• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по анализу состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов в географических границах Удмуртской Республики за 2012 год

І. Общие сведения

Анализ состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок оценки конкурентной среды).

Настоящий анализ проведен в целях установления доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК) на региональных рынках, а также унификации методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.

Для оценки состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов проведена расчетно - аналитическая работа по определению:

– временного интервала;

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– субъектов товарного рынка (количественный состав продавцов и покупателей);

– объема товарного ресурса рынка;

– долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– количественных показателей структуры товарного рынка;

– качественных показателей товарного рынка (барьеры входа);

– рыночного потенциала.

При исследовании данного рынка были использованы данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, сведения об объемах реализации получены от хозяйствующих субъектов – участников рынка.

 

ІІ. Временной интервал исследования

Согласно части 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Анализ состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов проведен во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014годы, утвержденного приказом ФАС России от 19.12.2012г. № 773/12.

Цель исследования рынка – оценка состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов, определение положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, установление наличия (отсутствия) доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынках автомобильных бензинов в географических границах товарного рынка, выявление барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов, утвержденными Комиссией ФАС России по проведению анализа товарных рынков, временной период исследования – 2012 год.

 

ІІІ. Продуктовые границы рынка

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя: предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность хозяйствующих субъектов  на розничных рынках автомобильных бензинов. При этом продуктовые границы определены на основе действующих нормативных актов, общероссийских классификаторов продукции, работ и услуг, видов экономической деятельности, опроса потребителей.

Данное исследование проведено в целях определения состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рассматриваемом рынке.

В качестве источников исходной информации при анализе состояния конкуренции на данном товарном рынке использовались сведения, представленные Удмуртстатом, информация от хозяйствующих субъектов – участников рынка, данные собственных исследований антимонопольного органа, а также иные источники информации.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями...››).

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее - ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

  •  низкооктановые бензины - А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);
  •  высокооктановые бензины - Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5 - 88 по моторному методу, 91 - 98 по исследовательскому методу).

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

 

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные бензины

(ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93)

82,5-88 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

Исходя из специфики локальных розничных рынков автомобильных бензинов (наличие/отсутствие конкретных марок автомобильных бензинов, состав автопарка потребителей, сложившиеся предпочтения) продуктовые границы данных товаров следует рассматривать по подгруппам ОЧ (низкооктановые и высокооктановые) либо по маркам автомобильных бензинов.

Брендированные автомобильные бензины различных марок (Ultimate, Pulsar,V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) в пределах одного ОЧ следует рассматривать как одну товарную группу.

Также, в целях исключения взаимозаменяемости автомобильных бензинов и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

По результатам опроса хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничных рынках бензинов, большинство опрошенных (57,14%) считают, что конкуренция на розничных рынках автомобильных бензинов в географических границах Удмуртской Республики развитая, 35,72% опрошенных считают, конкуренция – слабо развитая, 7,14% опрошенных считают, что конкуренция недостаточно развитая, отмечая отсутствие заправочных станций в отдаленных районах.

Таким образом, продуктовые границы товара – автомобильные бензины марки А-76 (АИ-80), АИ-92 (АИ-91, АИ-93), АИ-95 (АИ-96), АИ-98.

 

ІV. Географические границы рынка

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Для определения географических границ товарного рынка необходимо оценить экономическую возможность приобретения автомобильных бензинов потребителем.

Исходя из территориальной фиксированности автозаправочных станций (далее - АЗС), основными ограничениями экономической возможности приобретения автомобильных бензинов потребителем являются расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов. Также, исходя из низкой эластичности спроса, рекомендуется включать в географические границы розничного рынка автомобильных бензинов территорию в пределах одного региона и находящуюся в пределах 100 километров от АЗС, при условии равных или несущественно отличающихся цен (менее 10%).

Учитывая такую специфику, географические границы розничных рынков автомобильных бензинов следует считать местными (локальными).

На основании изложенного, географическими границами розничных рынков автомобильных бензинов является Удмуртская Республика.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов

Продавцами на розничных рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (автомобильного бензина) преимущественно для личного использования.

Пунктом 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» установлено понятие хозяйствующего субъекта: хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно данным, представленным Удмуртстатом и информации у хозяйствующих субъектов  и собственных исследований на территории Удмуртской Республики деятельность по розничной реализации автомобильных бензинов оказывали:

- А-76 – 11 хозяйствующих субъектов;

- АИ-92 – 12 хозяйствующих субъектов;

- АИ-95 – 10 хозяйствующих субъектов;

- АИ-98 – 2 хозяйствующих субъекта.

Покупателями на розничных рынках автомобильных бензинов являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного использования.

По результатам опроса хозяйствующих субъектов, опрошенные  лица указали наиболее известные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на розничных рынках автомобильных бензинов: ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт», ООО «Башнефть-Удмуртия», ООО ТД «Альфа-Трейд», ООО «Браверс», ООО «Татнефть-АЗС-Центр», ООО «Химпродукт – АЗС», ООО «Удмуртнефтепродукт-Л», ООО «УВА АЗС», ООО «Нефтебаза «ЦентрОйл».

 

 

 

 

VІ. Расчет объема товарного рынка

и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема реализации автомобильных бензинов.

В качестве показателя объема товарной массы используется показатель объема продаж автомобильных бензинов (Vm) в натуральном выражении (литр).

Коэффициенты пересчета тонны в литры:

Марка автомобильного бензина

Коэффициент

1

АИ-76 (АИ-80)

0,715

2

АИ-92

0,735

3

АИ-95

0,750

4

АИ-98

0,765

 

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке автомобильных бензинов (Di) рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка Di= Vi / Vm).

Общий объем розничного рынка автомобильных бензинов у выявленных хозяйствующих субъектов представлен в Приложении №1.

Основную долю в 2012 г. на розничном рынке автомобильного бензина марки А-76 (АИ-80)  занимали три хозяйствующих субъекта: ООО «Башнефть-Удмуртия» (>50%), ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» (<35%), ООО «ТД «Альфа-Трейд» (<35%).

Основную долю в 2012 г. на розничном рынке автомобильного бензина марки АИ-92 занимали три хозяйствующих субъекта: ООО «Башнефть-Удмуртия» (>35%), ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» (>35%), ООО «ТД «Альфа-Трейд» (<35%).

Основную долю в 2012 г. на розничном рынке автомобильного бензина марки АИ-95 занимали три хозяйствующих субъекта: ООО «Башнефть-Удмуртия» (<35%), ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» (>35%), ООО «ТД «Альфа-Трейд» (<35%).

В 2012г. розничную реализацию автомобильного бензина марки АИ-98 осуществляли два хозяйствующих субъекта: ООО «Башнефть-Удмуртия» (<35%), ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» (>50%).

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

         Для определения уровня концентрации используются следующие показатели:

         а) коэффициент рыночной концентрации  (CRn) сумма долей на товарном рынке  (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

         Как правило, для расчета коэффициента рыночной концентрации рассчитывают коэффициент концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-3.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) – сумма  квадратов долей  на товарном рынке  (выраженном в процентах)  всех хозяйствующих субъектов,  действующих на данном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации на розничных рынках автомобильных бензинов в 2012г. составляет:

- А-76 - CR3 = 83,21%; HHI = 3674,73;

- АИ-92 - CR3 = 91,08%; HHI = 3158,66;

- АИ-95 - CR3 = 94,81%; HHI = 3589,40;

- АИ-98 - CR3 = 100%; HHI = 9630,98.

По результатам оценки рыночной концентрации, можно указать, что розничные рынки автомобильных бензинов в географических границах Удмуртской Республики относятся к высококонцентрированным, и являются монопольными рынками.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

В ходе проведения исследования проводился опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на розничных рынках автомобильных бензинов в географических границах Удмуртской Республики.

Проведенный опрос хозяйствующих субъектов определил наличие следующих барьеров входа на розничные рынки автомобильных бензинов:

- стратегия поведения действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов агрессивная, не всегда экономически обоснованная политика установления цен на рынке, зачастую ниже цен товарного рынка;

- искусственное завышение оптовых цен и занижение розничных цен (через сети АЗС) вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК);

- высокий уровень конкуренции;

- необходимость наличия определенного опыта работы в данной сфере деятельности и отсутствие на рынке труда квалифицированного персонала для данной отрасли;

- развитие рекламной деятельности.

Из административных барьеров хозяйствующие субъекты выделают:

- сложная процедура получения земельных участков под строительство АЗС;

- частые (дублирующие) проверки контролирующих органов.

Из экономических барьеров хозяйствующие субъекты выделают:

- крупные финансовые вложения;

- высокие закупочные цена на нефтепродукты.

 

ІХ. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, позволил определить рыночную структуру изучаемого рынка и степень развития конкуренции на данном рынке.

Розничные рынки автомобильных бензинов в географических границах Удмуртской Республики являются рынками с высоким уровнем концентрации и характеризуется высокой степенью монополизации.

Основную долю в 2012 г. на розничном рынке автомобильного бензина марки А-76 (АИ-80)  занимали три хозяйствующих субъекта: ООО «Башнефть-Удмуртия» (>50%), ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» (<35%), ООО «ТД «Альфа-Трейд» (<35%).

Основную долю в 2012 г. на розничном рынке автомобильного бензина марки АИ-92 занимали три хозяйствующих субъекта: ООО «Башнефть-Удмуртия» (>35%), ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» (>35%), ООО «ТД «Альфа-Трейд» (<35%).

Основную долю в 2012 г. на розничном рынке автомобильного бензина марки АИ-95 занимали три хозяйствующих субъекта: ООО «Башнефть-Удмуртия» (<35%), ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» (>35%), ООО «ТД «Альфа-Трейд» (<35%).

В 2012г. розничную реализацию автомобильного бензина марки АИ-98 осуществляли два хозяйствующих субъекта: ООО «Башнефть-Удмуртия» (<35%), ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» (>50%).

 

Мероприятия Удмуртского УФАС России:

 

 1. Провести мероприятия по актуализации реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов:

 - включить в Реестр  ООО «Башнефть-Удмуртия» (426011, г. Ижевск, ул. Холмогорова, 3, ИНН 1831090630) по оказанию услуг на розничном рынке автомобильных бензинов марки А-76 в географических границах Удмуртской Республики с долей более 50%;

- включить в Реестр  ООО «Башнефть-Удмуртия» (426011, г. Ижевск, ул. Холмогорова, 3, ИНН 1831090630) по оказанию услуг на розничном рынке автомобильных бензинов марки АИ-92 в географических границах Удмуртской Республики с долей более 35%;

- включить в Реестр  ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» (614068, г. Пермь, ул. Ленина, 77, ИНН 5902182943) по оказанию услуг на розничном рынке автомобильных бензинов марки АИ-92 в географических границах Удмуртской Республики с долей более 35%;

- включить в Реестр  ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» (614068, г. Пермь, ул. Ленина, 77, ИНН 5902182943) по оказанию услуг на розничном рынке автомобильных бензинов марки АИ-95 в географических границах Удмуртской Республики с долей более 35%;

- включить в Реестр  ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» (614068, г. Пермь, ул. Ленина, 77, ИНН 5902182943) по оказанию услуг на розничном рынке автомобильных бензинов марки АИ-98 в географических границах Удмуртской Республики с долей более 50%.

2. Установить контроль за поведением хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги на розничных рынках автомобильных бензинов географических границах Удмуртской Республики, с целью предупреждения и пресечения антиконкурентных действий и злоупотреблении доминирующим положением.