Аналитический отчет о результатах анализа состояния конкуренции на рынке поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» Удмуртской Республики за период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» Удмуртской Республики за период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года, проведены в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220  (далее – Порядок проведения анализа состояния конкуренции). 

         Для оценки состояния конкурентной среды на рынке поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» Удмуртской Республики за период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

a временного интервала исследования;

a продуктовых границ товарного рынка;

a географических границ товарного рынка;

a состава хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке;

a объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

a уровня концентрации товарного рынка;

a качественных показателей товарного рынка (барьеры входа);

a оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

Целью проведения анализа рынка является установление наличия (отсутствия) доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» Удмуртской Республики. 

Предметом данного исследования является рынок поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» Удмуртской Республики, его структура, участники, доли рынка, занимаемые участниками рынка.

В настоящем анализе использована информация, представленная для исследования непосредственно хозяйствующими субъектами – участниками данного рынка.

Деятельность по авиатопливообеспечению воздушных перевозок (поставка авиатоплива) регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 года № 60-ФЗ, другими нормативными актами, регулирующими деятельность в области гражданской авиации, стандартами, ГОСТ и техническими условиями, в том числе:

- Приказом ФСВТ РФ от 18.04.2000 № 89 «Об утверждении «Федеральных авиационных правил. Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок»;

- Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах»;

- Приказом ФСВТ РФ от 24.04.2000 № 98 «Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры» (далее – Приказ № 98);

- Приказом ФСВТ РФ от 18.04.2000 № 89 «Об утверждении «Федеральных авиационных правил. Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок» (далее – Приказ № 89);

- ГОСТом 10227-86 «Топлива для реактивных двигателей».

 

Понятия, используемые в настоящем анализе:

- Авиатопливо (топливо для реактивных двигателей) - топливо для авиационных реактивных двигателей. В качестве топлива для реактивных двигателей наибольшее применение нашли керосиновые фракции, получаемые прямой перегонкой из малосернистых (топливо марки Т-1) и сернистых (топливо марки ТС-1) нефтей (далее – авиакеросин, авиатопливо, реактивное топливо, авиаГСМ). Для производства топлив, обладающих повышенной термической стабильностью (топливо марки РТ), фракции прямой перегонки подвергают гидроочистке.

- Авиатопливообеспечение воздушных перевозок -  комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями). Организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет как весь комплекс указанных работ, так и только их часть.

- Аэропортовая деятельность - деятельность, осуществляемая юридическими лицами, по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов.

- Потребители услуг в аэропортах – авиаперевозчики, осуществляющие регулярные и нерегулярные авиаперевозки.

 

I. Временной интервал исследования товарного рынка

 

Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Пунктом 2.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции предусмотрено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

При определении временного интервала учитывалась доступность информации на момент исследования рынка.

Целью проведения анализа рынка является установление наличия (отсутствия) доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» Удмуртской Республики.  В связи с этим, для целей исследования рынка необходимо было изучить характеристики рынка, сложившиеся за период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года, т.е. проводился ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

На основании вышеизложенного, временной период исследования  рынка составляет - с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года.

 

II. Определение продуктовых границ рынка

 

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя: предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность хозяйствующих субъектов на рынке поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок.

Предварительное определение товара, согласно Порядку проведения анализа состояния конкуренции, проводится на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

 

В статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержатся определения основных понятий, в нем используемых:

товар – объект гражданского права (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В данном случае под товаром понимаются услуги по поставке авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок, т.е. аэропортовая деятельность по обеспечению авиаГСМ.

 взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в т.ч. географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

Определение продуктовых границ исходя из  условий договора

 

Согласно договору № ТУ02-18-00367 (827/07) поставки авиационных ГСМ от 27.12.2007 года (в редакции дополнительных соглашений от 01.01.2010 года, 01.01.2011 года, 11.01.2011 года, 19.07.2011 года, 14.08.2011 года, 28.11.2011 года, 15.12.2011 года, 25.12.2012 года), заключенному между ОАО «Ижавиа» (Покупатель) и ООО «КОМОС ГРУПП» (Поставщик), представленного ОАО «Ижавиа», предусмотрено, что Поставщик обязуется поставить, а Покупатель принять и оплатить авиационные ГСМ для обеспечения воздушных судов Покупателя (далее - Топливо) при выполнении всех видов полётов в аэропорт «Ижевск» в порядке и на условиях, предусмотренных договором и дополнительными соглашениями к договору. Под воздушными судами Покупателя понимаются самолёты и/или вертолёты, принадлежащие Покупателю.

Поставляемое Топливо по своему качеству должно соответствовать стандартам (ГОСТ 10227-86) или техническим условиям, указанным в паспорте и (или) сертификате соответствия (пункт 2.1 договора № ТУ02-18-00367 (827/07).

В соответствии с пунктом 3.4 договора № ТУ02-18-00367 (827/07) обязанность Поставщика по поставке Топлива считается исполненной с момента прохождения продукта через соединение ННЗ (раздаточный пистолет) заправочного средства с приемным клапаном горловины заправочной системы воздушного судна. С этого же момента к Покупателю переходит право собственности и риск случайной гибели товара, а также ответственность за количество и качество топлива.

Из условий договора № ТУ02-18-00367 (827/07) установлено, что Покупатель приобретает авиатопливо в комплексе с услугой заправки воздушного судна.

Услуга обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом относится к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

Вместе с тем, генеральным директором ООО «КОМОС ГРУПП» были представлены письменные пояснения № 08-12-1036 от 12.08.2013 года, согласно которым в период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года ООО «КОМОС ГРУПП» не оказывало самостоятельной услуги заправки воздушных судов в связи с отсутствием заявок от контрагентов. Покупателям авиатоплива, в соответствии с заключенными с ними договорами поставки, передача топлива производилась путем прохождения продукта через соединение ННЗ заправочного средства с приемным клапаном горловины заправочной системы воздушного судна.

Генеральный директор ОАО «Ижавиа» письменно пояснил, что ООО «КОМОС ГРУПП» стоимость услуги заправки воздушных судов отдельно не установлена, и включается в стоимость тонны авиатоплива. 

Таким образом, исходя из условий договора, письменных пояснений ООО «КОМОС ГРУПП», ОАО «Ижавиа» продуктовые границы определены как услуги поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок.

 

Определение продуктовых границ на основании нормативных актов, регулирующих деятельность

 

Согласно пункту 1.5 Приказа Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 № 98 «Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры» авиатопливообеспечение воздушных перевозок - комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями).

В соответствии с пунктом 1.3 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок», утвержденных Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 18.04.2000 N 89, организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет следующие работы:

- прием авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (далее авиаГСМ) на склад аэропорта;

- хранение авиаГСМ;

- подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку;

- заправку авиаГСМ в воздушные суда.

Организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет как весь комплекс указанных работ, так и только их часть.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно постановлению Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуги по хранению авиационного топлива относятся к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. Следовательно, проведение анализа рынка указанных услуг с целью установления доминирующего положения не требуется.

В данном случае рынок поставки авиатоплива рассматривался как самостоятельный рынок.

На основании изложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок.

 

Определение продуктовых границ на основании общероссийских классификаторов

 

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) и общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) услуги по авиатопливообеспечению воздушных перевозок (поставка авиатоплива) код ОКП 025121 «Топливо для реактивных двигателей (керосин авиационный)» классифицирована по группе «Транспорт и связь», включающую в себя «Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов» (код 63.23.4).

На основании изложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок.

 

Определение продуктовых границ на основании опроса юридических лиц, пользующихся услугой поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок

 

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции, определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Опрос потребителей, пользующихся услугами поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту Удмуртской Республике показал следующее (результаты опроса – в приложении 1 к аналитическому отчету). 

Услугу по авиатопливообеспечению воздушных перевозок какой-либо другой услугой заменить невозможно, так считают 100% опрошенных.

100% опрошенных продолжило бы приобретать услугу по авиатопливообеспечению воздушных перевозок, даже если бы произошло долговременное повышение цен свыше 10%.

Возможность выбора организации, осуществляющей услуги по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» в период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года отсутствовала (100% опрошенных).

На территории Удмуртской Республике услуги по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» в период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года осуществляло ООО «КОМОС ГРУПП», так ответили 100% опрошенных.

Данные сведения показывают, что заменить услугу поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок какой-либо другой услугой невозможно.

Вышеперечисленные факторы подтверждают, что услуга поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок является самостоятельным рынком и не имеет заменителей.

 

Таким образом, в ходе исследования с учетом результатов опроса, анализа действующего законодательства, условий договора, общероссийских классификаторов продуктовые границы товарного рынка определены как услуги поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок.

 

III. Определение географических границ рынка.

 

Процедура определения географических границ рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

         - предварительное определение границ;

         - выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого рынка.

При предварительном определении географических границ товарного рынка учитывается следующее: информация о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; информация о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации; информация о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитывается следующее: требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

Рынок авиатопливообеспечения воздушных перевозок (поставка авиатоплива) рассматривается как локальный. Географическими границами товарного рынка принимаются границы аэропорта ОАО «Ижавиа».

На территории Удмуртской Республики находится единственный аэропорт, через который совершаются внутрироссийские перевозки пассажиров и грузов воздушным транспортом - аэропорт ОАО «Ижавиа».

Юридический адрес аэропорта ОАО «Ижавиа» - 427000, Россия, Удмуртская Республика, Завьяловский район, аэропорт.

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 98 для удовлетворения потребности в аэропортовом обслуживании пассажиров и других клиентов - потребителей авиауслуг, а также авиапредприятий, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки, и обеспечения при этом требуемой безопасности выполнения полетов воздушных судов в аэропорту должны осуществляться следующие виды аэропортовой деятельности:

- аэродромное обеспечение;

- электросветотехническое обеспечение;

- радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь;

- обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения;

- авиатопливообеспечение воздушных перевозок;

- осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов;

- инженерно-авиационное обеспечение;

- обеспечение авиационной безопасности;

- обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов;

- штурманское обеспечение;

- поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;

- метеорологическое обеспечение.

Только в аэропортах местных воздушных линий может не осуществляться аэропортовая деятельность, в том числе, по авиатопливообеспечению воздушных перевозок.

Таким образом, географическими границами рынка услуг поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок являются границы аэропорта ОАО «Ижавиа», ввиду того, что данная услуга может быть оказана только на территории аэропорта ОАО «Ижавиа».

Кроме того, 77,8% опрошенных потребителей услуги авиатопливообеспечения воздушных перевозок отметили, что приобретают авиатопливо и услугу по заправке в комплексе у одного хозяйствующего субъекта – ООО «КОМОС ГРУПП», осуществляющего деятельность в аэропорту ОАО «Ижавиа».

22.2% опрошенных потребителей услуги авиатопливообеспечения воздушных перевозок отметили, что приобретают авиатопливо у одного хозяйствующего субъекта – ООО «КОМОС ГРУПП», осуществляющего деятельность в аэропорту ОАО «Ижавиа», а услугу по заправке воздушных судов осуществляет ОАО «Ижавиа».

 

IV. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

 

Потребителями услуги поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» являются авиаперевозчики (перечень приведен в Приложении № 2).

100% опрошенных потребителей отметили, что на территории Удмуртской Республики услуги по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» в период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года оказывала одна организация – ООО «КОМОС ГРУПП».

Согласно письменным пояснениям генерального директора ОАО «Ижавиа» от 28.02.2013 года № 07-15/1008 деятельность по заправке воздушных судов в аэропорту ОАО «Ижавиа» осуществляет ООО «КОМОС ГРУПП». ОАО «Ижавиа» не осуществляет деятельность по заправке воздушных судов ввиду отсутствия собственных топливозаправочных мощностей и сертификата соответствия.  

Таким образом, в ходе проведенных исследований установлено, что ООО «КОМОС ГРУПП» (ИНН 1831089218, 426069, УР, г. Ижевск, ул. Песочная, 11) является единственной организацией, оказывающей услуги поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок.

 

Устав ООО «КОМОС ГРУПП» утвержден решением общего собрания участников протокол № 32/10 от 27.12.2010 года.

Согласно пункту 2.3 устава ООО «КОМОС ГРУПП» общество оказывает, в том числе, услуги по реализации нефти и продуктов ее переработки предприятиям, организациям и физическим лицам; авиатопливообеспечению (прием, хранение, выдача на заправку и заправка воздушных судов).

К дополнительным видам экономической деятельности ООО «КОМОС ГРУПП» относятся, в том числе, оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин (код по ОКВЭД 51.51.2), хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки (код по ОКВЭД 63.12.21), оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом (код по ОКВЭД 51.51.3).

ООО «КОМОС ГРУПП»  имеет обособленное подразделение – филиал ООО «КОМОС-ГРУПП» ТЗК «Крылатский».

Согласно Положению о филиале ООО «КОМОС-ГРУПП» ТЗК «Крылатский», утвержденного общим собранием участников ООО «КОМОС-ГРУПП» протокол от 16.05.2007 года, основными видами деятельности ООО «КОМОС-ГРУПП» ТЗК «Крылатский» являются:

- авиатопливообеспечение воздушных перевозок;

- реализация нефтепродуктов;

- хранение нефтепродуктов.

Основными технико-технологическими характеристиками ТЗК «Крылатский» являются:

- площадь ТЗК «Крылатский» - 5160 кв.м.;

- общая резервуарная емкость – 11203 куб.м., в том числе, для авиатоплива – 2300 куб.м., для автобензина – 4000 куб.м., для дизельного топлива – 4450 куб.м., для прочих – 403 куб.м.

- неснижаемый остаток авиатоплива в резервуарах – 200 тонн.

ООО «КОМОС ГРУПП» имеет сертификат соответствия № ФАВТ ПР.А.04.00027 от 12.05.2010 года на осуществление авиатопливообеспечения воздушных перевозок. Срок действия до 12.05.2013 года. Согласно сертификату соответствия ООО «КОМОС-ГРУПП» осуществляет следующие услуги в аэропорту ОАО «Ижавиа»:

1. Прием, перекачка, хранение, подготовка к выдаче, выдача на заправку и заправка ВС, авиатопливами, изготовленными по ГОСТ 10227;

2. Прием, хранение, подготовка к выдаче и дозирование в авиатопливо ПВК жидкости, изготовленной по ОСТ 54-3-175-73;

3. Прием, хранение, подготовка к выдаче и выдача масел, изготовленных по ГОСТ, ОСТ;

4. Прием, хранении, подготовка к выдаче и выдача спецмашины ПОЖ, изготовленной по ТУ 2420-003-26759308-2005.

Доставка авиатоплива на территорию аэропорта ОАО «Ижавиа» в период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года осуществлялась 3 аэродромными заправщиками ТЗ-22, принадлежащих ООО «КОМОС ГРУПП».

В период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года ООО «КОМОС ГРУПП» размещало информацию о «стоимости авиакеросина путем заправки в крыло» в информационном бюллетене «КОРТЕС-ИНФОРМАЦИЯ».

В период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года ООО «КОМОС ГРУПП» самостоятельной услуги по авиатопливообеспечению путем заправки воздушных судов «в крыло» не оказывало. Покупателям авиатоплива, в соответствии с заключенными с ними договорами поставки, передача топлива производилась путем прохождения продукта через соединение ННЗ заправочного средства с приемным клапаном горловины заправочной системы воздушного судна.

В период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года ООО «КОМОС ГРУПП» договоры на хранение на ТЗК «Крылатский» авиатоплива для заправки воздушных судов, приобретенного у ООО «КОМОС ГРУПП» не заключались, в связи с отсутствием заявок на их заключение.

В период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года поставщиками авиатоплива для ООО «КОМОС ГРУПП» являлись:

- ОАО Солид-товарные рынки;

- ОАО ТАИФ-НК;

- ООО Коминнотех;

- ООО Лига;

- ООО ЛУКОЙЛ-АЭРО;

- ООО УК Транс-ойл.

 

V. Объем товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

 

         Расчет общего объема товарной массы в обороте за период, определенный настоящим исследованием в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка осуществлялся на основании объемов продаж авиатоплива хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в аэропорту ОАО «Ижавиа».

         Расчет общего объема товарной массы производился на основании данных полученных от хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом  товарном рынке - ООО «КОМОС ГРУПП».

Учитывая, что географическими границами рынка поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок являются границы аэропорта ОАО «Ижавиа», а также то, что единственной организацией действующем на данном рынке является ООО «КОМОС ГРУПП», то общий объем рынка будет составлять общее количество реализованного авиатоплива в аэропорту ОАО «Ижавиа» за период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года (Таблица № 1):

 

Таблица №1

Наименование организации

01.01.2012г. - 01.02.2013г.

Количество, тонн

Доля, %

1

ООО «КОМОС ГРУПП»

9 007

100%

 

ИТОГО

9 007

100%

 

Таким образом, ООО «КОМОС ГРУПП» занимает доминирующее положение на рынке поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок на территории аэропорта ОАО «Ижавиа».

 

VI. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

         Для определения уровня концентрации используются следующие показатели:

         а) коэффициент рыночной концентрации  (CRn) сумма долей на товарном рынке  (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

         Как правило, для расчета коэффициента рыночной концентрации рассчитывают коэффициент концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-3.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) – сумма  квадратов долей  на товарном рынке  (выраженном в процентах)  всех хозяйствующих субъектов,  действующих на данном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации от оказания услуг поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в географических границах аэропорта ОАО «Ижавиа» в период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года составляет:

CR3  – 100%

HHI – 10 000

На основании вышеизложенного, можно указать, что рынок поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок относится к высококонцентрированному, и является монопольным рынком.

 

VII. Определение барьеров входа на рынок.

 

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относится наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

На основании анализа действующего законодательства, регулирующего деятельность в сфере авиатопливообеспечения воздушных перевозок (поставка авиатоплива), установлено наличие административного барьера входа на рынок, который выражается в следующем.

В соответствии с пунктом 1.5 Приказа № 89 правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим авиатопливообеспечение воздушных перевозок, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (далее - Заявители).

Проведение обязательной сертификации организаций авиатопливообеспечения воздушных перевозок на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации осуществляется возмездно (пункт 1.9 Приказа № 89).

Приказом № 89 предъявляются определенные требования к Заявителям, желающим осуществлять авиатопливообеспечение воздушных перевозок, ч то, в свою очередь, требует материальных затрат.

Учитывая наличия только одного хозяйствующего субъекта - ООО «КОМОС ГРУПП», оказывающего услугу поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в географических границах аэропорта ОАО «Ижавиа», то можно сделать вывод, что указанный барьер является труднопреодолимым.

 

VIII. Оценка состояния конкурентной среды на рынке

        

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок, позволил определить рыночную структуру изучаемого товарного рынка и степень развитости конкуренции на данном товарном рынке.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рынок поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок относится к высококонцентрированному, и является монопольным рынком. Единственной организацией, действующей на данном рынке в географических границах аэропорта ОАО «Ижавиа» в период с 01.01.2012 года по 01.02.2013 года является ООО «КОМОС ГРУПП».

 

Мероприятия Удмуртского УФАС России:

 

     1. Провести мероприятия по актуализации реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов;

     - Включить в Реестр ООО «КОМОС ГРУПП» (426069, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Песочная, д. 11; ИНН 1831089218) по оказанию услуг поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в географических границах аэропорта ОАО «Ижавиа» с долей более 50%.

     2. Установить контроль за поведением хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в географических границах аэропорта ОАО «Ижавиа», с целью предупреждения и пресечения антиконкурентных действий и злоупотреблении доминирующим положением.

 

 

Приложение 1: Результаты анкетирования – на 2 л. в 1 экз.

Приложение 2: Перечень потребителей услуги авиатопливообеспечения воздушных перевозок (поставка авиатоплива) в аэропорту ОАО «Ижавиа» на 1 л. в 1 экз.

 

 

 

 

Начальник отдела контроля

естественных монополий

и природных ресурсов                                                                 «…»

 

 

Приложение 1 к аналитическому отчету о результатах анализа состояния конкуренции на рынке поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» УР за период с 01.01.2012г. по 01.02.2013г.

 

 

Результаты анкетирования потребителей, пользующихся услугами в аэропортах по авиатопливообеспечению воздушных перевозок

 

Анкетирование проводилось в период с 20.05.2013 г. – 20.06.2013 г.

Всего в Удмуртское УФАС России поступило 7 анкет.

 

1.         Укажите, пользовалось ли Ваше предприятие услугами по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропортах Удмуртской Республики в период с 01.01.2012г. по 01.02.2013г.:

а) да – 100%;

б) нет – 0%.

 

2.         Услугами каких аэропортов в географических границах Удмуртской Республики в период с 01.01.2012г. по 01.02.2013г. пользовалось Ваше предприятие?

а) ОАО «ИжАвиа» - 100%;

б) иное (указать) – 0%.

 

3.         На территории Удмуртской Республики услуги по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропортах Удмуртской Республики в период с 01.01.2012г. по 01.02.2013г. осуществляли:

а) одна организация (указать наименование) ООО «КОМОС-ГРУПП» - 100%

б) две, указать – 0%

в) несколько – 0%

г) затрудняюсь ответить – 0%.

 

4.         Возможно ли заменить услугу по авиатопливообеспечению воздушных перевозок другим видом услуг:

а) да – 0%

б) нет – 100%

 

5.         Существовала ли у Вашего предприятия возможность выбора организации осуществляющей услуги по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропортах Удмуртской Республики в период с 01.01.2012г. по 01.02.2013г.:

а) да, такая возможность существовала – 0%;

б) да, но выбор был ограничен небольшим количеством хозяйствующих субъектов, осуществляющих указанный вид деятельности – 0%;

в) возможностей выбора не было – 85,7%.

г) не осуществляли поиск других компаний – 14,3%.

 

6. На Ваш взгляд, конкуренция на рынке услуг по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в аэропортах Удмуртской Республики:

а) развита – 14,3%;

б) отсутствует – 57,2%;

в) слабо развита – 14,3%.

 

7. В случае, если бы в период с 01.01.2012г. по 01.02.2013г. произошло долговременное повышение цен свыше 10% на услуги по авиатопливообеспечению воздушных перевозок, Ваши действия следующие:

а) будете продолжать приобретать услуги – 100%;

б) откажетесь от приобретения данных услуг- 0%;

в) иное – 0%.

 

8. Имелась ли у Вас возможность выбора организаций, предоставляющих услуги по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в период с 01.01.2012г. по 01.02.2013г., за пределами Удмуртской Республики (для осуществления авиапервозок (взлет) с территории Удмуртской Республики):

а) да – 28,5%;

б) нет – 71,5%;

 

9. Имелась ли у Вас возможность выбора организаций, предоставляющих услуги по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в период с 01.01.2012г. по 01.02.2013г., на территории Удмуртской Республики (для осуществления авиапервозок (взлет) с территории Удмуртской Республики):

а) имелась;

б) возможностей выбора не было – 85,7%;

в) иное - не осуществляли поиск других компаний – 14,3%..

 

10. Выполняет ли Ваша авиакомпания в аэропорту «ИжАвиа» аэропортовые услуги (работы) для пассажиров и эксплуатируемых судов самостоятельно (полностью или частично):

а) да – 42,8%;

б) нет – 57,2%.

 

11. Выполняет ли Ваша авиакомпания в аэропорту «ИжАвиа» аэропортовые услуги (работы) другим авиакомпаниям и на каких условиях:

Нет – 100%

 

12. В каких объемах приобретает Ваша авиакомпания авиатопливо в аэропорту «ИжАвиа»:

а) в объемах, необходимых для обеспечения воздушных авиаперевозок согласно расписания – 100%;

б) в бо´льших объемах – 0%.

 

13. По какой схеме Ваша авиакомпания приобретает услугу авиатопливообеспечения в аэропорту «ИжАвиа»:

а) приобретает авиатопливо и услугу по заправке в комплексе у одного из хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в аэропорту «ИжАвиа» - ООО «КОМОС ГРУПП» - 71,5%;

б) приобретает услугу по заправке собственного авиатоплива;

в) приобретает авиатопливо у одного хозяйствующего субъекта (указать наименование и адрес) и приобретает услугу по заправке у другого хозяйствующего субъекта (указать наименование и адрес) – приобретают топливо у ООО «КОМОС ГРУПП», услуга заправки – ОАО «Ижавиа» - 28,5%

 

14. Имеет ли возможность Ваша авиакомпания в аэропорту «ИжАвиа» получать только услугу по авиатопливообеспечению (без приобретения авиатоплива в аэропорту):

а) да – 42,9%;

б) нет – 57,1%.

 

15. Целесообразно ли приобретать услуги авиатопливообеспечения в комплексе с приобретением авиатоплива:

а) да – 85,7%;

б) нет – 14,3%.

 

16. Целесообразно (нецелесообразно) хранение авиатоплива, принадлежащего Вашей авиакомпании в хранилищах на территории аэропорта «ИжАвиа» либо вне административных границ аэропорта:

а) да – 28,5%;

б) нет – 71,5%.

 

17. В случае приобретения в аэропорту «ИжАвиа» авиатоплива в бо´льших объемах, чем это необходимо для обеспечения воздушных авиаперевозок согласно расписания, укажите способ хранения авиатоплива:

а) авиатопливо хранится в хранилищах, находящихся в собственности авиакомпании (указать владельца хранилища – 0%;

б) авиатопливо хранится в ТЗК, расположенных в аэропорту «ИжАвиа» (указать владельца ТЗК) – ООО «КОМОС ГРУПП» - 42,9%;

в) авиатопливо хранится в хранилищах, расположенных вне аэропорта «ИжАвиа» (указать владельца хранилища) – 0%.

г) не хранят, либо не закупают в больших объемах – 57,1%

 

18. Наличие фактов дискриминации и ущемления прав Вашей авиакомпании при оказании услуг по аэропортовому обслуживанию, в том числе при оказании услуг по авиатопливообеспечению:

а) факторов нет – 85,7%

б) нет возможности хранить свое авиатопливо – 14,3%.

 

Приложение № 2 к аналитическому отчету о результатах анализа состояния конкуренции на рынке поставки авиатоплива для авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропорту ОАО «Ижавиа» УР за период с 01.01.2012г. по 01.02.2013г.

(для служебного пользования)