• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке добычи песчано-гравийной смеси в границах Удмуртской Республики за 2011-2012 годы

20.11.2013 г.                                                                                             г. Ижевск

 

Настоящий аналитической отчет проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным  приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее - Порядок проведения анализа рынка) в рамках исполнения поручения ФАС России № ИА/2803-ПР/13 от 29.01.2013 «О проведении проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках строительных материалов на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства пункт 6 Плана мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов № 6553-П9 от 29 ноября 2012».

Целью настоящего анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке добычи песчано-гравийной смеси (далее – ПГС).

Для оценки состояния конкуренции среды на рынке услуг добыче ПГС проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

  • временного интервала;
  • продуктовых границ товарного рынка;
  • географических границ товарного рынка;
  • состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
  • объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов;
  • уровня концентрации товарного рынка;
  • барьеров входа на товарный рынок;
  • состояния конкуренции на товарном рынке.

В качестве источников исходной информации использовались сведения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, хозяйствующих субъектов, добывающих ПГС, опрос потребителей, а также данные собственных исследований Удмуртского УФАС России.

 

Определение временного интервала

 

Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции») временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Пунктом 2.2 Порядка проведения анализа предусмотрено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В зависимости от доступности информации и цели исследования рынка временной интервал анализа рынка добычи ПГС определен как – 2011-2012 годы.

Согласно письменным пояснениям хозяйствующих субъектов, добывающих ПГС на территории Удмуртской Республики, в зимний период добыча ПГС большинством из них не осуществляется.

 

Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность хозяйствующих субъектов  на рынке добычи ПГС. При этом продуктовые границы определены на основе действующих нормативных актов, общероссийских классификаторов продукции, работ и услуг, видов экономической деятельности, опроса потребителей.

Песчано-гравийная смесь относится к нерудным строительным материалам в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (ОКП) - ОКП 57 1130.

Нерудные строительные материалы - неорганические зернистые, сыпучие строительные материалы минерального происхождения, получаемые почти исключительно в карьерах из горных пород, в том числе из попутно добываемых пород и отходов обогащения горно-обогатительных предприятий и применяемые в строительстве без изменения их химического состава и фазового состояния.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст, деятельность по добыче гравия, песка (код 14.2) и разработка гравийных и песчаных карьеров (код 14.21) относится к разделу С, подраздел СВ «Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических».

Песчано-гравийная смесь (ПГС) представляет собой смесь с содержанием гравия и песка, обычно характеризуется наибольшей крупностью зерен гравия. Бывает двух видов: природная и обогащённая(ОПГС).

Песчано-гравийные смеси характеризуют:

- содержанием гравия и песка в смеси;

- наибольшей крупностью зерен гравия;

- показателями, принятыми для оценки гравия по ГОСТ 8267-93 (зерновым составом, прочностью, содержанием зерен слабых пород, морозостойкостью, содержанием пылевидных, глинистых и илистых частиц, глины в комках и минералого-петрографическим составом);

- показателями, принятыми для оценки песка по ГОСТ 8736-93 (зерновым составом и модулем крупности, содержанием пылевидных, глинистых и илистых частиц, в том числе глины в комках, содержанием органических примесей и минералого-петрографическим составом).

Характеристики песчано-гравийной смеси регламентируются по ГОСТ 23735-79 и определяются физическими свойствами и соотношением составляющих её компонентов, а в смесях для дорожного строительства по ГОСТ 25607-94.

В соответствии с ГОСТ 23735-79 в природной ПГС содержание зерен гравия размером более 5 мм должно быть не менее 10% и не более 95% по массе. Пески, входящие в состав природной песчано-гравийной смеси по зерновому составу, должны отвечать требованиям ГОСТ 8736-93 к крупным, средним, мелким и очень мелким пескам. Наибольшая крупность зерен гравия в природной песчано-гравийной смеси должна быть не менее 10 мм и не более 70 мм.

Природные ПГС используют для устройства дорожных покрытий, верхнего слоя оснований под покрытия, для дренирующих слоев и в других целях в дорожном строительстве в соответствии с требованиями норм и правил на строительство автомобильных дорог.

Обогащенная песчано-гравийная смесь должна иметь зерна гравия наибольшей крупности одного из следующих значений: 10; 20; 40 или 70 мм. Пески, входящие в состав обогащенной песчано-гравийной смеси, должны отвечать по зерновому составу требованиям ГОСТ 8736-85 к крупным, средним и мелким пескам. Содержание частиц, проходящих сквозь сито с сеткой № 014 в песках, входящих в состав природной песчано-гравийной смеси, не должно превышать 20%, а обогащенной 10% по массе.

Обогащенная песчано-гравийная смесь (получаемая из природных песчано-гравийных смесей путем обогащения) применяется в соответствии с требованиями строительных норм и правил на соответствующие виды строительных работ (производство бетона и асфальтобетона, железобетонных изделий и конструкций, иных работ).

В связи с тем, что ОПГС является продуктом производным от природной ПГС в настоящем анализе рынка под песчано-гравийной смесью (ПГС) понимается природная песчано-гравийная смесь.

В целях получения объективных и обоснованных данных о взаимозаменяемости ПГС был проведен опрос покупателей ПГС. Опрос показал, что у 95% покупателей отсутствует возможность заменить указанный товар другими товарами, 5% опрошенных указали на возможность замены ПГС щебнем. На основании мнения большинства опрошенных, Удмуртское УФАС России установило, что ПГС не имеет заменителей.

В соответствии со статьями 9, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Таким образом, добыча песчано-гравийной смеси является лицензируемым видом деятельности.

На основании изложенного, продуктовые границы товарного рынка определены как – добыча песчано-гравийной смеси.

 

 

Определение географических границ товарного рынка.

 

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитываются следующие: требования условий транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

Учитывая то, что транспортные расходы (при транспортировке автомобильным транспортом  невыгодным становится перемещение товара на расстояния более 60 километров) составляют значительную долю от стоимости приобретаемого товара, а в некоторых случаях превышают его стоимость географические границы товарного рынка во многом определяются расположением разрабатываемых месторождений по отношению к той или иной группе покупателей.

На территории Удмуртской Республики имеются разрабатываемые месторождения ПГС, обеспечивающие потребности большинства групп покупателей. Хотя покупателями ПГС являются хозяйствующие субъекты, расположенные, как правило, в двух граничащих субъектах Российской Федерации, цена на ПГС с учетом транспортных расходов возрастает, вследствие чего продукция становится неконкурентоспособной, а ее вывоз в другие субъекты Российской Федерации, становится экономически невыгодным как для поставщиков, так и для покупателей.

В ходе анализа рынка Удмуртским УФАС России была запрошена информация о хозяйствующих субъектах, приобретающих ПГС у хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу ПГС на территории Удмуртской Республики. Большинство покупателей ПГС осуществляют свою деятельность на территории Удмуртской Республики.

Кроме того, согласно проведенному опросу покупателей ПГС, 90% опрошенных не имеют экономической, технической или иной возможности, учитывая цену, транспортные расходы и иные параметры приобретать песок за пределами Удмуртской Республики, 10% такую возможность имеют. Данные хозяйствующие субъекты указали, что при повышении цены на ПГС в пределах Удмуртской Республики долговременно (дольше 1 года) на 5-10%, и неизменности цены за пределами Удмуртской Республики, будут приобретать песок за пределами Удмуртской Республики – в Свердловской и Кировской областях.

При этом 16% опрошенных считают цену на ПГС в границах Удмуртской Республики завышенной, 53% считают цену обоснованной,31% затруднились ответить на вопрос.

При выборе хозяйствующего субъекта, осуществляющего реализацию ПГС 44% опрошенных руководствуются ценой, 15% расположением хозяйствующего субъекта, 38% - транспортными расходами, 3% опрошенных руководствуются условиями оплаты.

По результатам анализа себестоимости добычи ПГС в границах Удмуртской Республики Удмуртское УФАС России установило, что себестоимость добычи ПГС хозяйствующих субъектов значительно отличается. Средняя себестоимость добычи ПГС иных хозяйствующих субъектов в границах Удмуртской Республики составляет около 130 рублей за м3. Разная себестоимость добычи ПГС обусловлена технологическим процессом добычи ПГС и разной сложностью геологического строения запасов.

На основании изложенного, географические границы товарного рынка определены как границы Удмуртской Республики.

 

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке добычи ПГС, входят предприятия, осуществляющие разработку месторождений и добычу ПГС.

Разработка и добыча ПГС на территории  Удмуртской Республики осуществляется хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на разработку и добычу ПГС.

При этом следует обратить внимание на проблему неиспользования  лицензиатами источников ПГС и неосуществления производства (добычи) ПГС при наличии лицензии. Кроме того, большое количество хозяйствующих субъектов не представляют отчетность по добыче ПГС Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

Следует отметить, что многие организации, осуществляющие дорожное строительство, закупают ПГС у посредников.

Покупателями ПГС являются предприятия по производству железобетонных изделий и конструкций, строительные организации и дорожные предприятия, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а также население, использующее данные материалы для индивидуального строительства, предприятия, осуществляющие поставку и реализацию ПГС.

В соответствии с Реестром недропользователей и действующих лицензий на пользование участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, на территории Удмуртской Республики (по состоянию на 30.09.2013 г.), представленного Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, на территории Удмуртской Республики лицензии на пользование недрами в отношении ПГС в исследуемый временной период были у следующих хозяйствующих субъектов:

1. ОСПАО "Чепецкое управление строительства"

2. ООО "Балезинская межхозяйственная строительная организация"

3. ПК "Балезинский завод строительных материалов"

4. ООО "Волковский карьер"

5. ОАО "Чепца"

6. ООО "МИНК"

7. ОАО "Белкамнефть"

8. ООО "Дорресурс"

9. ООО "ДорАвтоСтрой-Сервис"

10.  ОАО "Добывающая компания"

11. ООО "Монолитстрой"

12. ООО "Месторождение песчано-гравийных материалов Кама"

13. ОАО "Порт Камбарка"

14. ООО "Производственное предприятие "Подводник-1"

15. ООО "Кама"

16. ООО "СнабСтрой"

17. ООО "Камские нерудные материалы"

18. ООО "Омега-Н"

19. ООО "Омега-М"

20. ООО "Омега-Д"

21. ООО "Гравел Н"

22. ООО "РосПриродРесурс"

23. ООО "ГеоГрав"

24. ООО "Центральное"

25. ООО "УралНефтеСнаб"

26. ООО "Геолого-Разведочные и Инженерные Технологии"

27. ООО "Соло"

28. ООО "Надежда"

29. ОАО "Кезская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна"

30. ОАО "Игринская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна"

31. ООО "Удмуртский дормостроительный комбинат"

32. ОАО "Речной порт Сарапула"

33. ООО "Макаровское"

34. ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие"

35. ООО "Штурман"

 

Кроме того, ИП <..>, имеющий лицензию на добычу песка, осуществляет добычу песчано-гравийной смеси согласно его письменным пояснениям.

Согласно письменным пояснениям ПК «Балезинский завод строительных материалов», ООО «Балезинская МСО», ОАО «Белкамнефть», ОАО «Чепца», ООО «Монолитстрой», ООО «Кама», ООО «Камские нерудные материалы», ООО «Омега-Н», ООО «Омега-Д», указанные хозяйствующие субъекты не осуществляют добычу ПГС.

Согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике ОАО «Игринская дорожно-строительная передвижная механизированная колонна» находится в стадии ликвидации, ООО «УралНефтеСнаб» исключено из ЕГРЮЛ. ООО «Месторождение песчано-гравийных материалов Кама» имеет лицензию только на геологическое изучение участка недр, добычу ПГС не осуществляет.

На основании Реестра недропользователей и действующих лицензий на пользование участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, на территории Удмуртской Республики (по состоянию на 30.09.2013 г.), Удмуртским УФАС России установлено, что ООО «Омега-Н», ООО «Омега-М» и ООО «Омега-д» входят в одну группу лиц. Согласно письменным пояснениям ООО «Гравел-Н», общество входит в группу лиц ООО «Геолого-разведочные и Инженерные технологии».

ООО «Макаровское» и ООО «Центральное» входят в одну группу лиц, добычу ПГС не осуществляют, поскольку технические проекты разработки месторождений находятся в стадии подготовки.

Согласно пояснениям ОАО «Речной порт Сарапула» составляет группу лиц с ООО «Надежда».

ООО «ДорАвтоСтрой-Сервис», ОАО «Добывающая компания», ООО «СнабСтрой», ООО «Омега-М»и ООО «Соло» не представили информацию по запросу Удмуртского УФАС России, как и не представили отчетность Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Согласно Территориальному балансу общераспространенных полезных ископаемых по Удмуртской Республике на 01.01.2013 г., на территории Удмуртской Республики насчитывается 192 объекта песчано-гравийной смеси (в том числе месторождения и проявления). При этом уровень добычи ПГС увеличился на 469,13 тыс. м3 относительно предыдущего года.

 

Вид сырья

Всего

 

Категория запасов

Добыча

Потери

 

 

м-ний

проявл.

Ед. изм.

А+В+С1

С2

Р

Забал.

 

 

Сводная таблица запасов и прогнозных ресурсов ПГС

на 01.01.2013 г.

 

 

 

1. Утвержденные ТКЗ, в т.ч.

33

 

тыс.м3

119170,8

19876,2

 

72928,3

1555,9

75,4

 

1.1. распределенный фонд

30

 

тыс.м3

116036,0

17872,6

 

13997,6

1555,9

75,4

 

1.2. нераспределенный фонд

3

 

тыс.м3

3134,8

2003,6

 

58930,7

 

 

 

2. Неутвержденные ТКЗ, в т.ч

119

40

тыс.м3

122838,1

164006,8

118150,0

280826,2

34,0

1,2

 

2.1. распределенный фонд

10

13

тыс.м3

14054,1

10213,2

80227,4

6357,5

34,0

1,2

 

2.2. нераспределенный фонд

109

27

тыс.м3

108784,0

153793,6

37922,6

274468,7

 

 

 

 

           
 

Таким образом, в 2012 году распределенный фонд запасов ПГС составил 53 объект, в том числе 30 месторождений и 13 проявлений (что составляет 258758,4 тыс. м3 ПГС). Нераспределенный фонд включает 112 месторождений и 27 проявлений ПГС, что составляет 639038 тыс. м3 запасов ПГС.

Согласно пояснениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, по состоянию на 01.01.2013 г. Сводным балансом запасов на 01.01.2013 г. учтено 33 месторождения с утвержденными запасами А+В+С1 – 119170,8 тыс. м3 и С2 – 19876,2 тыс. м3. Каталоги включают 66 разведанных (С12 126923,2 тыс. м3) и 53 оцененных месторождений (С2 159869,8 тыс. м3), 40 проявлений (113936,5 тыс. м3). На 01.01.2013 г. в составе распределенного фонда числится 53 объекта: 40 месторождений и 13 проявлений. В 2012 году разрабатывалось 16 объектов ПГС с добычей 1666,53 тыс. м3. На 25 объектах добычи не было, по 12 сведения не поступили.

Количественной характеристикой объема рынка добычи ПГС является фактическая годовая производительность по добыче ПГС в географических границах Удмуртской Республики в натуральном выражении (тыс. м3).

Доля хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом товарном рынке (Di) - определяется как отношение фактической годовой производительности по добыче ПГС хозяйствующего субъекта к общей фактической годовой производительности по добыче ПГС в установленных географических границах (Di= Vi / Vm).

В связи с тем, что часть хозяйствующих субъектов не представила отчетность в Министерство природных ресурсов и окружающей среды, либо данные о добыче отсутствовали в Территориальном балансе общераспространенных полезных ископаемых по Удмуртской Республике на 01.01.2013 г., в целях расчета долей хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, Удмуртским УФАС России была дополнительно запрошена информация у данных субъектов, в том числе: ПК «Балезинский завод строительных материалов», ИП <…>, ОАО «Белкамнефть», ООО «Балезинская МСО», ОСПАО «Чепецкое управление строительства», ОАО «Чепца», ООО «МИНК», ООО «Дорресурс», ООО «ДорАвтоСтройс-Сервис», ОАО «Добывающая компания», ООО «Монолитстрой», ОАО «ПортКамбарка», ООО «Кама», ООО «СнабСтрой», ООО «Камские нерудные материалы», ООО «Омега-Н», ООО «Омега-Д», ООО «Омега-М», ООО «Соло», ОАО «Кезская ДСПМК», ООО «Штурман».

ООО «ДорАвтоСтрой-Сервис», ОАО «Добывающая компания», ООО «СнабСтрой», ООО «Омега-М»и ООО «Соло» не представили информацию по запросу Удмуртского УФАС России, как и не представили отчетность Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

По результатам проведенного анализа рынка добычи ПГС в границах Удмуртской Республики в 2012 году установлено наличие коллективного доминирования ООО «Волковский карьер» (доля на рынке 27,89%), ООО «РосПриродРесурс» (доля на рынке 13,78%), ООО «ГеоГрав» (доля на рынке 23,04%) и группы лиц: ООО «Гравел-Н» и ООО «Геолого-Разведочные и Инженерные Технологии» (доля на рынке 23,45%) с совокупной долей 88,16% .

 

Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации  (CRn) сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

Как правило, для расчета коэффициента рыночной концентрации рассчитывают коэффициент концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-3.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) – сумма  квадратов долей  на товарном рынке  (выраженном в процентах)  всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации на рынке добычи ПГС в географических границах Удмуртской Республики в 2011г., 2012 г. составляет:

CR3 (2011г.) – 72,76 %;

HHI (2011г.) – 1856,42;

CR3 (2012г.) – 74,38 %;

HHI (2012г.) – 1858,55.

 

На основании вышеизложенного, можно указать, что рынок добычи ПГС в географических границах Удмуртской Республики относится к высококонцентрированному, что обусловлено наличием большого числа хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, имеющих небольшие объемы добычи и присутствием на рынке трех хозяйствующих субъектов, добывающих 74,38% общего объема добычи ПГС.

 

Определение барьеров входа на товарный рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или: затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся: экономические ограничения, административные ограничения, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов направленная на создание барьеров входа на рынок, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок и др.

В качестве барьеров входа на рынок добычи ПГС потенциальных конкурентов можно отметить ограниченность ресурсов. Несмотря на большое количество запасов, ресурсы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами, а проведение геологоразведочных работ и освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций, что повышает риски вложений.

Существуют также административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения; кроме того оформление лицензии требует значительных временных затрат.

Так в 2012 году нераспределенный фонд запасов включает 112 месторождений и 27 проявлений ПГС, что составляет 639038 тыс. м3 запасов ПГС или 71% всех запасов ПГС Удмуртской Республики. Данное обстоятельство указывает, в том числе, на бездействие уполномоченного органа государственной власти Удмуртской Республики в части проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр. Таким образом, 71% запасов ПГС недоступны для хозяйствующих субъектов, имеющих намерение на оформление лицензии на разработку и добычу песка строительного.

Кроме того, большое число хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на добычу ПГС, не представляют отчетность, предусмотренную законодательством Российской Федерации о недрах, или не осуществляют добычу ПГС. Указанные обстоятельства являются основанием для досрочного прекращения, приостановления или ограничения органом, предоставившим лицензию, права пользования недрами.

 

 

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка добычи ПГС в географических границах Удмуртской Республики позволил определить рыночную структуру изучаемого товарного рынка и степень развитости конкуренции на данном товарном рынке.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рынок добычи ПГС в географических границах Удмуртской Республики относится к высококонцентрированному, что обусловлено наличием большого числа хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, имеющих небольшие объемы добычи и присутствием на рынке трех хозяйствующих субъектов, добывающих 74,38% общего объема добычи ПГС.

Удмуртским УФАС России на рынке добычи ПГС в границах Удмуртской Республики в 2012 году установлено наличие коллективного доминирования ООО «Волковский карьер», ООО «РосПриродРесурс», ООО «ГеоГрав» и группы лиц: ООО «Гравел-Н» и ООО «Геолого-Разведочные и Инженерные Технологии» с совокупной долей 88,16%

Развитие конкуренции на рынке добычи ПГС возможно при активизации деятельности уполномоченного органа государственной власти Удмуртской Республики по проведению конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в целях распределения 112 месторождений и 27 проявлений ПГС, что составляет 639038 тыс. м3 запасов ПГС, между хозяйствующими субъектами, а также активизации деятельности по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами хозяйствующих субъектов, не осуществляющих добычу ПГС и не представляющих отчетность, и последующему перераспределению их участков между иными хозяйствующими субъектами.