Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг охраны жилых помещений в географических границах г. Ижевска и г. Сарапула Удмуртской Республики за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г.

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг охраны жилых помещений, проведен в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок, Порядок проведения анализа) и Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке охраны жилых помещений ФАС России (далее – Методические рекомендации ФАС России).

Настоящее исследование проведено во исполнение Приказа ФАС России от 07.02.2011 г. № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годах».

Целью проведения настоящего анализа рынка является оценка состояния конкуренции на рынке услуг охраны жилых помещений, выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, выявление наличия (отсутствия) барьеров входа на рынок услуг охраны жилых помещений.

Для оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений проведена аналитическая работа по определению:

  • временного интервала;
  • продуктовых границ товарного рынка;
  • географических границ товарного рынка;
  • состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
  • объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов;
  • уровня концентрации товарного рынка;
  • барьеров входа на товарный рынок;
  • состояния конкурентной среды на товарном рынке.

При исследовании данного рынка были использованы информация МВД по Удмуртской Республики, информация от хозяйствующих субъектов – участников рынка, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность на исследуемом рынке, а также иные источники информации.

 

 

 

 

1. Временной интервал исследования товарного рынка

 

Согласно ч. 9 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России, временной интервал исследования рынка – период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г.

При определении временного интервала учтено, что рынок услуг охраны жилых помещений не подвержен сезонным колебаниям, спрос, сроки договора, являются стабильными.

Целью проведения настоящего анализа рынка является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений, выявление хозяйствующих субъектов,  занимающих доминирующее положение,  выявление наличия (отсутствия) барьеров входа на рынок услуг охраны жилых помещений.

На основании вышеизложенного, временной период исследования рынка определен  как период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г.

 

 

2. Определение продуктовых границ рынка

 

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя: предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

Предметом анализа явилась деятельность хозяйствующих субъектов на рынке охраны жилых помещений. При этом продуктовые границы определены на основе общероссийских классификаторов продукции, работ и услуг, видов экономической деятельности, разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности, условий договоров, действующих нормативных актов.

Данное исследование проведено в целях определения характеристик рынка услуг по охране объектов и (или) имущества.

Предварительное определение товара, согласно Порядку проведения анализа, проводится на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

 

          В статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержатся определения основных понятий, в нем используемых:

         товар – объект гражданского права (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

         взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях)

         товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в т.ч. географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

 

Определение продуктовых границ товарного рынка на основании нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность

 

В соответствии с Законом Российской Федерации  от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:

охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Вместе с тем, Удмуртским УФАС России установлено, что стоимость услуг по осуществлению работ по проектированию и монтажу технических средств охраны жилых помещений рассчитывается отдельно от услуг по охране жилых помещений граждан в зависимости от помещения заказчика и технических средств, устанавливаемых на конкретном объекте. Таким образом, оказание услуг по осуществлению работ по проектированию и монтажу технических средств охраны жилых помещений является отдельным товарным рынком.

 

Определение продуктовых границ рынка на основе общероссийских классификаторов

 

Оказание услуг жилых помещений осуществляется лицензированными охранными организациями. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) предусматривает отдельный код для данного вида деятельности - 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности».

 

Определение продуктовых границ товарного рынка на основании разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности

 

В соответствии со статьей 11.2 Закона об охранной деятельности, предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.

Согласно лицензиям на негосударственную (частную) охранную деятельность, выданным хозяйствующим субъектам, действующим на рынке (ООО «ЧОП «Стикс», ООО «НОП «Магнум»), им разрешено осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности по охране имущества собственников, в том числе при его транспортировке.

 

Таким образом, исходя из определения продуктовых границ товарного рынка на основании разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности, продуктовые границы рынка определены как услуги охраны жилых помещений.

 

Определение продуктовых границ исходя из  условий договора

 

Согласно пункту 1.1. типового договора об охране объектов ООО ЧОП «Стикс», клиент поручает, а ЧОП принимает на себя обязательства по оказанию возмездных услуг охраны объекта и находящегося на объекте имущества.

Согласно пункту 1.1. типового договора на охрану имущества граждан ОАО ОП «АССО-ИЖ2» «Клиент» передает, а «Охрана» принимает на себя функции по охране жилой квартиры, где находится имущество, принадлежащее «Клиенту», расположенной по адресу … с момента сдачи его на пульт централизованной охраны и до момента его снятия.

Согласно пункту 1.1. типового договора об оказании охранных услуг ООО ЧОП «Бокар» «Заказчик» поручает, а «Исполнитель» оказывает охранные услуги по обеспечению защиты имущества «Заказчика» при исполнении последними, должностных обязанностей в пределах охраняемого объекта.

Согласно пункту 1.1. типового договора на оказание охранных услуг ООО «Охранная организация «Центр» Заказчик поручает, а Исполнитель осуществляет охрану с использованием пульта централизованного наблюдения, товарно-материальных ценностей Заказчика по объекту … .

Согласно пункту 1.1. типового договора о централизованной охране квартир и других помещений с личным имуществом граждан ООО «Охранное предприятие «Партнер-I» Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанности по охране с использованием пульта централизованного наблюдения квартиры или других помещений, где находятся предметы домашнего хозяйства, личного потребления, а также деньги, ювелирные изделия и другие материальные ценности, принадлежащие владельцу имущества и членам его семьи.

Исходя из условий договора, продуктовые границы определены как услуги по охране жилых помещений.

 

На основании вышеизложенного, продуктовыми границами будут являться оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений, в том числе охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

 

3. Определение географических границ товарного рынка

 

Процедура определения географических границ рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

         - предварительное определение границ;

         - выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого рынка.

При предварительном определении географических границ товарного рынка учитывается следующее: информация о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; информация о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации; информация о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Спрос на услуги охраны жилых помещений является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются по месту нахождения жилого помещения (объекта услуг). Рынки являются локальными, прежде всего потому, что после обсуждения с заказчиком параметров охранной системы специалисты устанавливают технические средства охраны, и объект подключается к центральной системе пультовой охраны и в случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников, курирующих конкретный район, наряд милиции, пожарную охрану, аварийную службу ЖЭКа или другие службы в зависимости от ситуации. Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар и т.п., то есть охранный случай, необходим выезд охранников на объект, при этом выезд может осуществляться только той охранной организацией, которая работает в конкретном поселении, районе, округе - муниципального образования Российской Федерации, выбор заказчика услуг огранивается в указанных географических границах. Как правило, в одних географических границах работает небольшое количество охранных организаций, связано это, прежде всего с тем, что возможность иметь большое количество охранников, патрулирующих расширенные географические границы ограничена из-за высоких издержек, в части заработной платы сотрудников.

Таким образом, географическими границами рынков услуг охраны жилых помещений являются границы поселений, районов, округов - муниципальных образований Российской Федерации.

Географические границы рынка определены Удмуртским УФАС России  в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России, а именно как г. Ижевск (население 628 495 человек) и г. Сарапул (население 100 930 человек) Удмуртской Республики, поскольку по данным Удмуртстата (исх. № 07-131-3/52 от 17.08.2012 г.) на территории Удмуртской Республики, только г. Ижевск и г. Сарапул имеют численность населения более 100 000 человек.

На основании вышеизложенного географические границы настоящего анализа определены как: г. Ижевск и г. Сарапул Удмуртской Республики.

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

 

Покупателями на данном рынке являются физические и юридические лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона об охранной деятельности частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется в соответствии со статьями 11.2, 11.3 Закона об охранной деятельности, а также в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации  от 23.06.2011 г. № 498. Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел.

  В соответствии с п. 5.2 Порядка проведения анализа количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно сведениям, представленным МВД по Удмуртской Республике (исх. № 45/831 от 30.05.2012 г.), в географических границах г. Ижевска Удмуртской Республики услуги охраны жилых помещений оказывают следующие хозяйствующие субъекты:

1) ООО «АССО-ИЖ2» - 426069, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Песочная, 11, ИНН 1831045355.

2) ООО ОП «ОСП-Плюс» - 426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. К. Маркса, 316, ИНН 1831067510.

3) ООО «ОСП-Сервис» - 426008, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Кирова, 144, ИНН 1833055038)

4) ООО ЧОП «Бокар» - 426054, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Металлистов, 43-48, ИНН 1831074853);

5) ООО Охранная организация «Центр» - 426008, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 216, ИНН 1831138264);

6) ООО «Охранное предприятие «Партнер -I» - 426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М. Горького, 59а, ИНН 1834025967);

7) ООО «Охранное предприятие «Город» - 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 34, ИНН 1831110156;

8) ООО Частная охранная организация «Гром» - 426063, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воровского ,129, ИНН 1835072991;

9) ООО «Частное охранное предприятие «АСПЭК-Союз» - 426003, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. К. Маркса, 23, ИНН 1835061968);

10) ООО ЧОП «Щит-Нефтегаз» - 426072, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. И. Закирова, 22, ИНН 1833030523);

11) ООО Охранное предприятие «Ирбис» - 426063, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Краева, 48, ИНН 1833037543);

12) ООО НОП «Ника» - 426039, г. Ижевск, ул. Буммашевская, 7/10, оф. 9, ИНН 1833050833).

 

Согласно письменным пояснениям ООО «ЧОП «АСПЭК-Союз» (№80 от 20.08.2012 г.), ООО ЧОП «Щит-Нефтегаз» (№23 от 21.08.2012 г.) , ООО Охранное предприятие «Ирбис» (01.10.2012 б/н), ООО НОП «Ника» (№15 от 15.10.2012 г.) обществами не осуществлялась деятельность по охране жилых помещений.

Согласно письменным пояснениям ООО ОП «ОСП-Плюс» (вх. № 10463 от 29.11.2012 г.) в группу лиц с обществом входит ООО НОП «ОСП-Альфа» (426011, г. Ижевск, ул. К. Маркса, 316, ИНН 1831117017), имеющее лицензию на осуществление охранной деятельности. Вместе с тем, согласно письменным пояснениям ООО НОП «ОСП-Альфа» № 10.12.2012 г. №39, общество не занимается охраной жилых помещений.

Согласно письменным пояснениям ООО «ОСП-Сервис» № 162 от 27.08.2012 г. в группу лиц с обществом входят ООО ОП «Кайман» (426008, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Кирова, 172, ИНН 1833039029) и ООО ОП «Бастион» (426008, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Кирова, 172, ИНН 1833055020), имеющие лицензию на осуществление охранной деятельности. Вместе с тем, согласно представленным пояснениям ООО ОП «Кайман» № 18 от 07.12.2012 г. и ООО ОП «Бастион» №32 от 07.12.2012 г. указанные общества не осуществляют деятельность по охране жилых помещений.

Согласно письменным пояснениям ООО ЧОП «Бокар» в группу лиц с обществом входит ООО ЧОП «Спектр» (426008, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 259-38, ИНН 1831064076), имеющее лицензию на осуществление охранной деятельности. Информация ООО ЧОП «Спектр» не представлена.

Согласно письменным пояснениям ООО «Охранная организация «Центр» (вх. № 8268 от 07.09.2012 г.) в группу лиц с обществом входят ООО «Охранная организация «Центр-2» (426008, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 216, ИНН 1831138289) и ООО «Охранная организация «Центр-Глазов» (426008, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 216, ИНН 1831138271), имеющие лицензии на осуществление охранной деятельности. Вместе с тем, согласно представленным пояснениям ООО «Охранная организация «Центр -2» № 1918 от 11.12.2012 г. и ООО «Охранная организация «Центр-Глазов» № 1892 от 05.12.2012 г. деятельность по охране жилых помещений обществами не осуществлялась.

Согласно сведениям, представленным МВД по Удмуртской Республике (исх. № 45/831 от 30.05.2012 г.), в географических границах г. Сарапула Удмуртской Республики услуги охраны жилых помещений осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

1) ООО НОП «Магнум» - 427920, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Красная Площадь, 4, ИНН 1838006281;

2) ООО ЧОП «Стикс» - 427000, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Степана Разина, 59, ИНН 1838007172.

 

Кроме того, в географических границах г. Ижевска и г. Сарапула услуги охраны жилых помещений отказывает также ФГУП «Охрана» МВД России по Удмуртской Республике (426073, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Молодежная, 113, ИНН 7719555477).

 

 На основании вышеизложенного,  в период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г. на территории г. Ижевска услуги охраны жилых помещений оказывали следующие хозяйствующие субъекты:

1) ООО «АССО-ИЖ2»;

2) ООО ОП «ОСП-Плюс»;

3) ООО «ОСП-Сервис»;

4) ООО ЧОП «Бокар»;

5) ООО Охранная организация «Центр»;

6) ООО «Охранное предприятие «Партнер -I»;

7) ООО «Охранное предприятие «Город»;

8) ООО Частная охранная организация «Гром»;

9) ФГУП «Охрана» МВД России по Удмуртской Республике.

В период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г. на территории г. Сарапула Удмуртской Республике услуги охраны жилых помещений оказывали следующие хозяйствующие субъекты:

1) ООО НОП «Магнум»;

2) ООО ЧОП «Стикс»;

3) ФГУП «Охрана» МВД России по Удмуртской Республике.

 

 

5. Объем рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

 

Расчет общего объема товарной массы в обороте за период, определенный настоящим исследованием в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка осуществлялся на основании объемов оказанных услуг охраны жилых помещений хозяйствующих субъектов, действующих на территории г. Ижевска и г. Сарапула Удмуртской Республики.

Доля хозяйствующего субъекта – исполнителя на рассматриваемом товарном рынке (Di) - определяется как отношение жилых помещений, в отношении которых оказывались услуги охраны жилых помещений, к общему количеству жилых помещений, в отношении которых оказывались услуги охраны жилых помещений (Di= Vi/Vm).

Учитывая, что географическими границами рынка услуг охраны жилых помещений являются границы г. Ижевска и г. Сарапула Удмуртской Республики, общий объем товарного рынка будет составлять количество жилых помещений, в отношении которых оказывались услуги охраны жилых помещений в границах г. Ижевска и г. Сарапула Удмуртской Республики соответственно.

Расчет долей хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги охраны жилых помещений в географических границах г. Ижевска и г. Сарапула Удмуртской Республики, представлен в таблице 2 Приложения.

В географических границах г. Ижевска установлено наличие коллективного доминирования трех хозяйствующих субъектов: ООО «Охранная организация «Центр» (9%), ООО ОП «АССО-ИЖ2» (43,1%) и ООО Охранное предприятие «Партнер-I» (22,8%).

В географических границах г. Сарапула Удмуртской Республики установлено наличие коллективного доминирования двух хозяйствующих субъектов: ООО НОП «Магнум» (38,4%) и ООО ЧОП «Стикс» (61,6%).

 

 

6. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

         Для определения уровня концентрации используются следующие показатели:

         а) коэффициент рыночной концентрации  (CRn) сумма долей на товарном рынке  (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

         Как правило, для определения коэффициента рыночной концентрации рассчитывают коэффициент концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-3.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) – сумма  квадратов долей  на товарном рынке  (выраженном в процентах)  всех хозяйствующих субъектов,  действующих на данном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации  на рынке оказания услуг охраны жилых помещений в географических границах г. Ижевска Удмуртской Республики в 2010 и 2011 годах составил:

CR3 (2010г.) = 74,2%.

HHI (2010г.) = 2483,38.

CR3 (2011г.) = 74,9%.

HHI (2011г.) = 2458,45.

 

Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации  на рынке оказания услуг охраны жилых помещений в географических границах г. Сарапула Удмуртской Республики в 2010 и 2011 годах составил:

CR3 (2010г.) = 100%.

HHI (2010г.) = 5744,98.

CR3 (2011г.) = 100%.

HHI (2011г.) = 5269,12.

 

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

 

- высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;                          

- умеренный - при 45% <= CR3  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;                             

- низкий - при CR3  < 45% или HHI < 1000.

 

На основании вышеизложенного, можно указать, что рынок услуг охраны жилых помещений в географических границах г. Ижевска и г. Сарапула Удмуртской Республики относится к высококонцентрированному, конкуренция на рынке не развита.

        

7. Определение барьеров входа на рынок.

 

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относится наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

На основании анализа действующего законодательства, регулирующего деятельность в сфере услуг охраны жилых помещений, установлено наличие административного барьера входа на рынок, который выражается в следующем.

В соответствии с Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» №2487-1 от 11.03.1992 г. оказание услуг по охране объектов и (или) имущества разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.

В соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации  от 23.06.2011 г. № 498, для получения лицензии с правом оказания охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, а также по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов и (или) имущества соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление и документы:

1) заявление о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности, в котором указываются полное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, место его нахождения, предполагаемый (предполагаемые) вид (виды) охранных услуг, намерение использовать технические и иные средства, оружие, специальные средства и потребность в них;

2) документы по каждому виду охранных услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности;

3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.

К заявлению могут быть приложены:

1) копии учредительных документов;

2) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Кроме того, необходимо представить:

а) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

б) копию документа, подтверждающего наличие высшего профессионального образования у руководителя соискателя лицензии;

в) копию документа, подтверждающего прохождение повышения квалификации для руководителей частных охранных организаций;

г) копию удостоверения частного охранника, выданного руководителю соискателя лицензии.

Согласно сведениям, представленным хозяйствующими субъектами, действующими на рынке, также имеет место экономический барьер, который проявляется в следующем:

1) Необходимость значительных капитальных вложений.

2) Длительность окупаемости капитальных вложений.

3) Низкая норма прибыли.

4) Неравенство стартовых условий функционирования на рынке.

5) Отсутствие законодательного установленного минимального размера тарифной ставки по оказанию охранных услуг.

6) Необоснованно высокий уставный капитал.

Помимо указанных барьеров, для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества требуется наличие квалифицированного персонала.

По мнению хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, указные барьеры являются труднопреодолимыми и непреодолимыми.

В качестве предложений по мерам государственной поддержки, которые необходимо предпринять для стимулирования/развития охранной деятельности в Российской Федерации, хозяйствующие субъекты, действующие на товарном рынке, указали:

1) Применение льготного налогового обложения ко всем частным охранным организациям.

2) Устранение чрезмерного государственного регулировании охранной деятельности органами внутренних дел.

3) Устранение лоббирования интересов отделов вневедомственной охраны.

4) Разрешение частным охранным организациям осуществления иных видов деятельности.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на рынке

 

         Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынок услуг охраны жилых помещений в географических границах г. Ижевска и г. Сарапула Удмуртской Республики в период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г., позволил определить рыночную структуру изучаемого товарного рынка и степень развитости конкуренции на данном товарном рынке.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рынок услуг охраны жилых помещений в географических границах г. Ижевска и г. Сарапула Удмуртской Республики относится к высококонцентрированному, конкуренция на рынке не развита.

По результатам расчета долей хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, Удмуртским УФАС России установлено в географических границах г. Ижевска установлено наличие коллективного доминирования трех хозяйствующих субъектов: ООО «Охранная организация «Центр» (9%), ООО ОП «АССО-ИЖ2» (43,1%) и ООО Охранное предприятие «Партнер-I» (22,8%).

В географических границах г. Сарапула Удмуртской Республики установлено наличие коллективного доминирования двух хозяйствующих субъектов: ООО НОП «Магнум» (38,4%) и ООО ЧОП «Стикс» (61,6%).

 

Выводы:

 

По результатам анализа структуры себестоимости услуг по охране жилых помещений, Удмуртским УФАС России установлено следующее.

Услуги по осуществлению работ по проектированию,  монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений оказываются отдельно от услуг по охране жилых помещений.  Данные услуги, как правило, оказываются иными хозяйствующими субъектами по договорам, заключенным с хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги охраны жилых помещений.

Согласно информации, полученной от хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, себестоимость услуги охраны жилых помещений включает в себя себестоимость охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения, а проектирование,  монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны рассчитываются отдельно в зависимости от помещения заказчика технических средств,  устанавливаемых на конкретном объекте.

Стоимость услуг по осуществлению работ по проектированию,  монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны устанавливается хозяйствующими субъектами, оказывающими данный вид услуг, индивидуально в каждом конкретном случае.

По результатам настоящего анализа, Удмуртскому УФАС России необходимо провести мероприятия по актуализации Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов:

- включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, ООО «АССО-ИЖ2» - (426069, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Песочная, 11, ИНН 1831045355) по наименованию товара (работы, услуги) – услуги охраны жилых помещений в географических границах г. Ижевска с долей более 35%;

- включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, ООО ЧОП «Стикс» (427000, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Степана Разина, 59, ИНН 1838007172) по наименованию товара (работы, услуги) – услуги охраны жилых помещений в географических границах г. Сарапула Удмуртской Республики с долей более 50%;

- включить в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, ООО НОП «Магнум» (427920, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Красная Площадь, 4, ИНН 1838006281) по наименованию товара (работы, услуги) – услуги охраны жилых помещений в географических границах г. Сарапула Удмуртской Республики с долей более 35%;

- исключить из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике» (426004, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Советская, 32, ИНН 1841027468) по наименованию товара (работы, услуги) – услуги охраны жилых помещений в географических границах г. Ижевска Удмуртской Республики с долей более 50%, в географических границах г. Сарапула Удмуртской Республики с долей более 35% в связи тем, что учреждение не является хозяйствующим субъектом и соответственно не может находиться в данном Реестре.

 

Подпись должностного лица Удмуртского УФАС России