для устройства оснований и покрытий автомобилных дорог и аэродромов. Подразделяется на природный песок (образовавшийся в результате естественного разрушения скальных пород, получаемый при разработке песчаных месторождений без использования специального оборудования), дробленый песок (изготавливаемый из скальных горных пород, с использованием специального дробильного оборудования), фракционированный песок (получаемый путем просеивания с использованием специального оборудования), песок из отсевов дробления (получаемый при производстве щебня из горных пород, из отходов обогащения руд). Основные свойства: неорганический сыпучий материал, крупность зерна от 0,7мм до 5мм, плотность от 2,0 до 2,8 г/см³.

Пески природные по зерновому составу разделяются на следующие группы: крупный, средний, мелкий и очень мелкий. Природные пески предназначаются для производства армированного и неармированного бетона, строительных растворов, кладочных и штукатурных растворов, строительных материалов, а также для балластного слоя железнодорожного пути и строительства автомобильных дорог. Фракционированный песок предназначается в основном для производства армированного и неармированного бетона.

Деятельность продавцов песка строительного связана с их разработкой и добычей в природных месторождениях. Статьи 9, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» устанавливают, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Рассматривая вопрос о взаимозаменяемости песка строительного по производству, можно отметить, что существующий технологический процесс их производства (добыча и разработка природных месторождений) не может быть полномасштабно заменен на производство с другими технологическими процессами, из-за высоких технико-экономических барьеров.

В целях получения объективных и обоснованных данных о взаимозаменяемости песка строительного был проведен опрос потребителей. Опрос показал, что у 100% приобретателей песка отсутствует возможность заменить указанный товар другими товарами. Кроме того, некоторые виды (фракции) песка применяются исключительно в дорожном строительстве, а некоторые виды указанных товаров только в капитальном и жилищном строительстве.

Согласно результатам опроса покупателей песка строительного 66% опрошенных приобретают песок для использования в строительстве, 6% для выпуска строительных материалов, 16% для последующей перепродажи, 6% для отсыпки автомобильной стоянки, 6% для обсыпки территории вокруг производственных зданий.

На основании изложенного, продуктовые границы товарного рынка определены как добыча песка строительного.

 

 

Определение географических границ товарного рынка

 

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитываются следующие: требования условий транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

Учитывая то, что транспортные расходы (при транспортировке автомобильным транспортом  невыгодным становится перемещение товара на расстояния более 60 километров) составляют значительную долю от стоимости приобретаемого товара, а в некоторых случаях превышают его стоимость географические границы товарного рынка во многом определяются расположением разрабатываемых месторождений по отношению к той или иной группе покупателей.

На территории Удмуртской Республики имеются разрабатываемые месторождения песчаных материалов, обеспечивающие потребности большинства групп покупателей. Хотя покупателями песка являются хозяйствующие субъекты, расположенные, как правило, в двух граничащих субъектах Российской Федерации, цена на песок строительный с учетом транспортных расходов возрастает, вследствие чего продукция становится неконкурентоспособной, а ее вывоз в другие субъекты Российской Федерации, становится экономически невыгодным как для поставщиков, так и для покупателей.

В ходе анализа рынка Удмуртским УФАС России была запрошена информация о хозяйствующих субъектах, приобретающих песок строительный у хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу песка строительного на территории Удмуртской Республики. Большинство покупателей песка строительного осуществляют свою деятельность на территории Удмуртской Республики.

Кроме того, согласно проведенному опросу покупателей песка строительного, 100% опрошенных не имеют экономической, технической или иной возможности, учитывая цену, транспортные расходы и иные параметры приобретать песок за пределами Удмуртской Республики. Кроме того, три хозяйствующих субъекта указали, что при повышении цены на песок в пределах Удмуртской Республики долговременно (дольше 1 года) на 5-10%, и неизменности цены за пределами Удмуртской Республики, все равно будут приобретать песок на территории Удмуртской Республики.

При этом 30% опрошенных считают цену на песок в границах Удмуртской Республики завышенной, 40% считают цену обоснованной,30% затруднились ответить на вопрос.

При выборе хозяйствующего субъекта, осуществляющего реализацию песка 45% опрошенных руководствуются ценой, 21% расположением хозяйствующего субъекта, 30% - транспортными расходами, 4% указали на отсутствие выбора, поскольку песок реализует только один хозяйствующий субъект.

По результатам анализа себестоимости добычи песка строительного в границах Удмуртской Республики Удмуртское УФАС России установило, что себестоимость добычи песка хозяйствующих субъектов значительно отличается. Средняя себестоимость добычи песка строительного иных хозяйствующих субъектов в границах Удмуртской Республики составляет около 120 рублей за м3. Разная себестоимость добычи песка строительного обусловлена технологическим процессом добычи песка и разной сложностью геологического строения запасов.

На основании изложенного, географические границы товарного рынка определены как границы Удмуртской Республики.

 

 

Определение состава хозяйствующих субъектов действующих на рынке

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке добычи песка строительного, входят предприятия, осуществляющие разработку месторождений и добычу песка.

Разработка и добыча песка строительного на территории  Удмуртской Республики осуществляется хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на разработку и добычу песка.

При этом следует обратить внимание на проблему неиспользования  лицензиатами источников песка строительного и неосуществления производства (добычи) песка строительного при наличии лицензии. Кроме того, большое количество хозяйствующих субъектов не представляют отчетность по добыче песка строительного Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

Следует отметить, что многие организации, осуществляющие дорожное строительство, закупают песок у посредников.

Покупателями песка являются предприятия по производству железобетонных изделий и конструкций, строительные организации и дорожные предприятия, предприятия стекольной промышленности, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а также население, использующее данные материалы для индивидуального строительства, предприятия, осуществляющие поставку и реализацию песка.

В соответствии с Реестром недропользователей и действующих лицензий на пользование участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, на территории Удмуртской Республики (по состоянию на 30.09.2013 г.), представленного Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, на территории Удмуртской Республики лицензии на пользование недрами в отношении песка строительного в исследуемый временной период были у следующих хозяйствующих субъектов:

1. ОАО "Можгинское строительное объединение"

2. ООО "Балезинская межхозяйственная строительная организация"

3. ПК "Балезинский завод строительных материалов"

4. ИП <…>

5. ОАО "Белкамнефть"

6. ОАО "Удмуртторф"

7. ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие"

8. ПК "Кезская межхозяйственная строительная организация"

9. ООО "Реал-Инженерные Системные Технологии"

10. ООО "Средуралнеруд"

11. ООО "Увинский завод строительных материалов"

12. ЗАО "Чуровской завод силикатных стеновых материалов"

13. ООО "Уралспецэнергоремонт"

14. ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агенстве специального строительства"

15. ООО "Строитель-2"

16. ООО "Руснеруд"

17. ЗАО "УЭЛЬС"

18. ООО "УралАвтоОпт"

Кроме того, ОАО «Кезская ДСПМК», имеющее лицензию на добычу песчано-гравийной смести, отчитывалось перед Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, в том числе и по добыче песка строительного в 2011 году.

Согласно письменным пояснениям ПК «Балезинский завод строительных материалов», ООО «Балезинская МСО», ОАО «Белкамнефть» и ООО «Уралспецэнергоремонт», указанные хозяйствующие субъекты не осуществляют добычу песка строительного. ИП Касимов С.Ш. осуществляет добычу песчано-гравийной смеси. Согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике ООО «Увинский завод строительных материалов» находится в стадии ликвидации».

Согласно письменным пояснениям ООО «УралАвтоОпт» № 90 от 30.07.2013 г. в группу лиц общества входят также ООО «Руснеруд» и ООО «Уралспецэнергоремонт».

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Согласно Территориальному балансу общераспространенных полезных ископаемых по Удмуртской Республике на 01.01.2013 г., на территории Удмуртской Республики насчитывается 61 объект строительных песков (в том числе месторождения и проявления). При этом уменьшился уровень добычи песка на 130,07 тыс. м3 относительно предыдущего года.

 

 

Вид сырья

Всего

 

Категория запасов

Добыча

Потери

 

 

 

м-ний

проявл.

Ед. изм.

А+В+С1

С2

Р

Забал.

 

 

 

Сводная таблица запасов и прогнозных ресурсов песков строительных

на 01.01.2013 г.

 

 

 

 

1. Утвержденные ТКЗ, в т.ч.

22

 

тыс.м3

34901,1

13669,7

18,3

38883,2

426,8

9,9

 

 

1.1. распределенный фонд

20

 

тыс.м3

25711,4

12177,7

5,3

38883,2

426,8

9,9

 

 

1.2. нераспределенный фонд

2

 

тыс.м3

9189,7

1492,1

13,3

 

 

 

 

 

2. Неутвержденные ТКЗ, в т.ч

25

14

тыс.м3

7993,2

27217,0

16676,3

304,2

 

 

 

 

2.1. распределенный фонд

 

1

тыс.м3

 

 

168,0

 

 

 

 

 

2.2. нераспределенный фонд

25

13

тыс.м3

7993,2

27217,0

16508,3

304,2

 

 

 

            

 

Таким образом, в 2012 году распределенный фонд запасов песков строительных составил 21 объект, в том числе 20 месторождений и 1 проявление (что составляет 76945,6 тыс. м3 песков строительных). Нераспределенный фонд включает 27 месторождений и 13 проявлений песков строительных, что составляет 62717,8 тыс. м3 запасов песков строительных.

Согласно пояснениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, по состоянию на 01.01.2013 г. сводным балансом запасов учтено 22 месторождения строительных песков с балансовыми запасами, прошедшими государственную экспертизу, 48570,8 тыс.м3 и забалансовыми 38883,2 тыс. м3; одно месторождение песков-отощителей с запасами по категориям А+В+С1 311 тыс. м3; а также 10 разведанных (В+С1 - 7993,2 тыс. м3) и 15 оцененных месторождений (С2 - 24523 тыс. м3), 14 проявлений с ресурсами 16676,3 тыс.м3. Добыча песков на 12 объектах составила в сумме 436,7 тыс.м3. 5 объектов не разрабатывались, по 4 объектам сведения не представлены.

Количественной характеристикой объема рынка добычи песка строительного является фактическая годовая производительность по добыче песка в географических границах Удмуртской Республики в натуральном выражении (тыс. м3).

Доля хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом товарном рынке (Di) - определяется как отношение фактической годовой производительности по добыче песка строительного хозяйствующего субъекта к общей фактической годовой производительности по добыче песка строительного в установленных географических границах (Di= Vi / Vm).

В связи с тем, что часть хозяйствующих субъектов не представила отчетность в Министерство природных ресурсов и окружающей среды, либо данные о добыче отсутствовали в Территориальном балансе общераспространенных полезных ископаемых по Удмуртской Республике на 01.01.2013 г., в целях расчета долей хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, Удмуртским УФАС России была дополнительно запрошена информация у данных субъектов, в том числе: ПК «Балезинский завод строительных материалов», ИП <…>, ОАО «Белкамнефть», ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие», ФГУП «Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства», ООО «Строитель-2», ООО «Уралспецэнергоремонт», ООО «Руснеруд», ООО «УралАвтоОпт», ЗАО «Уэльс».

По результатам проведенного анализа рынка добычи песка строительного в границах Удмуртской Республики в 2012 году установлено наличие коллективного доминирования ООО «Средуралнеруд» (доля на рынке 38,19%), ЗАО «Уэльс» (доля на рынке 19,88%) и группы лиц: ООО «Руснеруд», ООО «Уралспецэнергоремонт» и ООО «УралАвтоОпт» (доля на рынке 11,05%) с совокупной долей 69,12% .

 

 

 

 

Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации  (CRn) сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

Как правило, для расчета коэффициента рыночной концентрации рассчитывают коэффициент концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-3.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) – сумма  квадратов долей  на товарном рынке  (выраженном в процентах)  всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации на рынке добычи песка строительного в географических границах Удмуртской Республики в 2011г., 2012 г. составляет:

CR3 (2011г.) – 68,87 %;

HHI (2011г.) – 1980,74;

CR3 (2012г.) – 69,12 %;

HHI (2012г.) – 1975,7.

 

На основании вышеизложенного, можно указать, что рынок добычи песка строительного в географических границах Удмуртской Республики относится к умеренно концентрированному, что обусловлено наличием большого числа хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, имеющих небольшие объемы добычи.

 

Определение барьеров входа на товарный рынок

 

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или: затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся: экономические ограничения, административные ограничения, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов направленная на создание барьеров входа на рынок, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок и др.

В качестве барьеров входа на рынок добычи песка строительного потенциальных конкурентов можно отметить ограниченность ресурсов. Несмотря на большое количество запасов, ресурсы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами, а проведение геологоразведочных работ и освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций, что повышает риски вложений.

Существуют также административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения; кроме того оформление лицензии требует значительных временных затрат.

Так в 2012 году нераспределенный фонд запасов включает 27 месторождений и 13 проявлений песков строительных, что составляет 62717,8 тыс. м3 запасов песков строительных или 45% всех запасов песка строительного Удмуртской Республики. Данное обстоятельство указывает, в том числе, на бездействие уполномоченного органа государственной власти Удмуртской Республики в части проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр. Таким образом, 45% запасов песка строительного недоступны для хозяйствующих субъектов, имеющих намерение на оформление лицензии на разработку и добычу песка строительного.

Кроме того, большое число хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на добычу песка строительного, не представляют отчетность, предусмотренную законодательством Российской Федерации о недрах, или не осуществляют добычу песка. Указанные обстоятельства являются основанием для досрочного прекращения, приостановления или ограничения органом, предоставившим лицензию, права пользования недрами.

 

 

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка добычи песка строительного в географических границах Удмуртской Республики позволил определить рыночную структуру изучаемого товарного рынка и степень развитости конкуренции на данном товарном рынке.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рынок добычи песка строительного в географических границах Удмуртской Республики относится к умеренно концентрированному, что обусловлено наличием большого числа хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, имеющих небольшие объемы добычи.

Удмуртским УФАС России на рынке добычи песка строительного в границах Удмуртской Республики в 2012 году установлено наличие коллективного доминирования ООО «Средуралнеруд», ЗАО «Уэльс» и группы лиц: ООО «Руснеруд», ООО «Уралспецэнергоремонт» и ООО «УралАвтоОпт» с совокупной долей 69,12% .

Развитие конкуренции на рынке добычи песка строительного возможно при активизации деятельности уполномоченного органа государственной власти Удмуртской Республики по проведению конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в целях распределения 27 месторождений и 13 проявлений песков строительных, что составляет 62717,8 тыс. м3 запасов песков строительных, между хозяйствующими субъектами, а также активизации деятельности по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами хозяйствующих субъектов, не осуществляющих добычу песка строительного и не представляющих отчетность, и последующему перераспределению их участков между иными хозяйствующими субъектами.